Часть 3: Тенденции и перспективы
(Окончание, начало в №17)
В последней, третьей, части обзора (первую и вторую части см. в предыдущих номерах "КВ") представлены ответы руководителей пяти ведущих веб-компаний по теме перспектив развития белорусского рынка веб-разработок. Всем было предложено ответить на следующие вопросы:
- Что, по Вашему мнению, будет востребовано в ближайшем будущем?
- Какая отрасль в Беларуси является наиболее перспективным клиентом для веб-разработчиков? Почему?
- Какое событие/тенденция могли бы сказаться положительно на развитии рынка веб-разработок?
- Какой тип интернет-компаний/бизнес-модель, по Вашему мнению, имеет наибольшие шансы на успех в Беларуси?
- Каким Вы видите будущее вашей компании?
Дмитрий Болашев, арт-директор
компании "Дизайн Артель" (www.artel.by).
7. Предположу, что наиболее востребованным и перспективным направлением для Беларуси будет создание компаний-разработчиков полного цикла обслуживания. Т.е. заказчик за свои деньги будет получать не просто визитку в интернете. Ведущие позиции на рынке займут разработчики, которые смогут предложить заказчику сочетание маркетинга, креатива и функционала. Плюс комплекс мер по грамотному продвижению. Это позволит заказчику получить тот самый "эффективный бизнес-инструмент".
8. Сложно выделить конкретную отрасль. В идеале это должны быть крупные предприятия, зарабатывающие реальные деньги и понимающие, что с помощью Сети можно как сэкономить, так и заработать. С ними можно сотрудничать долго. На одном дизайне в РБ много не заработаешь, следовательно, будущее - за проектированием сложных систем, их программированием, сопровождением и развитием.
9. Смотри п. 5.
10. Смотри п. 7.
11. Укрепление лидирующей позиции поставщика продуманных комплексных бизнес-решений для интернета в Беларуси. Наше собственное программное обеспечение, опыт и способность разрабатывать нестандартные системы под заказ, усиление маркетинговой составляющей в проектировании ресурсов дают нам возможность быстро и качественно разрабатывать "работающие" веб-сайты для наших клиентов. Именно те, что решают не просто представительские, а операционные задачи предприятия. В ближайшем будущем - вывод нашего брэнда, уже известного в Беларуси, на российский рынок. Работа на Запад также лежит в сфере наших интересов.
Андрей Борисевич, директор по
маркетингу дизайн-студии Webcom (www.webcom.by).
7. В ближайший год, как мне кажется, будет востребована недорогая, практически шаблонная разработка веб-сайтов. Основная направленность, скорее всего, будет в области корпоративных сайтов и электронной торговли (уже начинает разворачиваться борьба между торговыми площадками). Вряд ли в ближайшее время понадобятся какие-то нестандартные дорогостоящие маркетинговые решения, возможны штучные заказы. Вряд ли будет серьезно развиваться рынок интернет-рекламы. Потенциал рынка еще слишком мал.
Поэтому я прогнозирую на этот год появление еще пары десятков мелких веб-студий, одно-два агентства рекламы (которые все равно будут веб-студиями). Возможно, произойдет разделение на чисто дизайнерские студии и на программистские коллективы. Уже сейчас это имеет место. Также могут появиться агентства полного цикла (это также можно наблюдать уже сейчас), но я не думаю, что они будут иметь серьезный успех на рынке.
8. Сложно сказать. В принципе, представителей любой отрасли можно представить в Сети. Нет такого товара, для которого интернет просто не подходит. Все зависит от проект-менеджеров, которые будут работать с клиентом, от бизнес-модели, которая будет предложена заказчику. Наиболее перспективны, конечно, те отрасли, которые так или иначе используют информационные технологии или занимаются торговлей (компьютерные фирмы, туристические компании, газеты, торговые предприятия, экспортеры и импортеры и т.д.).
9. Наверное, общее улучшение и стабилизация экономики. Повышение образовательного уровня клиентов, PR интернета. Я думаю, что рынок будет развиваться сам по себе, с течением времени.
10. На мой взгляд, можно выделить несколько типов успешных компаний:
- небольшие студии веб-дизайна (8-12 чел) с какой-то определенной специализацией;
- крупные игроки рынка, брэнды;
- офшорные коллективы разработчиков;
- интернет-магазины, поддержанные офлайновым бизнесом.
11. Мы планируем продвигать свой брэнд как недорогой и качественной компании. Специализация уже выбрана - это корпоративные сайты и решения в области электронной коммерции, а также разработка сложных программных комплексов, и мы будем работать именно в этой области. Мы делаем не только сайты, мы предлагаем своим клиентам больше, чем просто сайт, а именно - определенную бизнес-модель работы с интернетом и в интернете.
Вполне естественно, что и ограничиваться только белорусским рынком мы не собираемся.
Максим Воронков, генеральный
директор Red Graphic Systems (www.redgraphic.com)
7. Ближайшие 2 года: у местных заказчиков - в основном, простые решения по типу веб-представительств. Пока не будет осознана необходимость и не будут реализованы внутренние системы автоматизации деятельности организаций, большинство из них не будет готово к разработке серьезных систем поддержки деловых процессов с использованием интернета.
У зарубежных заказчиков - пока не готов ответить. Можно сказать, что востребовано будет все. Вопрос - как это сделать и продать. Общемировая тенденция - CRM-системы (поддержка отношений с клиентами).
8. Все на поверхности. Можно проанализировать Россию - финансовая отрасль, индустрия развлечений, продукты массового потребления.
9. Это не из области реальности, а, скорее, желаемое: создание "инкубаторов", настоящего "инфопарка", например, что даст возможность белорусам работать на Запад; страхование международных сделок в области ИТ, но это, скорее, относится к крупным контрактам по разработке программного обеспечения. На местном рынке: всеобщая интернетизация страны, реализация госпрограмм "Компьютер в каждый дом", "Интернет в каждый дом" и т.п. Пример - Эстония (бесплатный доступ в интернет). Результат - почти вся страна пользуется Сетью.
И еще: создание стимулов для развития компаний, работающих в ИТ-сфере. Подготовка менеджеров по работе с зарубежными клиентами. Государственная программа промоушена Беларуси за рубежом, как аутсорсингового (ну и слово!) региона с высоким качеством человеческих ресурсов в ИТ-сфере. Созданная при БГУ ассоциация - хорошая идея, но с невнятными целями и механизмами реализации. Правда, все это, скорее, относится к сфере software development. Но - все там будем:)
10. Что Вы называете интернет-компаниями? Доткомы, веб-разработчиков? Мой ответ на этот вопрос - в п. 11.
11. Достаточно мощный профессиональный аутсорсинговый ресурс в области веб-девелопмента и веб-ориентированного программирования для зарубежных заказчиков. Ведущий веб-разработчик в РБ.
Антон Грекович, арт-директор студии
Pixelhead (www.pixelhead.by)
7. Я бы объединил этот вопрос с номером 10.
8. Известно много примеров, когда белорусские компании успешно продвигают свой бизнес в интернете, и все они работают в разных отраслях: от торговли подержанными автомобилями до разработки уникальных оптических технологий. Т.е. это любые предприятия, производящие конкурентоспособные товары или предлагающие качественные услуги, а также компании, занимающиеся высокими технологиями. Все это является востребованным, а, следовательно, нуждается в продвижении через интернет.
9. Сложный вопрос. Про общие тенденции я уже говорил - улучшение экономического климата. Кроме того, вероятно, должна быть какая-то социальная программа по увеличению количества пользователей интернета и обучению компьютерной грамотности.
10. На данном этапе можно считать довольно успешной стратегию, направленную на офшорное программирование и веб-дизайн. Опыт показывает, что профессионализм белорусских веб-разработчиков довольно высок и востребован, в первую очередь, зарубежными IT-компаниями. Этот потенциал и надо развивать. Однако нельзя забывать и про местный рынок.
11. Мы станем одной из лидирующих компаний на белорусском рынке в области веб-разработок.
Иван Петрович, директор E-service Net
Solutions Agency (www.e-service.by)
7. Прежде всего, адаптирование веб-разработок для нужд офлайнового бизнеса. Сайт должен приносить прибыль, как минимум, экономию средств.
8. Любая отрасль, где есть реальные деньги и экспортный потенциал. Почему? Если у компании нет денег на оплату собственного выделенного канала или достойной связи с WWW, то какие могут быть сайты или интернет-проекты?
9. Приход нескольких крупных операторов, которые составили бы конкуренцию "Белтелекому". Изменение бизнес-климата в Беларуси.
10. Выиграют те компании, которые найдут в себе силы построить профессиональный коллектив с хорошим менеджментом, ориентированным на клиента, оптимальным соотношением дизайнеров и программистов для своей доли на рынке и грамотно построенной работой по взаимодействию со сторонними работниками.
11. Наше агентство с этого года изменило позиционирование на рынке. Сегодня мы предлагаем комплексные решения по использованию интернета для традиционного бизнеса. Мы являемся разработчиком уникального программного обеспечения E-service Web Publisher для оперативного обновления и управления информацией на сайте (текст, таблицы, изображения, др.). Поэтому дальнейшая работа агентства будет вестись в области продвижения и развития своих продуктов, дальнейшего совершенствования менеджмента, ориентированного на клиента, а также дальнейшего расширения своих клиентских связей за счет России и Европы.
Позиция E-service Net Solutions Agency остается прежней: "Современному бизнесу - успешные интернет-решения".
Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@kv.by,
при участии Елены НОСОВОЙ,
nosova@artel.by