В последнее время в Байнете происходит довольно много событий, причем разных. Как грибы после дождя появляются торговые площадки, начала работать еще одна почтовая служба, проекты один за другим "портализируются" - Kosht, OpenBy. А что же наш первопроходец - "ТутБай"? В последнее время в его адрес раздаются различные критические замечания. Что же на самом деле происходит с первым белорусским порталом? На эту тему и состоялась беседа с руководителем проекта Юрием Зиссером.
- Начну с вопроса, который
интересует многих наших читателей:
почему качество работы портала Tut.By
иногда оставляет желать лучшего?
- Давай разделим две вещи: портал и почту. Проблемы с порталом, расположенным на площадке СП "Деловая сеть", с новостями, форумами и т.д. обычно связаны с невидимостью нашего провайдера из-за обычных аппаратных сбоев в белорусской части интернета. Когда нам удается установить причину получасовых перерывов, то ею чаще всего является банальная замена оборудования или профилактика на РО "Белтелеком". Обрати внимание: когда не виден Tut.By, часто не видны и другие сайты, например, и сайт "КВ". Мало того, ты, наверное, замечал удивительную вещь: сайты, размещенные в Беларуси, грузятся дольше, чем из-за рубежа. Так сказать, особенность национального хостинга.
А вот с нашей бесплатной почтой действительно была проблема. С конца прошлой осени начали твориться странные вещи: безо всякой закономерности раз в несколько дней почта вдруг в произвольный момент дня или ночи "падала". С помощью своих сигнальных программ-мониторов мы всегда знали, когда это происходило, и быстро реагировали. Но перезапуск занимал 20-30 минут.
- И как обстоят дела сегодня?
- Мы думали, что во всем виновата растущая нагрузка на почтовый сервер, DoS-атаки и неисправности в аппаратном обеспечении. Даже сервер полностью сменили. Спасение пришло неожиданно с обновлением программного обеспечения. В очередной версии нашей почтовой программы разработчики исправили ошибки, и после ее установки на сервер с февраля целых три месяца подряд не было ни одного простоя, даже минутного.
- Недавно вы объявили об открытии Центра электронного бизнеса TutBy. Из-за одинакового названия многие не могут четко определить разницу между порталом TutBy и Центром TutBy.
- Наша бизнес-концепция состоит в том, что для населения мы оказываем бесплатные услуги, а для предприятий - платные. Соответственно, этими видами деятельности занимаются две разные структуры. Определение "Белорусский портал Tut.By" отражает бесплатную составляющую, а платные услуги оказывает "Центр электронного бизнеса Tut.By", у которого отдельное доменное имя - www.tutby.com. А вот торговая марка у портала и Центра единая - Tut.By.
- На рубеже февраля-марта вы задекларировали скорое открытие торгового портала Krama.By. Но прошло уже более месяца, а о начале его работы пока ничего не слышно.
- Мы основательно готовимся, чтобы иметь явное преимущество по набору предлагаемых сервисов. Тогда к нам потянутся магазины, и мы быстрее окупим наше новое детище. Что планируется на "Краме" - пока секрет, но могу точно сказать, что она не будет похожа на другие торговые площадки, существующие в Беларуси и России, и займет свою собственную уникальную нишу. Мы ни с кем напрямую конкурировать не собираемся. Покупатели и магазины сами смогут выбрать, где и каким образом им проще и удобнее работать.
- Между прочим, это не единственный случай подобного рода: как-то вы заявляли о предстоящем открытии поисковика и каталога, а также белорусского интерфейса к почте.
- Поисковик был готов еще в конце 2000 года, и мы можем запустить его в любой день, если того потребует ситуация. Но его испытания на полной базе данных по Байнету показали, что работает он не быстрее и не лучше других белорусских поисковиков, поэтому он пока не будет у нас востребован. Кардинальное же ускорение требует полной переработки поискового "движка" и структур баз данных, что отвлечет нас от реализации других задач.
В свою очередь, введение белорусского интерфейса нашей почты стало возможным только в 2002 году с выпуском новой версии почтовой программы. Мы запланировали решить данный вопрос к концу этого года одновременно с обновлением интерфейса всей нашей почты. Что же касается каталога, то его контент постоянно поддерживается, дизайн готов, сейчас заканчивается программирование, и он появится в Сети в самое ближайшее время.
- Давай теперь поговорим о вашей студии web-дизайна. Она тоже объявлена недавно, но больше ничего не известно: кто работает, какие проекты выполняются и т.д.
- Наша команда набрана в феврале 2002 г. из сотрудников ведущих белорусских студий. Если бы мы выложили у себя портфолио этих ребят, то оно оказалось бы вполне внушительным: они делали сайты известных белорусских предприятий. Но мы приняли решение не упоминать на сайте работы, сделанные сотрудниками студии в других местах, и начали "с чистого листа". Кого интересуют предыдущие работы - обязательно покажем. Ребята серьезные, работают аккуратно и слаженно. "Конвейер" у нас получается: уже в первый месяц существования студии выполнены две работы. Мы не "задираем" цены, чтобы получить доверие пользователей и наработать собственный портфолио.
- Еще одно из ваших недавних и громких заявлений состояло в том, что сайт можно разработать за неделю. Не слишком ли быстро, ведь обычно на это уходит месяц-другой?
- Конечно, никакой сайт не готов через неделю с момента обращения в студию, но не потому, что это физически невозможно, а оттого, что в момент заказа технические требования и контент (тексты, картинки) обычно не готовы, и заказчик начинает собирать контент по разным подразделениям предприятия, на что иногда уходят месяцы.
А вот мы, представь, сделали сами себе сайт www.tutby.com ровно за неделю. Другое дело, что тексты для сайта к началу разработки были готовы. Быстрая разработка удается благодаря использованию готовых наработок для стандартных частей сайта, конвейерному принципу обработки заказа и жесткой исполнительской дисциплине.
Сегодня все ведущие студии дизайна имеют свои стандартные наработки. Причем, их уровень постоянно растет, и через несколько лет качественные, добротные сайты для бизнеса будут стоить сотни долларов и собираться чуть ли не за несколько часов из готовых блоков, как одежда на фабрике. На рынке останется пара элитных студий "индпошива" типа московской студии Артемия Лебедева, за которой закрепилась устойчивая репутация студии, занимающейся эксклюзивными заказами по индивидуальным "выкройкам" с очередью на годы вперед. Но самое смешное, что студия Лебедева широко использует готовые наработки! Просто это заметно только специалистам.
- Теперь о ваших форумах. Почему они не модерируются? Ведь там иногда проповедуются откровенно провокационные взгляды и рассуждения.
- Увы, мы просто физически не в состоянии угнаться за тысячами наших пользователей и модерируем только самые вопиющие случаи или по обоснованным заявкам участников форумов. Что же касается модерирования высказываний различного рода радикалов, то, по-моему, больше пользы принесет публичная их "порка" на самом форуме, чем если мы примемся их спасать от народного гнева, старательно удаляя или смягчая реплики.
В конце концов, интернет - это часть социума, где не могут работать другие правила, чем в жизни. Нельзя также отрицать определенное психотерапевтическое значение форумов: пользуясь анонимностью, люди освобождаются от своих комплексов ("В каком возрасте Вы впервые целовались?"), исповедуются ("Кто знает лекарство от несчастной любви?"), жалуются ("Ментовский беспредел") и, наконец, просто затевают эпатажные словесные игры-баталии, которые новички ошибочно принимают за публичные скандалы с бранью и оскорблениями. Для обозначения этой "брани" интернетчики даже придумали специальное слово - флейм. Люди просто играют, "прикалываются". Подобные форумы, являясь своеобразной разновидностью литературы, формой творчества, конечно же, не нуждаются в модерировании. Наоборот, они могут служить ступенькой к более серьезному литературному творчеству участников как будущих авторов.
- И последний вопрос: каково, на твой взгляд, будущее порталов, в том числе и белорусских?
- Большинство бесплатных порталов умрет, или их купят крупные компании и станут использовать в качестве СМИ в пропагандистских целях. (Кстати, Tut.By уже получал предложения о приобретении доли, в том числе от представителей и прессы, и телевидения). Из независимых в мире останется несколько порталов "общего назначения" и сотни и тысячи специализированных ресурсов, доступ к которым постепенно станет платным. От размещения рекламы будет окупаться незначительное число ресурсов.
Таким образом, порталы постепенно займут свое место рядом с газетами, журналами и телевидением. Электронные варианты традиционных СМИ не заменят порталов, ибо там не будет электронной почты, поисковиков, досок объявлений и других типичных интернет-сервисов.
Беседу вел Сергей ДМИТРИЕВ
Комментарии
Для начала интересно было бы узнать, относится ли сайт вроду tut.by и его форумы к СМИ?
Я рад, что такие люди есть в Байнете и рад, что они играют не последнюю роль в его развитии.
Ну и я знаю Зиссера. И некоторые его некрасивые дела не позволяют уважать...
А какие у него дела некрасивые?