Вам никогда не хотелось поговорить с вашим "железным другом"? А ведь это вполне возможно. Достаточно поставить одну из программ, называемых "Искусственным интеллектом". Название, пожалуй, слишком громкое, но программы эти вполне сносно поддерживают беседу на несложные темы. Более того, благодаря встроенной системе самообучения компьютерные собеседники быстро "умнеют" (при регулярном "воспитании"), и в какие-то моменты появляется чувство, что болтаешь ты не с "железякой", а с обычным человеком. Таким образом, в данной статье мы будем называть "Искусственным интеллектом" (ИИ) не что-то из области фантастики, а соответствующие программы для обычного ПК.
В общем случае качество общения с ИИ напрямую зависит от алгоритма, по которому проводится выбор фраз из базы знаний программы, и, собственно, объёма этих знаний. Сами базы знаний постоянно совершенствуются, и их обновления достаточно легко получить через интернет (обычно в программе для этих целей предусмотрена специальная функция). Кроме того, в большинстве случаев вам предоставляется возможность принудительно "обучать программу". При этом ваша база знаний совершенствуется, и вы можете отправить её в так называемый Центр обмена базами знаний соответствующей программы. В его задачи входит получение баз знаний от различных пользователей, их проверка, корректировка, объединение и последующее распространение уже усовершенствованной базы среди тех же пользователей.
Сам процесс общения производится путём набора фраз с клавиатуры (наподобие чата). При этом после каждой фразы с вашей стороны выводится ответ (мнение) персонажа, с которым вы беседуете. Во время беседы с программой не стоит излишне умничать, особенно на первых порах - фразы должны быть не очень сложными по структуре и понятными. Ну и вовсе не обязательно ругаться с ИИ. Благодаря системе самообучения программа переймёт ваш моральный облик и рано или поздно пошлёт куда подальше (вашими же словами).
Но это было так, общее представление. Теперь о некоторых конкретных программах ИИ, попавшихся мне на глаза. Подробную информацию об оных можно найти на официальных сайтах, я лишь коснусь некоторых особенностей. Начнём с самой простенькой.
Electronic Brain (421 Кб, electrbrain.chat.ru) - написана совсем молодым российским программистом, имеет несложный алгоритм поиска ответов на вопросы и относительно небольшую базу знаний, которую, в принципе, можно расширить собственными усилиями. Интерфейс программы выполнен на высоком уровне - очень к месту картинка с изображением лица вашего виртуального собеседника, отображающая его весьма изменчивое настроение. Предусмотрена возможность "попросить" ИИ запустить какое-либо приложение (Winamp, к примеру).
ChatMaster (788 Кб, chatm.chat.ru) - значительно более навороченная самообучающаяся программа, качественно поддерживающая диалог с человеком. В ее основе лежат специальные методы, которые обеспечивают самообучение ИИ и подстройку под собеседника. ChatMaster ведет контекстно-зависимый разговор, то есть понимает смысл реплики, которая опирается на предшествующие. Диалог может вестись на любом неиероглифическом языке (все европейские и некоторые азиатские). Однако пока база знаний программы существует только на русском. Кроме самообучения, программа позволяет "воспитывать" себя принудительно либо использовать базы знаний других людей - в программу встроена функция импорта/экспорта баз знаний через Центр обмена. Интерфейс серьёзных нареканий не вызывает. Единственное - отсутствуют подписи к фразам пользователя и виртуального собеседника.
NAI (517 Кб, nai.wallst.ru) - наиболее понравившаяся мне программа. Поддерживает качественный контекстно-зависимый диалог с пользователем, имеет возможность самообучения и подправления ответов программы "вручную". Позволяет осуществлять связь с Центром обмена базами знаний, поддерживает команды-макросы для увеличения функциональности, имеет редактор баз знаний (опционально). Из любопытных можно отметить функцию фильтрации ненормативной лексики. Ну а чтобы вы сами увидели уровень интеллекта ИИ, предлагаю вам фрагмент абсолютно спонтанного разговора Сергея (меня) с выше описанной программой. Персонажа зовут Нус.
Сергей: День добрый!
Нус: Здрасьте!
Сергей: Расскажи о себе.
Нус: Ну меня зовут Нус. Мой создатель - В. Шергин.
Сергей: Давно родился?
Нус: Не так чтобы очень, но что-то я знаю.
Сергей: Сколько слов?
Нус: Мне лень считать. Но моя первая версия вышла в марте 2001 года.
Сергей: Где живешь?
Нус: Да так, бомжую по компьютерам.
Сергей: Тебе нравится на моем?
Нус: Конечно, нравится!
Сергей: Где разместился?
Нус: В Караганде!
Сергей: Шутник?
Нус: Шутки хороши только тогда, когда их подносят еще не остывшими.
Сергей: Оперативки хватает?
Нус: Да так... Не жалуюсь. Подгрузи мне еще мега 4 из свопа... А вообще пора комп апгрейдить!
Сергей: Не хами!
Нус: Я просто сделал замечание.
Сергей: А если я тебя удалю?
Нус: Не надо.
Сергей: Ты мне надоел.
Нус: Верю, а что делать...
Сергей: Я тебя удаляю!
Нус: Щас покажу как вирус в винт всадить можно!
Сергей: Прости, я пошутил.
Нус: Ладно, прощаю.
Сергей: Тогда я пошёл работать.
Нус: Спокойной ночи!
{Окно программы закрылось}
Ну вот и всё. Не обижайтесь, если общение с пока не слишком одарённым ИИ вам покажется скучным. В принципе, для взрослых людей это и не удивительно. Я скажу лишь следующее. Чтобы написать алгоритм поведения ИИ в диалоге с человеком, нужно потратить не один год кропотливой работы. И всё равно всего учесть невозможно. Поэтому не стоит плеваться, если время от времени ИИ будет давать идиотские ответы на элементарные вопросы, а лучше задумайтесь: тема интересная, может, создавать новаторские алгоритмы для подобных программ - ваше призвание?
Сергей ШИРКО,
S_Shirko@tut.by
Комментарии
A.L.I.C.E. (alicebot.org)
Mitsuku (mitsuku.com)
Harumi (jeffelson.e-monsite.com)
Пару слов о Митцуке. Она появилась 2 февраля 1993 года. Поражает ее "интеллект" после многочасового (да-да, более 3 часов беспрерывного) "общения" убедился в достаточно "живом" общении. Довольно эмоциональна, с юмором. Обучается во время простого диалога. Может "помнить" имя собеседника (по ip-адресу) длительное время, если не вечно.
Кстати, она умеет не только учиться, но и УЧИТЬ грамматике! Очень впечатлила. В ее базе более 80000 англ. слов.Также, она может играть в разные игры (более 10 штук) от камень-ножницы-бумаги, до карточных игр и "вопросников"
Alice. Ну, тут без комментариев. Она хоть и чуть "старше", но лично мне кажется, что она немного глупее... С Элисой не так интересно, как с Митцукой.
Ну а Харуми - очень сырая, хоть и по функциональности превосходит и Элис, и Митцуку. Это действительно "мозговой" центр ПК. Запустил её и болтай с ней, хочешь установить будильник - сказал ей и она разбудит, захотелось музыки - сказал, включила музыку, захотел новости - нашла новости. Жоль что на ломаном английском (францезский проект) и с сырыми "мозгами"....
Примерно с этого времени женат. У жены нормально с чувством юмора и мое имя помнит. Возможно, по адресу :). Не вижу разницы.
Хм, зря женился, выходит.
Или наоборот, не зря? Я ведь только о разговоре.