В России опубликованы результаты второго исследования "Интернет-монитор", проводимого интернет-агентством МАСМИ. Основные направления исследования - область проникновения интернета, тенденции развития, демография, психография, поведение российских пользователей в Сети и некоторые другие вопросы.
Одной из основных задач исследования было определить степень проникновения интернета в среду городского населения России. При этом в поле зрения исследователей находилось городское население в возрасте от 16 до 64 лет. Выяснилось, что Рунет растет весьма быстрыми темпами. В декабре 2000 года только 4% населения России имели доступ в интернет. К маю 2001 года этот показатель был уже 11%, а в течение того же года проникновение интернета выросло почти на 10%, и в декабре 2001 года уже 14% городского населения России имело доступ в Сеть. Что касается Москвы, то в российской столице проникновение интернета и прежде было намного выше, чем, в среднем, по России. В декабре 2000 года 13% москвичей имели доступ в интернет, а спустя год к таковым себя относила уже почти треть жителей Москвы.
Весьма показательно, что в настоящий момент среди пользователей Сети почти половину составляют те, кто начал пользоваться интернетом в 2000-2001 годах - своего рода "вторая волна" неофитов. При этом аудитория Рунета, в среднем, немного повзрослела. Уменьшилась доля пользователей до 25 лет: большинство горожан, представителей этой возрастной группы, подключились к Сети ранее, в 1999-2000 годах. В основном, это стало возможным за счет активного проникновения интернета в учебные заведения. Так что если в мае 2001 года средний возраст российского интернет-пользователя составлял 32 года, то в декабре 2001 года выяснилось, что среднему пользователю Сети в России уже 33,5 года.
С этим связано и то, что Рунет понемногу превращается из средства и среды общения в среду продвижения товаров и ведения бизнеса. В принципе, вполне закономерный процесс.
Виктор ДЕМИДОВ