Первый тест GeForce4 MX440

Фирма nVIDIA не первый год участвует в гонке технологий, которую сама же и затеяла. Многие участники уже сошли с дистанции, не выдержав темпа. Только ATI еще старается изо всех сил не отстать, постепенно перенимая тактику конкурента. Но nVIDIA в очередной раз вырывается вперед, выпуская целый букет видеокарт для всех возможных сегментов графического рынка - от мобильного до профессионального.

Линейка GeForce4 MX призвана сменить целое поколение чипов бюджетно-игрового назначения. С ее выходом окончательно потеряют свою актуальность все разновидности GeForce2 - от простого MX200 до вполне справляющегося с большинством последних игр Titanium. Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет из себя новый чип и видеокарты на его базе. И заодно оценим первые результаты сравнительного тестирования.

Наибольший интерес сегодня представляет MX440, поскольку видеокарты этого типа появятся очень быстро и сразу попадут в нишу, занятую разными модификациями GeForce2.


Sparkle SP7100M4 - первая ласточка

Как ни странно, первой видеокартой на базе NV17, появившейся в наших краях, стала Sparkle SP7100M4 (GeForce4 MX440). Вы слышали когда-нибудь о фирме Sparkle? Я слышал, но ранее никогда не сталкивался. Боюсь, что вряд ли мы увидим ее продукцию в будущем - к нам эти видеокарты попали только потому, что Sparkle удалось наладить выпуск раньше остальных.

Модель SP7100M4 практически полностью повторяет эталонный дизайн nVIDIA, поэтому у нее есть все черты, которыми будут обладать видеокарты GeForce4 MX440. Так, объем "набортной" памяти - 64 Мб. С обеих сторон печатной платы размещены по два 32-разрядных 128-Мбитных чипа DDR SGRAM. У данной видеокарты стоят микросхемы Samsung K4D263238M со временем цикла 5 нс (тактовая частота - 200х2 МГц), и, я полагаю, у других будут стоять они же, так как nVIDIA часто поставляет чипы в комплекте с памятью. Охлаждение для них не предусмотрено, так как частоты невысоки.

Графический чип промаркирован как "NV17", так как относится к первым партиям. Он имеет встроенную металлическую пластину для лучшего охлаждения. Правда, Sparkle применила радиатор, который иначе как декоративным не назовешь. Он посажен на термопасту, но мне пришлось его снять и установить заново, добавив своей пасты, иначе видеокарта быстро перегревалась.

Видеокарта имеет выход на телевизор (один разъем типа mini-DIN для сигнала S-Video). Поскольку GeForce4 MX имеет встроенный контроллер для ТВ-сигнала, установка дополнительных кодеков не потребовалась. На плате осталось место под разъем DVI, а также под какой-то модуль. Разъемов для дочерних плат, знакомых нам по видеокартам GeForce2, в данном случае не предусмотрено, так как сам графический чип интегрирует все необходимые контроллеры, часто даже в двух экземплярах.


Испытания

Прежде всего необходимо остановиться на проблеме драйверов для GeForce4 MX. Как известно, nVIDIA до сих пор не выпустила официальной версии, поддерживающей новые видеокарты. Поэтому пока что приходится довольствоваться бета-Detonator'ами, которые, начиная с 27.00, опознают GeForce4 MX440. Я выбрал наугад версию 27.51.

Тестовая машина имела процессор Athlon 1.33, кулер PentAlpha APSK0169, 256 Мб памяти DDR PC2100 CL2, материнскую плату Epox 8KHA+ (KT266A), винчестер Quantum Fireball Plus AS и операционку Windows 2000 Pro SP2. GeForce4 MX440 сравнивается с GeForce2 Pro, GeForce2 Ti и GeForce3 Ti200 - все эти видеокарты, не отличаясь типом и частотой памяти, имеют близкую цену (GF2 дешевле, GF3 дороже на 20-30%) и неизбежно будут конкурировать между собой.

Игровые бенчмарки GeForce2 Pro (ASUS V7700 Pro) GeForce2 Ti (ASUS V7700 Ti) GeForce4 MX440 (Sparkle SP7100M4) GeForce3 Ti200 (Gainward Powerpack Ti/450)
3DMark2001 Game1 111.9 55.6   117 73.1 53.8 127.3 95.3 70.1 122.7 99.3 77.4
3DMark2001 Game2 108.9 70.5   116 74.5 56 121.8 83.8 63.5 115.1 89.5 74.3
3DMark2001 Game3 117.7 77   116.5 80.6 53.3 119.2 92.4 62.8 134.1 108.3 84
Unreal Tournament 64 59.5 53.7 66.2 62 55.4 65.8 61.5 55.5 65.3 62 47.4
DroneZMark 61.3 60.5 54.8 62.2 69.7 55.7 61.9 58.5 55.5 243.2 174.4 128.4
Quake3 Arena 190.9 118.5 71.7 190.2 131.1 81.4 188 163.3 108.9 211.5 180.6 107
GLMark 92.1 42.1 27.8 98.2 47.2 31.1 98.8 45.4 31 96.4 64.2 60.4
Black&White 73.7 37.4 26 112 51.7 33.2 132.3 54.6 36.5      
  640x480x16bit
  1024x768x32bit
  1280x1024x32bit

Но для начала посмотрим на результаты тестов из пакета 3DMark2001. Наиболее важным для производительности видеокарты параметром является fillrate - скорость закраски. Его-то как раз и позволяет измерить 3DMark2001.

Так, в режиме наложения одной текстуры на пиксел GeForce4 MX440 по теории должен обрабатывать две пиксела за такт, или 540 млн. пикселов за секунду. Именно такую цифру мы и видим в 16-битном цвете, хотя в 32-битном fillrate снижается до 430 млн. пкс/с. В режиме мультитекстурирования, имея четыре блока на двух конвейерах, новый чип должен выдавать около 1 млрд. текселов (текстурных элементов) в секунду, но на деле получается чуть больше 500. GeForce2 Ti имеет немного лучший показатель, но только в низком разрешении, поскольку с памятью работает не эффективно. GeForce3 Ti200 не очень уверенно лидирует в монотекстурировании из-за низкой тактовой частоты чипа (всего каких-то 175 МГц), но в мультитекстурировании вдвое опережает конкурентов.

Тест "High Polygon Count" фактически тестирует блок T&L. Нечего и говорить о том, что, обладая самой высокой частотой, чип GeForce4 MX легко обгоняет и GF2 Ti, и GF3 Ti200. А вот вертексные шейдеры он обрабатывает медленнее всех - видимо, все-таки присутствует эмуляция.

Рельефное текстурирование (bump mapping) лучше всего выполняет GF3 Ti200, а GF4 MX440 - второй, не уступает GF2 Ti. Точно такая же картина в точечных спрайтах (point sprites).

Посмотрим, насколько результаты "чистых" тестов скажутся на результатах тестов Game все того же 3DMark2001. Сначала - о низком разрешении. Тут в низкой детализации побеждает GF4 MX440, так как у него самая большая частота чипа и неплохой контроллер памяти. В тестах с высокой детализацией впереди всегда GF3 Ti200. Видеокарты на базе GF2 отстают, но не значительно. В разрешении 1280х1024х32 картина аналогична (разве что GF3 Ti200 ни разу не уступил), только разрыв больше: между GF3 Ti200 и GF4 MX440 он составляет 10-30%, а между GF2 Ti и GF4 MX440 - 15-25%.

Теперь - об играх и игровых бенчмарках. Unreal Tournament нагружает, в основном, подсистему памяти и процессор, поэтому все видеокарты в нем ведут себя одинаково. Quake3 Arena - тоже далеко не новая игра, но ее движок более гибкий. В низком разрешении GF3 Ti200 лидирует, но потом GF4 MX440 его догоняет, оставляя позади GF2 Ti. GLMark использует новые возможности GF3 Ti200, поэтому в этом тесте он вне конкуренции. То же самое касается DroneZ. В качестве эксперимента я использовал игру Black&White. Результат - явное лидерство GF4 MX440 (правда, GF3 Ti200 не участвовал).

В общем, мы видим, что GF3 Ti200 не сдается, несмотря на низкую частоту чипа. GF2 Ti так и не смог сколько-нибудь заметно обогнать GF4 MX440, и даже в некоторых играх, поддерживающих аппаратные возможности блока T&L, заметно уступил. В то же время в современных играх использование GeForce2 Pro и Titanium все еще вполне оправдано, тем более что цены на эти видеокарты в последнее время резко упали.


Итог

Жалко, конечно, что nVIDIA не посчитала нужным сохранить пиксельный процессор. Из-за этого пиксельные шейдеры могут так и остаться уделом бенчмарков. А так, в целом, новый 3D-ускоритель получился удачным. Производительность - как минимум, на уровне GF2 Ti, а если разогнать память (говорят, производители будут выпускать GF4 MX440 с более быстрыми 4 нс чипами), то и GF3 Ti200 кое-где останется позади. В скором времени ожидается большое количество видеокарт разных производителей, из которых каждый сможет выбрать себе что-нибудь по средствам. Кстати, цена карты составляет порядка 130 у.е.

Макс КУРМАЗ,
[email protected],
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.kv.by/hardware)

Видеокарта Sparkle SP7100M4 предоставлена фирмой "Ронгбук"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2002 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!