WinHEC (Windows Hardware Engineering Conference) - ежегодная конференция, которую устраивает Microsoft для проведения разъяснительной работы среди разработчиков аппаратного обеспечения и драйверописателей. На сессиях WinHEC выступают руководители многочисленных отделений Microsoft, которые вместе с разработчиками обсуждают перспективные технологии, новые концепции, тенденции развития аппаратного обеспечения, рассматривают всевозможные технические вопросы. В общем, это крупнейший съезд разработчиков "железа" для систем, работающих под операционными системами Windows.
Кроме того, многие производители компьютерного оборудования в рамках WinHEC проводят свои презентации и семинары, делают анонсы новых продуктов и своих планов на будущее. В этом конференция похожа на выставку, за тем исключением, что ориентирована она исключительно на специалистов.
В этом году большинство сессий WinHEC, прошедшей 16-18 апреля в Сиэтле, были сфокусированы вокруг нескольких ключевых технологий, активно продвигаемых компанией Microsoft. О них и поговорим.
Longhorn
Таково кодовое название новой операционной системы Microsoft, которая выйдет на смену Windows XP в 2003 году под названием (скорее всего) Windows.NET. Эта система обещает стать революционной во многих аспектах, нас же интересует та ее часть, которая отвечает за работу с "железом".
Похоже, что систему Longhorn оснастят новым графическим интерфейсом GDI+ v.2, использующим графические возможности современных 3D-ускорителей. В частности, будет шире применяться альфа-прозрачность, мультитекстурирование, анизотропная фильтрация, сжатие текстур и т.д. Пока что о графическом интерфейсе ничего не известно, а показанный Microsoft прототип выглядел не очень убедительно.
Звуковая система Longhorn будет существенно переработана. Так, Microsoft планирует ввести концепцию Universal Audio Architecture (UAA), которая позволит стандартизировать звуковую карту как устройство и интегрировать базовые звуковые возможности в ядро системы. Другими словами, звуковые карты будут требовать установку драйверов только в том случае, если вам потребуются дополнительные возможности, которых нет у стандартных драйверов Microsoft. Другая концепция называется Global Effects (GFX) - это поддержка технологий обработки цифровых сигналов (позиционирование звука, компенсация качества акустики, фильтрация шумов) на уровне стандартного звукового ядра системы. Еще одна технология, AV Policy, позволит приложениям интеллектуально управлять громкостью звука в зависимости от текущего состояния системы и пользовательских предпочтений. Например, громкость музыки будет автоматически снижена при поступлении входящего запроса на конференц-связь. Идет также работа над системой A/V Glitch Elimination, которая предполагает распределение приоритетов доступа к ресурсам (процессор, жесткие диски и т.д.) в пользу аудио- и видеоприложений. А еще Microsoft планирует реализовать поддержку больших частот дискретизации (до 192 КГц), включить поддержку новых стандартов сжатия звука WMA Pro (многоканальный звук с большим коэффициентом сжатия), защиты от копирования WM D-DRM и т.д. Посмотрим, насколько удачно все это воплотиться в новой операционной системе.
Кое-что о поддержке новых интерфейсов и стандартов. Serial ATA, интерфейс для подключения жестких дисков, будет поддерживаться и в Windows XP, но при этом без возможности подключать более одного винчестера к каналу и использовать "горячее подключение". Выход Longhorn, само собой, решит эти проблемы. Также была выдана информация по интерфейсу IEEE-1394b, который позволит не только подключать к компьютеру периферийные устройства на большой скорости (до 0.8 Гб/с), но и организовывать небольшие локальные 100 Мбит/c сети.
На одной из сессий обсуждались вопросы поддержки новых стандартов записываемых дисков - DVD-RAM, DVD-R/-RW и DVD+R/+RW. Операционка Windows XP поддерживает чтение дисков в этих форматах, но не запись. А вот система Longhorn будет иметь встроенную поддержку записи на эти диски, а также совместимость с новым форматом Mt. Rainier, упрощающим взаимодействие с DVD-диском.
Tablet PC и Mira
Любимая тема самого Б.Г. - компьютер Tablet PC (не знаю, как перевести на русский - может быть, как "планшетный ПК"). Это легкий портативный ПК, по возможностям и производительности не отличающийся от настольных компьютеров и ноутбуков, но предназначенный для работы "на колене". То есть это фактически интерактивный планшет, на котором можно писать, рисовать, отдавать голосовые команды. Он должен быть легким (не тяжелее 1.5 кг), компактным (размером с лист А4), не нагреваться (его ведь нужно держать в руках или на коленях), быть устойчивым к перегрузкам, иметь контрастный и прочный ЖК-экран. Сделать это при современном уровне развития технологий не просто. К тому же такой компьютер должен легко подключаться и отключаться от стыковочного модуля настольного ПК, иметь емкую и легкую батарею, его экран не должен царапаться и загрязняться, а также иметь возможность быстро менять угол поворота изображения. Есть проблемы с расположением кнопок и разъемов так, чтобы они не мешали работе и одинаково подходили как для правшей, так и для левшей. Тем не менее, первые прототипы Tablet PC, работающих под управлением ОС Windows XP Tablet PC Edition, уже существуют, однако до их массового выпуска пока далеко.
Mira - это концепция устройства, внешне похожего на Tablet PC, но представляющего собой не компьютер, а всего лишь новую разновидность монитора. Совместимое с Mira устройство может быть подключено к компьютеру с помощью беспроводной связи (802.11 или Bluetooth) и выполнять роль как настольного монитора, так и удаленного терминала с речевым и перьевым вводом, а также автономного компьютера с ограниченной функциональностью (просмотр изображений или управление бытовыми устройствами). Поступить в продажу такие девайсы должны в конце 2002 года.
Thoroughbred, Banias, Xabre
На WinHEC состоялся один громкий анонс - компания AMD представила первый процессор Athlon на ядре Thoroughbred. Правда, пока что только мобильный вариант, который, как ни странно, был назван Athlon XP, а не Athlon-4. Кроме этого, AMD показала свой обновленный роадмап (то есть план по выпуску продуктов), в котором произошли заметные изменения, касающиеся судьбы процессора Athlon. Подробности вы можете прочитать в новостях на этой странице.
Впервые был представлен другой мобильный процессор - Intel Banias. Он построен по архитектуре Pentium-4, но при этом является первым процессором, разработанным специально для мобильных компьютеров. К сожалению, каких-либо подробностей пока нет.
Еще одна интересная презентация была посвящена новым графическим чипам SIS Xabre. Подробности о них смотрите в наших новостях.
WinHEC Wars
Конференция WinHEC - серьезное мероприятие для разработчиков "железа" и драйверов. Однако и тут не обходится без развлекательной программы, правда, своеобразной. WinHEC Wars - это конкурс по сборке и настройке компьютера на минимальное время. Устроители специально создают такие условия, чтобы команды-участницы повозились с системой: дают несовместимые комплектующие, неправильно устанавливают перемычки, подсовывают сырые драйверы и т.п. В нынешним конкурсе победила команда NVIDIA, запустившая свой компьютер через 18 минут после старта и набравшая 121 очко (остальные и 100 не смогли). Причем система была двухмониторная, с двумя видеокартами, одна из которых была ATI'шкой, пожелавшей загружаться первой и имевшей проблемы с драйверами. Инженеры NVIDIA вышли из ситуации победителями, продемонстрировав умение настраивать видеосистему.
Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (www.hw.by)
При подготовке статьи были использованы материалы сайта ExtremeTech (www.extremetech.com)