Четвертый GeForce: первый взгляд

Год назад nVIDIA анонсировала очередное поколение видеокарт, назвав его GeForce3. По большому счету, этот чип настолько отличался от предшественника, GeForce2, что ему можно было смело присвоить новое имя. Однако nVIDIA решила, что пользователи привыкли к слову "GeForce", и потому присвоила чипу только новый порядковый номер.

В случае с GeForce4 ситуация повторилась с точностью до наоборот. Новый чип, NV25, фактически является модернизированной версией GeForce3. Чип NV17, тоже относящийся к семейству GeForce4, ведет свою родословную от GeForce2 MX. Но обо всем по порядку.


GeForce4 Titanium

Видеокарты серии GeForce4 Titanium отныне займут верхнюю позицию в линейке nVIDIA. Их "сердцем" стал чип NV25, ближайший родственник NV2A - графического чипа консоли Xbox. Вот его основные параметры:

  • технология 0.15 мкм;
  • 63 млн. транзисторов;
  • тактовые частоты доходят до 300 МГц;
  • четыре конвейера рендеринга с двумя блоками текстурирования на каждом;
  • два встроенных RAMDAC с частотами 350 МГц каждый;
  • 128-битная шина памяти, поддержка DDR SDRAM/SGRAM;
  • максимальная скорость заполнения сцены - 1200 млн. пикселов / 2400 млн. текселов;
  • два параллельных блока обработки вершинных шейдеров, поддержка версии 1.1;
  • один блок обработки пиксельных шейдеров, поддержка версии 1.3.

Как видим, кроме увеличения количества транзисторов и наращивания тактовой частоты, GeForce4 Ti имеет только два существенных отличия от GeForce3 - два RAMDAC и два вертексных процессора. Но на самом деле в результате дальнейшего совершенствования nVIDIA улучшила многие блоки чипа.

LightSpeed Memory Architecture - II. Это общее название группы технологий, призванных улучшить взаимодействие графического чипа с памятью. Как и у GeForce3, у нового чипа имеется Crossbar Memory Controller - контроллер памяти с четырьмя 32-разрядными независимыми каналами. GeForce4 применяет методы оптимизации работы с Z-буфером: к раннему определению видимости (Z-occlusion culling) и сжатию Z-буфера (Z-compression), использованным еще в GeForce3, прибавилась быстрая очистка (Fast Z-clear). Далее, GeForce4 научился предварительной подготовке банков памяти к работе (Auto Precharge). И еще одно нововведение - 4 раздельных кэша: примитивов, вершин, пикселов и текстур, использующих разные оптимальные работы с нужным форматом данных. Благодаря всем перечисленным технологиям GeForce4 оказывается заметно быстрее предшественника даже на равных частотах, по эффективности использования памяти приближаясь к видеокарте Radeon 8500.

nFiniteFX - II. Блок T&L, состоящий из вершинных и пиксельных шейдеров, у GeForce4 работает намного эффективнее, чем у GeForce3. "Виноваты" в этом два блока обработки вершин, а не один, как у предшественника. Что касается пиксельного процессора, то он остался прежним, по возможностям (но не по скорости работы) сильно уступая аналогичному блоку Radeon 8500, у которого есть поддержка шейдеров версии 1.4.

Полноэкранное сглаживание. NVIDIA назвала всю совокупность методов сглаживания новым словом - "AccuView". GeForce4 поддерживает все прежние методы, в том числе мультисэмплинг и Quincunx, добавляя еще и метод 4xS, который расширяет принципы Qunicunx на блок из четырех пикселов. Утверждается, что 4xS позволяет добиваться более высокого качества при минимальных потерях производительности.

Поддержка многомониторных конфигураций - nView. Отныне и hi-end чип будет иметь возможность одновременной работы с двумя устройствами отображения. GeForce4 имеет два встроенных RAMDAC и два TMDS-трансмиттера, есть также все необходимые возможности для вывода на телевизор. Кроме этого, значительно улучшена программная часть - теперь владельцам карт с чипами nVIDIA доступны возможности управления прозрачностью, масштабированием, поворотом изображения на двух мониторах и т.п.


Итог

Судя по результатам предварительных тестов, GeForce4 Titanium 4600 благодаря нововведениям и высокой тактовой частоте обходит и GeForce3 Titanium 500, и Radeon 8500 - как и положено новому лидеру. Остается подождать появления серийных видеокарт.

А о GeForce4 MX мы поговорим в следующий раз.

Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.kv.by/hardware)

При подготовке статьи использованы материалы сайта Reactor Critical (www.reactor.ru)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

07 за 2002 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!