Противоречия между бизнесом звукозаписывающих компаний и свободным обменом цифровыми данными через Сеть близятся к своему апогею. Владельцы музыкальных лейблов активно борются с нелегальным распространением музыки в интернете, однако "пиратские" файлообменные системы по-прежнему существуют, как и многочисленные web-сайты и ftp-узлы, поэтому пользователи глобальной Сети продолжают активно скачивать музыкальные композиции и обмениваться ими. По причине вполне понятной любви пользователей к бесплатной музыке объемы продаж большинства музыкальных компаний в 2001 году ощутимо снизились, и, судя по результатам исследований, в 2002 году звукозаписывающие лейблы вновь потеряют немало средств по этой же причине.
Достаточные для объективного анализа данные касательно США опубликовала компания Odyssey. В ходе произведенного исследования выяснилось, что 31% американских пользователей Сети старше 16 лет (а это 40 млн. человек) за последние полгода скачивали с различных сайтов музыкальные файлы или обменивались ими при помощи peer-to-peer-сетей. При этом средний пользователь обменивал или скачивал по 11 файлов в неделю. Но сами по себе эти цифры абсолютно не отражают реальную ситуацию. Дело в том, что, по данным тех же исследований, скачивание и обмен mp3-файлами в интернете стали весьма популярным занятием среди тех самых пользователей, которые также являются и наиболее активными покупателями лицензионной музыкальной продукции - это люди моложе 30 лет. Более половины - 53% - пользователей Сети данной возрастной группы сообщили, что они регулярно скачивают музыкальные файлы. Ситуацию усугубляет тот факт, что старшие возрастные группы также достаточно активно пользуются интернетом для получения музыки в цифровом виде. А именно: 20% пользователей старше 30 лет и 14% пользователей старше 45 лет практикуют скачивание и обмен mp3-файлами. Падают продажи дисков и кассет; американцы предпочитают приобретать пишущие CD-ROM`ы. Показатель роста их продаж за год подскочил на 23%. Само поведение американских (да и не только) меломанов в корне меняется: вместо того, чтобы приобретать уже готовые альбомы в магазинах, интернетчики предпочитают составлять собственные плей-листы и записывать свои коллекции на компакт-диски и винчестеры своих компьютеров.
В цифрах же потери звукозаписывающих компаний выглядят следующим образом. Так, Международная федерация индустрии фонограмм недавно объявила о самом сильном падении продаж в истории звукозаписи. Продажи членов федерации за прошлый год упали в совокупности на 10% - до 33 млрд. USD. Практически одновременно о падении объемов поставок музыкальной продукции недавно объявила и Американская ассоциация звукозаписывающих компаний. За 2001 год ее поставки упали на те же 10% по отношению к 2000 году. И руководители компаний главной из причин называют неконтролируемое распространение бесплатной музыки в цифровом виде.
Само собой, возникает вопрос: что делать в такой ситуации? На сегодняшний день существует два глобальных подхода к решению проблемы. Первый принадлежит звукозаписывающим компаниям, и в его основе - отчаянное стремление оттянуть неизбежный переход к новым способам ведения бизнеса. Так что все их действия сводятся к лоббированию своих интересов в правительствах и обиванию порогов законодателей. Особенно этим славятся, конечно, США, о чем мы уже не раз писали. Сейчас же там разработаны законопроекты вообще запредельного свойства. Например, хотят заставить производителей компьютерной и бытовой техники встроить на уровне "железа" блокирование оцифровки всякой помеченной копирайтом медиа-информации. Они называют это "заткнуть аналоговую дыру". Впрочем, и атаки на видеомагнитофоны начались давно и не прекращаются до сих пор. А история с DeCSS чего стоит... Ну а несколько недель назад в Конгресс США был представлен законопроект, согласно которому юзер, сознательно указывающий неверную информацию о себе при регистрации доменного имени, может попасть за решетку на срок до пяти лет. Однако "запретительная" стратегия вряд ли реально способна что-то сделать. Ну, запретили Napster, закрыли в судебном порядке несколько крупных музыкальных серверов, но на смену тотчас же пришли и новые peer-to-peer-системы, и новые открытые для всех сайты. Выпустили защищенные от копирования CD - и тут же выяснилось, что защиту можно нейтрализовать, просто проведя по диску маркером. Так было и так будет всегда. Значит, корпорациям звукозаписи нужно искать какие-то другие пути работы с потребителями их продукции.
По мнению представителей уже упоминавшейся компании Odyssey, чтобы изменить существующее положение вещей и предотвратить дальнейший рост потерь, звукозаписывающим компаниям придется всерьез заняться развитием собственных онлайновых музыкальных сервисов. "Легальные" сайты с лицензионной музыкой, например, MusicNet и PressPlay, в их нынешнем виде не способны ни удовлетворить запросы потребителей-меломанов, ни спасти крупную музыкальную индустрию. Компаниям предстоит серьезно подумать, как именно адаптировать свои онлайновые сервисы под интересы интернетчиков, в том числе сделав упор на редкую в настоящее время или дорогую возможность записи на компакт-диски и винчестеры предлагаемых для скачивания лицензионных композиций.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы