Часть 2. Киберпанк и литература
Техническая
грамотность 50-х годов вызывала
восхищение и беспокойство - но
техническая грамотность 80-х
годов вызывала экстаз и ужас. Брюс Стерлинг |
Итак, какие же произведения в жанре "киберпанк" доступны нашим читателям в интернете на русском языке? Это, конечно, Уильям Гибсон - "Граф Ноль", "Зимний рынок", "Джонни-мнемоник", "Мона Лиза овердрайв", "Нейромант", "Сожжение Хром", "Отель "Новая роза"; Брюс Стерлинг - "Наш нейронный Чернобыль", "Манеки-Неко"; Майкл Суэнвик - "Дочь железного дракона"; Филип Дик - "Мечтают ли андроиды об электроовцах"; Сергей Лукьяненко - "Лабиринт отражений", "Фальшивые зеркала"; Владимир Васильев - "Техник Большого Киева", "Сердца и моторы", "Ведьмак из Большого Киева"; Алексей Андреев - "Паутина", "2048", и другие, менее известных авторов.
Начинать, конечно же, следует с Уильяма Гибсона, с трилогии "Нейромант" - "Граф Ноль" - "Мона Лиза овердрайв" (именно в такой последовательности). Да, романы эти далеки от современных реалий и, тем более, терминологии. Компьютеры называются "деками", хакеры - "ковбоями", а интернет - вообще "матрицей" (!). Тем не менее, дух современной информационной цивилизации передан весьма точно, а сюжеты захватывают. Брюс Стерлинг - такая же классика жанра, потому останавливаться на нем мы не будем. Несколько особняком стоит выдающийся роман Майкла Суэнвика "Дочь железного дракона". Его действие разворачивается в параллельном нашему мире, причем этот мир предельно урбанизирован и технократичен, но населен полным "зоопарком" фэнтэзийных существ - от эльфов до гномов. Главная героиня - воровка Джейн - единственный человек в этом мире. Роман великолепный, но при этом очень тяжелый и жестокий - лично я, например, женщинам читать не советую. Кстати, именно "Дочь железного дракона" подтолкнула Владимира Васильева к написанию "Техника Большого Киева", где он также добавил в киберпанк изрядную долю фэнтэзи. Кстати, о Владимире Васильеве. Этот сравнительно малоизвестный у нас украинский автор, бесспорно, - один из самых талантливых писателей-киберпанков нашего времени, и мы его еще оценим. В последнее время он работает вместе с Лукьяненко.
Только не пинайте меня ногами, но сверхпопулярные у нас романы Сергея Лукьяненко весьма банальны - за рубежом жанром романов по компьютерным играм переболели лет семь назад. Да и аудитория фанатов Лукьяненко - та еще…
Титул самого нестандартного русскоязычного автора в этом жанре, бесспорно, принадлежит Алексею Андрееву - заместителю главного редактора почившего в бозе "Нетоскопа" и вообще известному сетевому журналисту. Пару лет назад его роман "Паутина" произвел настоящий фурор в Рунете, о чем мы уже неоднократно рассказывали. Писать он предпочитает под псевдонимом "Мэри Шелли" (создательница романа о Франкенштейне), но особой тайны из себя не делает. Читаешь "Паутину" и удивляешься, до чего глубоко, остроумно и точно описано там наше с вами недалекое будущее. Кого я заинтриговал - ступайте на www.fuga.ru, ищите и качайте, качайте, качайте… Все остальное перечисленное можно найти на сайте CyberPunk City (www.cyberpunk.ru) в разделе "библиотека".
Вообще-то современные произведения в жанре киберпанк, как правило, таковыми в чистом виде не являются. Вот, Суэнвик с Васильевым добавляют в свои произведения элементы фэнтэзи. Алексей Андреев смешивает киберпанк с классической футурологией, Сергей Лукьяненко гонит мэйнстрим для помешанных на компьютерных игрушках подростков, ну а "Матрица" - вообще, по большей части, фантастический боевик.
Виктор ДЕМИДОВ,
[email protected]
Комментарии
Второе: соглашусь, что Гибсон - это старо, но вот, что Брюс Стерлинг "это такая же классика". Точно кроме "Манеки-Неко" Виктор Демидов ничего и не читал. А "Схизматрица"? Это же программная книга киберпанка! Это вообще лучшая фантастическая книга! (для меня конечно)
Так что прежде, чем писать такие статьи, надо хоть немножко знать о чем пишешь.
Спасибо за внимание.
Только Гибсон, толкьо хардкор.