Первое впечатление
Вырваться из привычного будничного ритма всегда сложно. Как ни планируй все дела накануне, все равно уже перед самым отъездом вспоминаешь о многом несделанном. Но стоит сесть в поезд, и все остается там, на вокзале, а жизнь наполняется совсем иными ощущениями. Время в пути трудно занять чем-либо надолго, и ни чтение, ни дорожные знакомства не уводят на второй план предвкушения того, за чем едешь. Перебирая же все в памяти, сейчас я понимаю, что многое растворилось, и сохранились только самые яркие впечатления. О них и расскажу.
Первое из них - "немецкое" - связано с вокзалом в Ганновере. Именно там я оказался, когда сошел с поезда, и именно через него проходили все мои ежедневные маршруты. Трудно быть объективным, так как до этой поездки я никуда за пределы бывшего СССР не выезжал, но, как мне кажется, именно то, что я увидел, и называли раньше "заграница". Не буду уточнять, что имею в виду, так как и сам не понял бы этого ощущения, не пропустив его через себя.
Как только я спустился с перрона, сразу понял, что Ганновер уже живет CeBIT. Реклама и информация, компакты и буклеты, специальные службы - все это создавало атмосферу города, живущего в этот момент только выставкой. Я еще не мог оценить ее размах, но, добираясь до своей квартиры, успел прочувствовать масштабы города, и этого было достаточно, чтобы понять всю серьезность предстоящего мероприятия. Город перестраивал к выставке работу многих существующих городских служб и открывал для помощи участникам и посетителям новые. Весь городской транспорт, к примеру, начинал работать во время выставки в совершенно ином режиме. Менялось расписание, маршруты, появлялись специальные поезда, курсирующие от центра города прямо к выставке. Вообще, тема транспорта заслуживает отдельного внимания. Мне, привыкшему в Минске к тому, что каждый водитель автобуса или машинист метро испытывает особое наслаждение, подчеркивая свое превосходство над тобой, было, наверное, удивительнее всего узнавать, как организован транспорт в Ганновере. Первый раз сев в вагон метро, я подумал, что разобраться со всеми хитростями мне будет нелегко, но впечатление сложности быстро прошло. Наблюдая за мониторами, которые установлены в каждом вагоне, можно всегда узнать, в какой точке маршрута находишься, и даже мне, совершенно не знающему немецкого языка, не составило проблем быстро сориентироваться и в станциях пересадки, и в направлениях перехода с одной линии на другую. Интересно было бы оценить средства, которые тратятся на поддержание этой сложнейшей системы, и увидеть, как происходит управление всем этим хозяйством. Вот уж где действительно первое проявление востребованности современных технологий. Впечатлили меня еще и такие мелочи, как отображение на табло времени, оставшегося до прихода нужного поезда, а не как у нас, непонятное по своей информативности время после ухода предыдущего. Кроме того, управление дверями здесь совершенно свободно доверено пассажирам - изнутри и снаружи вагона (или автобуса) есть кнопка для их открытия.
Первый день я был предоставлен сам себе и, немного не рассчитав силы, решил пешком обойти центр города. Маршрут сложно оценить по карте, и я достаточно быстро понял тщетность своих попыток обойти весь центр. Правда, ориентироваться в городе при помощи карты и великолепной системы указателей очень просто, и я легко мог его менять безо всякой боязни заблудиться. Вечером я должен был быть на официальном открытии выставки в Конгресс Центре и поэтому постарался конечной точкой прогулки сделать именно его. Правда, время мне все-таки рассчитать не удалось, и к месту я прибыл очень уж заблаговременно. Здесь мне предстояло встретиться с Галиной Акудович из минского Бюро Дойче Мессе АГ и получить свой журналистский бэдж, дававший мне право посещения всех мероприятий, связанных с выставкой, бесплатного ее посещения, а также проезда на всех видах городского транспорта.
Открытие
На официальной церемонии самое интересное для меня было в конце, и именно с этой части, как наиболее приятной, хочется начать свой рассказ. Но - обо всем по порядку.
Выступавших было четверо:
Сигмар Габриель - Премьер-министр Федеральной Земли Нижняя Саксония;
Доктор Енг. Г. С. Уокер младший (Dr. Eng. h.c. Volker Jung) - президент Немецкой Ассоциации Информационных Технологий BITKOM;
Стив Балмер - главный исполнительный директор корпорации Microsoft;
Герхардт Шредер - Канцлер Федеративной республики Германия.
Речи их мне оценить сложно, так как все, за исключением Балмера, выступали на немецком языке, а возможности послушать перевод у меня не было. Но это, скорее, моя вина, так как я не проявил настойчивости при выборе места в зале, а перевод в этом году впервые осуществлялся и на русский язык, что, кстати, тоже весьма примечательно. Впечатление на меня, как вы сами понимаете, произвело только выступление Балмера, да и то трудно сказать, какое. С одной стороны, видишь перед собой живого миллиардера и испытываешь к нему уважение, с другой - чувствуешь какую-то патологическую неприязнь. Может быть, виной тому его чрезмерная, непонятная нам эмоциональность, а, может, и сложившееся в массах пользователей и подсознательно влияющее на меня отношение к Microsoft. Однако все же приятно было видеть перед собой такого человека. Это, как и присутствие Шредера, наполняло ощущением масштабности мероприятия.
После всех речей и официального открытия выставки Шредером, которое он забыл вначале сделать и поднимался на сцену еще раз во время концерта, начался фуршет. Не предполагая, какой смысл вкладывался в это слово, я собирался по дороге домой зайти куда-нибудь поужинать... Честное слово, я не люблю халяву, но если бы я был даже очень сыт, то все равно заставил бы себя попробовать хоть что-нибудь из того многообразия кулинарных изысков, которое не передает сейчас, как ни жаль, даже видеозапись.
Но если отвлечься от лакомств, то, пожалуй, именно на фуршете я впервые почувствовал, что такое атмосфера CeBIT. В самом разгаре был еще монтаж стендов в павильонах, а здесь уже началась работа. Обидно было, что не знаешь в лицо всю элиту мирового компьютерного бизнеса, так как наверняка здесь можно было повстречать многих из них. И, наблюдая за многочисленными встречами старых друзей, я понимал, что CeBIT предполагает не только работу на стендах, но и вот такое неформальное общение.
Первый день выставки
После самых разнообразных впечатлений тяжелого первого дня моего пребывания в Ганновере во второй день я понял, что все еще даже не начиналось. Трудно было оценить размах выставки даже по самым эмоциональным рассказам, и когда мне говорили, что она большая или крупная, я представлял ее размеры лишь в меру своей фантазии. На самом же деле, как ни высчитывай маршруты и не рассчитывай время, даже отработав на выставке от начала до конца, я не смог посмотреть все. В общем-то, это логично - разве можно за неделю оценить состояние целой индустрии и разобраться в ее деталях? Все многообразие тем и направлений было сполна представлено, и только специализация павильонов помогла мне хоть как-то.
Для начала я попытался наметить себе план действий, но впоследствии стало ясно, что много интересного можно встретить совершенно случайно, и передвигаться по выставке получалось уж очень медленно. Я не ставлю перед собой задачу в этом материале рассказать об экспозициях выставки, так как, в первую очередь, собирал материал для статей по различным темам, которые, как предполагалось, будут готовить наши авторы, и некоторые из них вы сможете прочесть в этом номере.
Вообще тема сбора материала на выставке довольна интересна. Те из журналистов, кто посещают выставку не в первый раз, обычно начинают работу с пресс-центра. Именно там можно получить основную информацию от фирм. В многочисленных залах со стеллажами я провел не один час. И если поначалу пытался разбираться в содержании каждой папки, то после я просто вытаскивал компакты, если таковые имелись, и брался за следующую фирму. Вообще, способы привлечения фирмами внимания к себе бесконечно разнообразны: и оформление стендов, и акции, проводившиеся на них, и многое другое. Особенно это касалось компаний, которые работали на широкую аудиторию. Правда, вся информация на стендах была, в основном, на немецком языке, но это и понятно, ведь основную массу публики составляли немцы и именно на них работало большинство участников. Журналистам тоже уделялось особое внимание, но чувствовалось оно, в большей степени, на стендах фирм небольших. Там экспонатов было поменьше, и каждый заинтересовавшийся сразу попадал в поле зрения хозяев стенда. А то, что я был журналистом из Беларуси, зачастую даже усиливало интерес ко мне.
В пресс-центре тоже чувствовалась желание фирм выделиться на фоне остальных. Материалы для журналистов оформлялись так, что их трудно было не заметить. Самые же хитрые просто оставляли на стеллажах компакты, а еще более хитрые - в тоненьких коробочках. Но, хотя и показалось мне вначале, что там я смогу собрать самую полную информацию, как только выбирался в ближайший павильон, сразу понимал, что пресс-центр - это всего лишь пресс-центр. Как в нем ни удобно и уютно, но основное - на стендах.
Белорусские стенды
Теперь о том, как на выставке была представлена наша республика.
Мне трудно быть объективным в сравнении белорусских экспозиций в этом году и в прошлых, так как на выставке я был впервые, но то, что я увидел сейчас, впечатлило. Стенды не выделялись размерами, и вся их площадь была очень функциональна. Но по оформлению, насыщенности интересными экспонатами и деловой обстановке на них впечатление создавалось очень благоприятное. Да и по отзывам участников выставки результаты работы в этом году ожидаются неплохие.
На стендах фирм, которые представляли услуги аутсорсинга, разработки сайтов и программные продукты в области интернет-решений, особого оживления не было, но и специфика их работы не подразумевала большого наплыва посетителей. "БелСофт", Redgraphic, GreenLine ставили перед собой задачу поиска заказчиков и предлагали как услуги по программированию, так и готовые решения по определенным направлениям. На выставке многие фирмы предлагали такого рода услуги, и в условиях общего кризиса отрасли интерес к нашим компаниям не в последнюю очередь был связан с низкими ценами. Однако, нельзя не отметить, что не только с этим.
Очень широкий спектр продукции был представлен на стенде НИИ ЭВМ - от электронных компонентов до систем управления посадкой самолетов и систем радионавигации. На стенде в специальном исполнении под использование в подвижных транспортных средствах были выставлены два экземпляра ЭВМ 2406 и ЭВМ 2410. Кроме того, была представлена совместная разработка Беларуси и России по созданию суперкомпьютера. И, как отметили представители на стенде, в этом году наблюдался всплеск интереса к их продукции - посетители приходили не случайные, уточнялся спектр продукции, ее технические характеристики и готовность поставок.
Особо хочется отметить блок стендов, на которых работали БГУИР, БГУ, БГПА и НАН РБ. Здесь было представлено большое количество действительно уникальных разработок, что убеждало в готовности наших вузов демонстрировать на подобной выставке свою научно-техническую продукцию.
После посещения белорусских стендов и беседы с участниками выставки у меня сложилось впечатление, что очень многие наши фирмы достойно смотрелись бы здесь. Интерес к разработкам был достаточно серьезным, и когда за всей праздничной суетой видишь напряженную работу, то понимаешь, насколько серьезно посетители относятся к самым незаметным, на первый взгляд, стендам. Многие работают по конкретным направлениям, и когда в павильоне сконцентрированы стенды по одной специализации, то среди "монстров" часто можно найти небольшой стенд с представленными на нем лишь несколькими, но очень интересными разработками. На таких стендах важен каждый посетитель, так как интерес редко бывает случайным. На наших стендах наблюдалась похожая картина. Правда, когда видишь, что представлено всего несколько вузов и промышленных предприятий, то становится обидно за тех, кому есть что показать и кого здесь нет. Каждая группа стендов в павильоне была объединена общим названием "Belarus" и очень хотелось, чтобы их размеры были хотя бы в несколько раз больше, и не только те группы разработчиков, которые сумели убедить руководство в целесообразности участия, представлялись на выставке, но и все, кто достоин этого, имели возможность показать себя. Именно на такой выставке понимаешь, что имидж республики складывается не только из того, что мы умеем, но и из того, как можем себя представить. Осознавая все финансовые проблемы каждой отдельной группы в отдельности, я в то же время понимал, что решать такие вопросы нужно на уровне республиканском. Ведь именно работа на стендах может в дальнейшем позволить найти средства для финансирования многих перспективных направлений. Трудно рассчитывать на конкуренцию в области продаж дешевой программистской силы с той же Индией, но вполне реально подняться на ступень выше и продавать уже реализованные оригинальные идеи, коих у нас в республике наверняка предостаточно.
Как Беларусь будет представлена на следующей выставке, покажет время, а я хочу поблагодарить Бюро Дойче Мессе АГ в Германии и Бюро Дойче Мессе АГ в Минске за предоставленную возможность посещения CeBIT`2002.
Сергей ПОЗНЯК
Горячие темы