Кисточка для фотографий

Цифровая фотография сейчас распространяется все шире и шире. Соответственно, и софта для ее обработки тоже появляется все больше и больше. Естественно, первое, что приходит в голову - Photoshop. И действительно, это, пожалуй, самый мощный на сегодня инструмент для работы с растровой графикой. Единственный минус Photoshop в его сложности. Чтобы с ним грамотно работать, надо сначала научиться, а времени не хватает. Хочется что-нибудь эдакое - чтобы просто и быстро, и специально под цифровую фотографию. Об одной из таких программ сегодня и пойдет речь. Называется она PhotoBrush и живет в интернете по адресу www.mediachance.com.

Программа эта представляет собой не сильно сложный графический редактор - некую упрощенную помесь Photoshop и Painter. Имеет все базовые возможности для обработки графики и при том "весит" в архиве шесть мегабайт (последняя версия - 1.95). Программа условно-бесплатная (shareware, то бишь) и по этому поводу может использоваться в течении 30 дней абсолютно бесплатно. Большой ее плюс - поддержка плагинов Photoshop, но не об этом речь, а о специфических фильтрах и плагинах под эту программу, предназначенных для обработки фотографий.

Плагин первый, уникальный и, пожалуй, самый интересный - ClearSkinFX. Лежит на том же сайте. Собственно, он входит в комплект PhotoBrush, но его можно скачать и в самостоятельном исполнении. Предназначение - обработка портретов, сделанных цифровой камерой. Если вы пробовали снимать лица цифровиком, причем, крупным планом, то наверняка заметили, что структура кожи на них передается не просто хорошо, а даже немного слишком хорошо. Проще говоря, при хорошем разрешении кадра лицо начинает напоминать лунную поверхность со всеми ее кратерами, горными кряжами и ущельями. Реализм - это, конечно, хорошо, но не до такой же степени. Вот для борьбы с таким реализмом и предназначен ClearSkin. Он аккуратно размывает кожу на фотографии и убирает излишнюю детализацию. Причем фильтр этот достаточно интеллектуален и потому действует именно на кожу, оставляя глаза, волосы и фон в исходном состоянии.

Эффект аналогичен наложению косметики перед съемкой (как это делают, скажем, на телевидении). Только процесс занимает не 20 минут, а 30-40 секунд. В общем, дешево и сердито.

Следующий полезный инструмент - кисточка для удаления "красных глаз". Проверено, работает. Эту операцию, в принципе, можно сделать в любом редакторе, но в PhotoBrush все происходит автоматически. Далее, фильтр для общего облагораживания (DCEnhance) фотографии. Простейший вариант сконфигурирован для недоэкспонированных снимков. Основные функции - осветление, коррекция баланса белого и все то же разглаживание кожи. Очень хорошо работает для фотографий, сделанных при искусственном освещении и/или недостаточном освещении. Конечно, это не панацея, но все-таки баланс этот фильтр поправляет. Опять же, все перечисленное можно сделать и в Photoshop, но придется возиться отдельно с подбором яркости и удалением шума.

Далее, набор эффектов под названием B/Works. Из названия видно, что предназначен он для эмуляции черно-белых снимков. Фильтр достаточно грамотный. Имеет более 20 различных типов черно-белых фотографий, в том числе эмулирует отпечатки на разных типах фотобумаги. Ностальгическая такая штука. Кстати, эти фильтры можно применять как ко всей фотографии целиком, так и к отдельным областям. Сюда же можно отнести кисточку для замазывания царапин и прочих артефактов. Очень полезно при работе со слайд-сканером или просто сканером.

Идем дальше. Имеются две программки для удаления "горячих пикселов". В чем, собственно, проблема? ПЗС-матрица камеры, как известно, не идеальна. Соответственно, на ней всегда есть некоторое количество пикселов, в которых накапливается слишком большой заряд. При небольших выдержках они особо не заметны. Но если выдержку увеличить, "горячие пикселы" проявятся в виде ярких белых точек, окруженных цветным мусором. Чтобы проверить матрицу на предмет таких пикселов, сделайте снимок с максимальной выдержкой без света. Чтобы убрать такие артефакты со снимков, можно воспользоваться программами HotPixels Eliminator (есть отдельно и в составе PhotoBrush) и Black Frame NR (только отдельно). Первая просто удаляет со снимка все яркие точки, считая их артефактами. Соответственно, если на фотографии много отражающих поверхностей (а значит, и бликов), то этот фильтр будет работать некорректно. Но при съемке, скажем, пейзажа ночью действует вполне адекватно. Black Frame NR более корректен. Для него сперва надо сделать снимок с максимальной выдержкой и закрытым объективом - то есть проявить "горячие пикселы". А затем просто вычитать полученный шаблон из фотографий.

В общем-то, это все плагины для PhotoBrush. Но на Mediachance есть еще несколько полезных программок, с которыми стоит познакомиться. Первая называется PhotoSEAM и предназначена для генерации стыкующихся текстур. То есть текстур, сливающихся в неразрывный фон. Любой, кто пробовал делать фон к веб-страничке или текстуры для игр, поймет, зачем это нужно. Так вот, в данном случае текстуры можно не только рисовать, но и перерабатывать в них фотографии. Причем подбор границ и подгонка происходят, в основном, автоматически, что весьма удобно. Вторая программка (сейчас она включается в комплект PhoroBrush) - FilterSIM. Занимается она эмуляцией светофильтров. В принципе, задача элементарная и решается подбором уровней RGB в любом графическом редакторе. Но плюс FilterSIM в том, что в ней уже имеется готовая библиотека фильтров и она четко соответствует стандартным фильтрам по классификации Wratten. Очень удобно прикинуть, что должен делать тот или иной светофильтр с фотографией.

Ну и в заключение еще несколько мелких, но приятных моментов PhotoBrush. Он умеет считывать из фотографий, сделанных цифровой камерой (важно, чтобы фотографии перед этим не редактировались) EXIF-заголовки. Многие современные камеры дописывают в Jpeg-файлы информацию об условиях съемки. Вот это и есть EXIF. Соответственно, в PhotoBrush можно посмотреть, когда и какой камерой делалась фотография, какая была установлена выдержка, чувствительность и диафрагма, в каком режиме работала вспышка и какой тип экспозамера использовался. Можно даже определить расстояние до объекта съемки, если его записала система автофокуса. В общем, масса параметров фотографии, которые могут пригодиться при обработке. Кроме того, Photobrush умеет работать со встроенными в фотографию цветовыми профилями (ICC-профилями) и преобразовывать картинку с учетом профиля камеры и профиля принтера или монитора. Отдельная функция позволяет работать с цветовым пространством камер Minolta, не совпадающим со стандартным sRGB.

В общем, PhotoBrush - очень удобная и относительна небольшая программа, которая позволяет быстро обрабатывать фотографии. Рекомендую попробовать.

Константин АФАНАСЬЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 2002 год

Рубрика: 

Цифровая фотография
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!