Все говорит о том, что после длительного периода стагнации интернет-бизнес вступил в полосу подъема. По крайней мере, именно на это указывают различные маркетинговые исследования и статистические данные. Правда, положительные результаты относятся, в основном, к В2С-сектору.
Для интернет-бизнеса очень удачным оказался первый квартал нынешнего года, в первую очередь, для В2С-сектора. Именно такого мнения придерживается известная исследовательская компания comScore Networks. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, онлайновые продажи за первые три месяца выросли на 50%, достигнув отметки в 17 млрд. USD и побив даже рекордные для прошлого года показатели четвертого, рождественско-новогоднего, периода на 8%. Причем речь в данном случае идет только о "чистой" продаже, без учета оборота интернет-аукционов. Более того, по мнению экспертов той же компании, весь 2002 год обещает стать весьма доходным для интернет-бизнеса. Наиболее хорошо в первом квартале нынешнего года шли дела у онлайнового туристического бизнеса. В 4-м квартале прошлого года это направление е-коммерции пережило серьезный спад из-за террористических актов в США, которые у многих отбили желание путешествовать. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, продажи в данном секторе подскочили на 87%, а с четвертым кварталом - на 39%, достигнув цифры в 6,98 млрд. USD.
В то же время наибольшие обороты были отмечены у сайтов, торгующих компьютерами. На их долю пришлось 2,4 млрд. USD, что на 44% выше показателей первого квартала прошлого года, но на 11% ниже, чем в праздничном 4-м квартале. Все закономерно. Продажи программного обеспечения через Сеть повысились на 12%, до 236 млн. USD. При этом наибольшим спросом пользуется антивирусное и бухгалтерское ПО. Продажи еще одного популярного в интернет-магазинах товара - канцтоваров - достигли в совокупности 1,7 млрд. USD, что на 35% выше, чем в первом квартале прошлого года, и на 56% больше, чем в 4-м квартале. Столь существенный рост менеджеры этих онлайновых магазинов объясняют большими закупками канцтоваров школьниками и офисными работниками после рождественских каникул и отпусков. На 145%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли продажи спортивных товаров, достигнув показателя в 250 млн. USD. Неплохой доход принесли продажи видео, подскочившие на 45%, по сравнению с первым кварталом прошлого года и на 3% - с праздничным периодом, и достигшие 234 млн. USD.
Однако не все оказались с прибылью. По-прежнему несут убытки интернет-магазины, торгующие книгами и музыкальными дисками. По сравнению с аналогичным кварталом прошлого года, за первые три месяца продажи книг упали на 5%, до 557 млн. USD. Онлайновые продажи музыки снизились до 230 млн. USD, в то время как в праздничный период они были на уровне 1,3 млрд. USD. Специалисты маркетинговых агентств объясняют эти нерадостные цифры тем фактом, что покупки книг и дисков традиционно особенно популярны в праздничный период, а сейчас их сезон миновал.
Что касается сугубо американского рынка онлайновой торговли, то данные аналитиков свидетельствуют о том, что число онлайновых транзакций, совершенных на рынке в январе-марте 2002 года, составило 91,47 млн., по сравнению с 68,29 млн. транзакций в первом квартале 2001 года. Средний размер платежа по одной покупке также показал существенный рост, составив в первом квартале 2002 года 127 USD, по сравнению с 120 USD в аналогичном периоде 2001 года.
Маркетинговая компания BizRate объявила о пересмотре прогноза развития американского В2С-рынка на 2002 год в сторону увеличения. Ранее ожидаемый объем совокупных продаж в 45,20 млрд. USD был пересмотрен до 51,48 млрд. USD. Таким образом, рост розничного сектора электронной коммерции, по оценкам BizRate, в 2002 году составит не 26%, а 44%. Для сравнения: по итогам прошлого года, совокупная выручка компаний, осуществляющих онлайновые розничные продажи на рынке США, составила 35,87 млрд. USD. Прогнозы других аналитических агентств, в частности, Forrester Research, eMarketer, GartnerG2 и IDC, гораздо более оптимистичны и составляют 74,0 млрд., 75,0 млрд., 91,9 млрд. и 116,8 млрд. долларов, соответственно.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы