Идею этой статьи подсказал мне однажды руководитель одной из известных наших ИТ-компаний. Ему, как отмечалось, некогда читать несколько газет или журналов и было бы удобно вначале ознакомиться с дайджестом по основным событиям, чтобы увидеть всю картину целиком, а потом уж выбрать из общего потока те публикации, которым стоит уделить особое внимание.
"Почему бы и нет?" - подумал я, и вот перед вами первый опыт из этой серии, где речь пойдет об обзоре основных событий белорусского ИТ-рынка за апрель 2002 г.
Начало месяца, как известно, ознаменовалось выставкой "TIBO'2002". Она получила достаточно неоднозначные отклики в прессе, и хотя некоторые авторы и назвали их "погромом", я с этим согласиться не могу. Просто ожидания от выставки были выше ее реальных результатов. Это как в истории с пессимистами и оптимистами, где первые, видя стакан с водой на 50%, говорят, что он наполовину пуст, а вторые - что он наполовину полон. Так и с выставкой - ожидали как лучше, получилось как всегда.
Тем не менее, в выставке, как в увеличительном стекле, отразились практически все основные события последующего месяца. Среди них я бы выделил, в первую очередь, анонсирование "Открытым контактом" платежной системы "EasyPay.BY" и общедоступной платной почтовой службы Mail.by.
Последующие события удобнее рассматривать с учетом тематической сегментации рынка. Начнем с некоторым общих моментов. Событием месяца явно должно было бы стать рождение программы "Электронная Беларусь", о чем сообщило агентство "РосБизнесКонсалт (www.cnews.ru). Но, как это у нас нередко бывает, каких-то подробностей с белорусской стороны до сих пор не поступало, и остается только догадываться - кто, когда и что будет делать в этом направлении.
Тем временем "Белхард" получил лицензию ГЦБИ на создание центра сертификации электронных подписей и хранение электронных договоров, а Belana совместно с АРС и Intel организовала Road Show по белорусским регионам.
События на следующем сегменте рынка - разработка программного обеспечения - в апреле имели определенный региональный характер. В Могилеве прошел семинар по внедрению программ "1С", минская компания "Гор" съездила на витебскую ИТ-выставку, а гомельская "Афалина" начала бесплатную раздачу своей разработки "XL Report", что, как говорят сведущие люди, среди разработчиков библиотек Delphi бывает очень редко, а, точнее, на просторах СНГ еще ни разу не было.
С апреля стал платным доступ к базе ИПА "Регистр", а "ЭкспертЦентр" решил более активно зарабатывать деньги с помощью интернета и поэтому обновил свой сайт.
В самом белорусском интернете я бы выделил две наиболее динамично и шумно развивающиеся области - это интернет-провайдинг и веб-разработки. В первом случае в течение месяца произошли два наиболее ярких события и оба связаны с "Белтелекомом". 11 апреля он подключил к общей телефонной сети трехмиллионного пользователя, а под занавес объявил о снижении с 1 мая цен на услуги доступа в интернет на 9%.
В свою очередь, компания Velcom предоставила беспроводной доступ в интернет с мобильного телефона по протоколу WAP, и одним из первых отреагировал на это "Технобанк", открыв соответствующий раздел на своем сайте.
В уже упомянутом выше секторе веб-разработок самым значительным событием месяца можно без преувеличения назвать заключение соглашения между Red Graphic Systems и ЗАО "Импром", нацеленное на привлечение зарубежных инвестиций.
Реализованные в апреле проекты основных белорусских веб-команд как-то интересно сгруппировались по парочкам: вначале открылись два культурологических сайта - "История Байнета в картинках" от Red Graphic и сайт легендарных белорусских художников Владимира Цеслера и Сергея Войченко от агентства интернет-решений E-service; затем два корпоративных сайта выдала на-гора "Дизайн Артель" - ОАО "Мозырьсоль" и московского телевизионного завода "Рубин"; наконец, два интернет-представительства офлайновых СМИ изготовили Webcom (газета "Из первых рук") и Pixelhead (радиостанция "Юнистар"). Стала заметной в апреле и тенденция устраивать специальные презентации новых сайтов.
В другом сегменте рынка, развивающемся также динамично, но, может быть, пока не очень шумно, а именно в сфере интернет-бизнеса, определенным событием можно назвать появление некоторых коммерческих цифр. Так, www.realting.com сообщил об увеличении своего оборота на 84% за 6 последних месяцев. В свою очередь, руководитель tower.shop.by в интервью для "ЧиИ" рассказал, что оборот этого магазина по продаже сложной бытовой и электронной техники составляет около $5 тыс. в месяц, что общее количество посещений в день составляет, в среднем, около 200, из них порядка 25% - уникальных посетителей, и что покупателем становится примерно каждый пятидесятый, или, в переводе на проценты, 25%. Примерно такие же цифры назвал в следующем интервью администратор магазина magic.shop.by - около 150 уникальных посетителей в день и порядка 10-20% из них делают заказы. Но Андрей Гриневич в своем интервью для Belarusmedia считает такие цифры по доле покупателей в общем количестве посетителей явно завышенными.
Из других текущих событий апреля можно отметить серию семинаров, в том числе сразу два по SRM-решениям, которые провели "Галактика" и российская компания "Про-Инвест-ИТ", а также лекции для пользователей FoxPro и еще два семинара по интернет-рекламе.
Самая главная новость в секторе ИТ-СМИ - появление нового журнала "Желтые страницы Grevtsov.by". В свою очередь, Олег Тишков предпринял в апреле вторую попытку коммерциализации своего проекта Belarusmedia.
Из кадровых перемещений можно отметить уход Александра Багмета с поста руководителя отдела маркетинга компании "Открытый контакт" и вступление Андрея Кононовича в должность PR-менеджера веб-студии Pixelhead.
Наконец, в апреле начался интерактивный конкурс "Три грани", организованный проектом "Diva.By", родилась Ассоциация компьютерных клубов и возродился из небытия рекламный фестиваль "Золотой Волк", который в этом году пройдет 7-8 июня и в котором снова будет номинация web-дизайна.
Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@kv.by
Горячие темы