Сюрреалистическое путешествие по "ТИБО-2002"

Меня, как всегда, на выставках интересует программное обеспечение, плюс интернет-бизнес. Именно под этим углом зрения и началось мое путешествие по нынешней "ТИБО-2002", результатами которого хотелось бы нынче поделиться с читателями "КВ". Но как-то так получилось, что впечатления от выставки оказались окрашенными в какие-то сюрреалистические тона: вроде бы и выставка состоялась, вроде и показано на ней что-то интересное, но как бы все это уже или было, или еще будет... Поэтому и рассказывать о чем-то конкретном очень сложно, в памяти осталась только какая-то мозаика встреч, разговоров, мыслей, ассоциаций и т.д.

Самое общее впечатление в самый первый день работы выставки - достаточно живо и достаточно интересно. Людей между стендами было не очень много, чтобы аж толкаться локтями, но и не очень мало, чтобы не чувствовать себя одиноко в большом павильоне.

Первый контакт состоялся у организационной стойки возле входа, где три длинноногие девушки в униформе флиртовали с заблудшими посетителями-мужчинами. На вопрос о прессе все они вздрогнули, сделали большие глаза и пробормотали что-то о какой-то пресс-конференции, которая должна состояться где-то на втором этаже и неизвестно когда. Вот и первое конкретное впечатление - работы с прессой практически никакой. Нет аккредитации, нет общей пресс-конференции, нет никаких пресс-релизов, слава богу, есть хоть какая-то общая программа.

Первая хорошая новость. На стенде "Гринлайна" узнаю, что компания теперь будет оказывать и услуги хостинга, причем достаточно неплохого, порядка $7 в месяц со всеми услугами. А из беседы с Игорем Колесником становится понятно, что сайт компании будет постепенно развиваться в сторону его большего именно информационного наполнения. Вспоминая о том, что не так давно почти то же планировала и другая компания, прихожу к мысли, что, возможно, в этом есть какая-то определенная тенденция. Делать сайт просто с прайсами, как показывает жизнь, мало, посетителю хочется чего-то большего: почитать, а то и пообщаться.

Следующий пункт путешествия - стенд "Белтелекома". В этот раз он действительно привлекает к себе внимание, поскольку напоминает дискотеку с лазерным шоу. Правда, если там особо не задерживаться, то так и остается не ясным, что же все-таки представлялось, поскольку на всех экранах было написано что-то про интерактивный опрос. Пресс-релизов тоже нет, и всем советуют идти на сайт, что как-то странно - мало того, что пришли на выставку, так теперь надо еще, оказывается, идти на сайт.

В этом отношении стенд новичка выставки, компании "Атлант Телеком" выглядел гораздо интереснее, понятнее и живее. Но самый оригинальный стенд был у компании "Датастрим". Выстроенный в стиле подворья, он, как и положено, беспрерывно встречал гостей, снабжал их информацией и угощал всякими присмаками.

В целом, сложилось впечатление, что варьирование конструкций стендов на этой выставке удалось. Например, запомнились конструкции типа двухэтажных "скворечников", где внизу встречают посетителей, а наверху проводят с ним деловые переговоры.

Зато вот активность экспонентов между стендами была минимальной. По павильону курсировали только парни с синими лицами и раздавали пакеты с надписью Intel Pentium 4. Но при этом просили запомнить хорошую фирму "Асбис", "которая продает компьютеры". И действительно (во всяком случае, в рамках нынешней выставки), фирма "Асбис" была самым интересным и активным экспонентом. На ее стенде беспрерывно проводились какие-то конкурсы, розыгрыши, курсировала масса сотрудников в желтых майках, так что порой даже казалось, что это "1С".

Кроме парней с синими лицами, посетителей выставки время от времени интервьюировали представители компании IBA на предмет предпочтений при покупке компьютеров. И здесь сразу возникало несколько вопросов: почему IBA и железо? Ведь мы привыкли, что это программистская фирма. Выходит, уже продает и ПК, и, скорее всего, крупным корпоративным клиентам. Но почему тогда опрашиваются частные лица? И почему силами отдела персонала? А в качестве награды за участие в опросе раздавались брелки в виде дискеты, которая на самом деле оказывалась метровой рулеткой. Вот и думай теперь, что это за аллегория такая - IBA и рулетка в 1 м? Последняя миля, что ли?

Сам же стенд IBA был выстроен вполне основательно, и я даже не помню, когда такое было в последний раз. Масса сотрудников в темно-синих майках сновали по этому стенду вдоль и поперек. Были среди них и такие же девушки, вздрагивающие при любом вопросе и делающие широко открытые глаза, было там и много парней, которые что-то очень увлеченно настраивали в своих компьютерах или путешествовали по Сети, недовольно оглядываясь на отвлекающих их посетителей. На стенде почти беспрерывно проводились различные семинары, и время от времени оттуда доносились звуки каких-то взрывов, что, как потом оказалось, было какой-то очень изощренной иллюстрацией к вопросам компьютерной безопасности.

Самым интересным местом из всего этого многообразия для меня стал уголок студии веб-дизайна Pixelhead, которая представляла на выставке свою известную систему управления сайтами Site.Head. А неподалеку новая компания "Атлас" представляла похожий продукт для управления контентом сайта EasySite. Ее автор - Дмитрий Шейко - параллельно и активно передвигался по выставке с Еленой Уданович в поисках очередных спонсоров для объявленного недавно интерактивного конкурса красоты.

Еще одна параллель - "Атлас" представила на выставке и новую торговую площадку Shop.bc.by, о которой говорили уже давно, но которая почему-то не произвела в широких кругах байнетовской общественности особого резонанса. Зато объявленная другой торговой площадкой в лице ShopBy белорусская платежная система для расчетов через интернет EasyPay.BY фурор произвела, и очень даже нешуточный. Подробности о ней обещают рассказать на специальной презентации где-то 15 апреля.

Зато вот другой сервис "Открытого контакта", также анонсированный на выставке, вызывает двойственные чувства. Речь идет об открытии новой почтовой службы с такими адресами ящиков, как mail.by, email.by, e-mail.by, mymail.by, webmail.by, mailbox.by, inbox.by. С одной стороны, оно вроде как и хорошо - еще один почтовик, пусть даже платный, но не очень дорогой. С другой - невольно задумываешься о "сложности" регистрации доменных имен в зоне .by, когда нет информации о владельцах занятых имен и о том, что такое "стоп-лист", где, как нас уверяют, хранятся наиболее употребительные имена, но которые потом, тем не менее, почему-то вдруг оказываются зарегистрированными.

Но не будем о грустном. Сконцентрируемся на софтверных фирмах. Перефразируя недавние слова Путина, можно сказать, что на этой выставке они работали без особых амбиций. Так, "Галактика" представила в числе прочих свой недавний продукт для планирования ресурсов предприятий, реализованный в концепции MRPII. "ЛюксСофт" с партнером в лице компании "Астрон-Сервис" демонстрировала совместные решения для автоматизации розничной торговли. Объявившаяся после полуторагодичного перерыва "Golden Software" выставила весь спектр своих "Анжелик". Из таких же старых знакомых, вновь появившихся на широкой публике, можно назвать и "Компит Технолоджис" с продуктами Oracle, а также "Системные технологии" с целым спектром программ "1С" и собственных разработок, начиная от электронного банка и заканчивая лизингом.

Довольно многочисленной оказалась группа новичков. Это "Форенэт" с СУБД Cache', которая одновременно сообщила, что она теперь и интернет-провайдер; "Ханса" с одноименной системой автоматизации управления предприятием, выставившаяся, опять же, на удивление скромно после осенней борьбы с конкурентами на конгрессе бухгалтеров; брестская компания "Спектр" с разработками в области бюджетирования и делопроизводства; компания "Инвэлью Консалт", которая довольно энергично и дружелюбно взялась за продвижение в Беларуси российских аналитических программ от "Про-Инвест ИТ" и которую может ожидать нелегкая судьба, поскольку это уже вторая или третья попытка подобного рода; и, наконец, компания "СофтЛайн" (лицензионное ПО), у которой уже, похоже, дела пошли в гору, судя по оживленной обстановке на стенде.

Весьма оживленно было и на стенде проекта "ТутБай". Здесь все время кого-то встречали, угощали, кучковались молодые партнеры проекта, журналисты, руководство инструктировало девушку в маечке с тутовской символикой, неутомимая Алиса Бизяева интервьюировала в очередной раз Юрия Зиссера, который, похоже, напротив, уже начал уставать от своей популярности.

Кстати, на секции по электронной торговле (2 апреля в АН РБ), которую инициировал все тот же Юрий Зиссер, собралось довольно много слушателей, порядка 60 человек. Хотя временами это и напоминало вузовскую конференцию, вплоть до присутствия студентов и китайских аспирантов, тем не менее, ряд докладов вызвал живой интерес и микродискуссии. В частности, там довелось услышать из уст Александра Багмета такую интересную цифру, что посещаемость торговой площадки ShopBy составляет порядка 20000 уникальных посетителей в день.

Вышел к выставке и обещанный выпуск ежегодного журнала от "Надежных программ", посвященный электронной торговле. Распространялся на выставке и очередной, 5-й, номер журнала "Интернет и бизнес". В этот раз довольно удачно, на мой взгляд, расположились на выставке СМИ. Они заняли почти весь второй этаж, так что в результате получилось что-то вроде галереи из порядка 15 ИТ-СМИ. Правда, и здесь не обошлось без курьезов. Если основная масса - "Компьютерная газета", "Человек и Интернет" и др. - просто раздавала посетителям свои свежие выпуски, кому больше, кому меньше, то некоторые - PC World, "Рэм-Инфо" - то ли из-за неопытности, то ли еще из-за чего, пытались что-то продавать (?). А вот свежих номеров "КВ" обнаружить на выставке почему-то не удалось.

Сами журналисты в кулуарах обсуждали идею собственной тусовки для обсуждения вопросов, связанных с работой СМИ. Хороший, кстати, повод для спонсоров установить контакты со специалистами, от которых во многом зависит информационный тонус рынка информационных технологий.

И напоследок еще немного сюрреализма. Какое-то странное, игрушечное впечатление оставил конкурс сайтов участников выставки. Особенно после недавнего российского "Золотого сайта" и на фоне отсутствия собственного национального конкурса с канувшими в лету БИФом и "Золотым Волком".

Продавцы мобильных телефонов, в частности, Velcom, "Трэвелинк" и NTT, совершенно странно демонстрировали ряд моделей аппаратов и одновременно сообщали, что продаваться они будут "потом". Такое впечатление, что все ждут не дождутся начала работы МТС, и всем до чертиков надоела еще одна монополия, даже самому монополисту.

Еще одна деталь, одновременно грустная и оптимистичная. Многие из тех, с кем довелось пообщаться на выставке, жаловались на уменьшение количества заказов, особенно зарубежных. Ходят слухи о сокращении штатов, особенно в крупных компаниях. Так что все-таки докатилась до нас мировая волна экономического спада в ИТ-индустрии. А это означает, что мы так или иначе уже интегрированы в мировую экономику.

Наконец, самая последняя сюрреалистическая деталь - параллельно "ТИБО", практически в те же дни, в "Мэдисон клубе" проходили тематические семинары компании "Белсофт", включенные в программу выставки и собравшие, по заявлению организаторов, порядка 300 человек.

Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@kv.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

14 за 2002 год

Рубрика: 

Выставки
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!