Демо-пакеты

Для чего нужна рассылка демо, думаю, долго объяснять не нужно. Вы хотите поехать на фестиваль или отослать материал на рецензию в какой-нибудь журнал? А может, вам нужны радиоротации или договора с крупными и мелкими звукозаписывающими компаниями?

Наиболее часто встречаемая ошибка - музыканты полагаются на собственные сайты и возможности интернета. Но эффективность от такого решения крайне мала. Во-первых, представители крупных и успешных лейблов чаще всего предпочитают личный контакт, нежели чтение писем со ссылками на МР3. Интернет в данном случае стоит на второстепенных ролях и именно как информационное пространство. Во-вторых, существует множество барьеров как технологических, так и языковых. Например, в некоторых странах большинство использует компьютеры Apple Macintosh, на которых МР3-файлы, как и другие РС-стандарты, или не работают, или работают с недавнего времени. Представитель немецкого лейбла, особенно небольшого, вряд ли будет утруждать себя чтением англоязычного сайта - чисто языковой аспект.

И, наконец, последний камень в огород против того, чтобы возлагать на интернет основные надежды, - это дизайн ресурса. Беседуя с опытными web-дизайнерами, я часто слышал о существовании так называемых национальных черт web'а: иными словами, немецкие сайты выполнены большей частью в классическом корпоративном стиле, английские обладают более новаторским дизайном с элементами поп-арта, американские - яркие как упаковка. Согласитесь, в этом есть определенная доля правды, хотя мы часто встречаемся со смешанными вариантами. Но идеально, конечно, было бы, если бы ваш ресурс отвечал пользовательским требованиям той страны, в которой вы хотите продвигать свою музыку. А это... - правильно, интернет-магазины той страны, в которой могут продаваться ваши CD.

Использование интернета в коммуникационных целях вне всяких споров необходимо. Но и здесь есть одно "но"... Например, ваш почтовый ящик не должен быть на freeware-сервере. Иначе, помимо информации, ваше письмо будет содержать ненужную рекламу.

Но давайте пока оставим тему интернета и обсудим вещи более материальные.


Что включает в себя обычный демо-пакет музыканта?

Аудио. Обычно достаточно материала общей длительностью в 20 минут. Не думаю, что рассылка полновесного альбома на первом этапе даст больший результат, чем 20 минут лучших песен. Особое внимание следует уделить мастерингу и компиляции высылаемого сборника. То есть, композиции должны сочетаться в согласии с замыслом автора; громкость треков, вокала в песнях не должна скакать при переходе от одной вещи к другой. Все должно быть органично.

Видео. Достаточно собрать небольшой видеоролик с нескольких концертов. Получатель должен видеть, как вы можете работать на сцене, и т.п. Хороший видеоклип, красивая запись выступления на большом концерте - еще плюсы в ваш актив.

Брошюра. В небольшой брошюрке либо в раскладном листе соберите свои фотографии, напишите краткую историю группы, другую полезную информацию. Многие, кстати, делают многостраничный полиграфический вкладыш в CD. Но, должен сказать, чисто психологически человеку, который взял ваш диск на прослушивание и заинтересован в дополнительной информации, гораздо удобнее воспользоваться специально заготовленной брошюрой, нежели извлекать из коробки CD вкладыш.

Райдер. Достаточно обыкновенного листа формата A4, на одной стороне которого вы рисуете план сцены, расположение музыкантов на ней и требования к технике. Например, возле вокалиста рисуете микрофон, указываете модель и прочее. На обратной стороне этого листка просто указываете дополнительные требования, например, какой микрофон можно заменить и на что и т.п.

Теперь поговорим об упаковке всего этого. Существуют два варианта, можете изобрести третий.

  1. Компакт-диск CD Audio, видеокассета (VHS/SVHS), брошюра, райдер.
  2. Аудио, видео и др. на одном диске в формате CD-Extra, брошюра, райдер. Не пугайтесь, в этом случае на обычном CD-плеере ваши 20 минут аудио будут воспроизводиться нормально.

Второй вариант предпочтителен еще и тем, что на CD можно внести много дополнительной информации. Если учитывать тот факт, что почтовая рассылка чего-то да стоит (а в варианте рассылки более чем ста экземпляров уже и не чего-то, а ощутимо для бедного музыканта), то CD-E - это уникальный выход из положения. Ведь, с одной стороны, вы идете в ногу с технологиями, а с другой - меньше платите на почте.

Обычные тарифы на почтовую пересылку стандартны, и высылка веса до 100 г стоит практически в два раза дешевле, чем от 100 до 250. Вот и представьте ситуацию, когда обычный CD в Jewel Box и упаковке весит 109-112 г. В результате нужно подумать и об упаковке самого диска, например, использовать Single Box вместо Jewel, что уберет лишних 20-30 г. В общем, подводных камней множество. Вы думаете, мне жалко переплачивать за несколько грамм? Наверное, вы правы, потому что при переплате падает эффективность такой рассылки. В случае с компакт-диском и видеокассетой объем затрат еще больше увеличивается.

Есть еще один вариант демо-пакета, который может вам пригодиться в дороге, при общении с заинтересованными лицами и т.п. Это CD-визитки. Небольшие компакт-диски различных форм, чаще всего круглые, прямоугольные и квадратные, которые могут воспроизводиться и читаться на обычных приводах CD-ROM. CD-визитка - ближайший родственник MiniCD, именно под него у нас в устройствах CD-ROM есть вторая внутренняя дужка. Таким образом, для CD-визиток не нужно никаких специальных устройств, все уже изобретено и функционирует. Помимо общей информации, которую можно разместить на лейбле такого диска, как вы сами понимаете, на него можно что-либо и записать. Емкость CD-визитки, в зависимости от модели и формы, находится в районе от 20 до 50 Мб. Поэтому чаще всего туда помещают сайты, МР3 или одну песню в формате CD Audio.

Вот, в общем, и все. Хотя, крайне не рекомендую рассылать диски, записанные на домашнем CD-рекордере, что везде считается домашним творчеством и серьезно не воспринимается. Вариант с тяжелой, криво наклеенной наклейкой тоже не приветствуется. Тем более, не используйте CD-RW-матрицы, которые могут прочесть далеко не все CD-плееры. Существуют промышленные стандарты, которых следует придерживаться.

Существует еще один достаточно тонкий момент. Менеджеры обычно привыкли работать с лейблами, то есть юридическое лицо там ценится высоко. Поэтому неплохо бы, чтобы ваш диск был издан с логотипом какого-нибудь лейбла, пусть даже и виртуального, это придаст некоторый вес вашему продукту. Что делать, если у нас этой системы пока нет... Надо адаптироваться под чужие.


Что необходимо иметь, помимо этого

Адрес электронной почты. Лучше платный вариант, в случае которого ваша переписка будет происходить без посторонней рекламы. На всякий случай, откройте freeware дублирующий ящик, чтобы ваша переписка не исчезла в самый неподходящий момент.

Сайт группы. Информации должно быть мало, но при этом она обязана быть интересной. Например, иногда, может быть, интереснее читать краткие истории об увлечениях музыкантов, чем бесконечные опусы об истории создания группы. Обязательны новости. Наличие МР3 не желательно, поскольку сейчас идет война владельцев звукозаписей с нелегальными распространителями. Во-вторых, отсутствие МР3 на сайте может дать некоторую уверенность в вашей чистоплотности людям, которые захотят с вами работать. Еще один важный момент заключается в том, что если вы собираетесь сотрудничать, например, с поляками, то у вас обязательно должен быть польский вариант страницы, и так далее.


Что со всем этим делать?

Резонный вопрос, который может возникнуть по прочтении вышеизложенного. Отвечаю: нужно заняться менеджментом. Самый стандартный вариант - хождение по всемирной паутине или использование тематических каталогов типа Euro Pop/Rock, которые можно приобрести в любой точке Европы, а также через интернет.

Но перед всем этим нужно определиться с вашим музыкальным стилем. Дело в том, что правильная оценка стиля очень повышает вероятность прямого попадания к нужному человеку либо на нужный лейбл. Для этого необходимо пообщаться со специалистами, которые владеют подобной информацией, либо прочитать специальную литературу. Например, некоторые любители тяжелой музыки могут не понять, что такое "трэш метал", так как не знают такого направления, а организаторы этно-фестивалей обидятся, если вы им предложите фольк или world-music. Хотя, что касается последнего, для нас довольно часто это одно и то же.

Конечно, самый лучший вариант - это зайти на сайт типа www.audiogalaxy.com, просмотреть списки стилей и послушать примеры из них, если для этого есть время и возможности.

Когда стиль определен достаточно точно, мы начинаем собирать и сортировать информацию. Обычно и в каталогах, и на сайтах фестивалей и клубов данные по музыкальным предпочтениям имеются. Постепенно начинает формироваться список из имен контактных лиц и адресов, что и послужит основой для почтовой рассылки.

Отдельно хочется отметить, что практически все серьезные организации работают за полгода, поэтому рассылку нужно подрассчитать заранее. Например, фестивальный сезон в северном полушарии начинается в конце марта -апреле и заканчивается в августе-сентябре. Клубы работают практически круглый год. Но при рассылке лучше ориентироваться на фестивали по двум причинам. Во-первых, если получится турне, то оно будет наиболее полным, а во-вторых, на фестивалях больше платят. Поэтому сентябрь-октябрь-ноябрь - самые активные месяцы в плане подготовки к следующему году.


В завершение

Полномасштабных рассылок пока еще никто не проводил, поскольку одна такая обойдется, как минимум, в 2000 у.е. Могу привести данные по своей e-mail-рассылке, проведенной в 1999 году: из 1102 разосланных писем, приглашающих посетить сайт, послушать МР3 и т.п., пришло порядка 70 заинтересованных ответов, что составляет примерно 6% (практически тот же эффект, что и у фирмы, рассылающей буклеты). Но при этом в 50 письмах попросили прислать CD, видео и райдер... То есть, вы сами понимаете мое восхищение интернет-технологиями на то время. Конечно, хочется верить, что рассылка демо-пакетов может принести больший процент. При этом стоимость всей рассылки окупается выступлениями на нескольких больших фестивалях, где средний гонорар составляет примерно 800 у.е.

На самом деле существует еще один вариант такой рассылки, который на протяжении нескольких лет уже довольно успешно применяется в России и других странах - радио-рассылки. Проект практически самоокупаем. Существует несколько рассылочных систем, участие в которых стоит от 150 до 400 у.е. за одну песню в сборнике. Сформированный CD рассылается по радиостанциям. Обычно база адресов состоит примерно из 500 станций и 200-300 клубов. Представители радиостанции по получении диска выставляют оценки присланным композициям, таким образом, формируется некоторый интерактив. Причем для музыкантов участие в подобных рассылках является очень выгодным подспорьем в раскрутке своей музыки. Я уже не раз сталкивался с тем, что песня становится на радио хитом, а о музыканте практически ничего неизвестно. Это зачастую результат рассылки.

И напоследок: моя статья посвящена тем людям, чья музыка произведена профессионально и может кого-нибудь заинтересовать. В этом случае такая рассылка может обеспечить хороший старт, а дальше следует начинать заводить личные контакты, что позволит вашему музыкальному бизнесу стать более стабильным. Удачи!

Кристофер-2002,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2002 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!