Участвует Gigabyte GF3200T "Thundra"
Расстановка сил в мире игровых видеокарт постоянно меняется. Кажется, еще совсем недавно фирма nVIDIA была бесспорным лидером, особенно в сфере Hi-End, где ее GeForce3 просто не было аналогов. Потом появляется Radeon 8500, выпущенный фирмой ATI и ее партнерами: при заметно более низкой, чем у GeForce3, цене эта видеокарта предлагала схожую или более высокую производительность. Все ждут, что скажет на это nVIDIA, тем более, что подходит к концу очередной шестимесячный промежуток (если помните, у nVIDIA есть план - новые чипы каждые полгода).
И реакция последовала, но не совсем та, которой ждали. Чип NV25, "старший брат" использованного в консоли Xbox чипа NV2A, в 2001 году так и не увидел свет. Вместо него nVIDIA объявляет семейство видеокарт Titanium, состоящее из трех моделей: GeForce3 Ti200, GeForce3 Ti500 и GeForce2 Ti. Первые две, как вы догадались, основаны на чипе NV20 (GeForce3), а третья - на "ветеране" NV15 (GeForce2).
Понятно, для чего понадобилось делить GeForce3 на семейства. GeForce3 должен был конкурировать с Radeon 8500. Однако нельзя просто взять и снизить цену в полтора раза. Необходимо логическое обоснование такого шага. Снижаем частоту чипа на 25 МГц (заодно понижаем планку отбора годных чипов), ставим менее дорогостоящую видеопамять с длительностью цикла 5 нс (200 МГц x 2) - и, пожалуйста, готов GeForce3 Ti200, прямой конкурент второго "радеона". Цена снижена, а производительность не сильно пострадала.
Зато GeForce3 Ti500 - немного разогнанная, по сравнению с исходным вариантом, видеокарта. Чип работает на 40 МГц, память - на 20 МГц быстрее. Пока не пришло время GeForce4, у нас есть временный лидер.
Thundra - линейка на чипах Titanium
Gigabyte, как и многие другие производители видеокарт, возлагала большие надежды на новые чипы nVIDIA, поэтому решила придумать видеокартам названия вместо простых числовых индексов. Новая линейка получила имя "Thundra". Это странное слово, видимо, было выбрано из-за своей созвучности слову "Thunder", то есть "гром". Были выпущены две "тундры" на базе GeForce3 - GF3500 и GF3200. Нетрудно догадаться, на базе каких чипов построены эти видеокарты.
Видеокарта GF3200TF (Titanium 200) на самом деле не отличается от самой первой видеокарты Gigabyte на чипе GeForce3 - GF3000D. Та же печатная плата синего цвета, та же память в восьми микросхемах (вполне возможно, что установлены те же микросхемы EliteMT 3.8 нс), те же выходы на аналоговый (D-Sub) и цифровой (DVI) мониторы.
Видеокарта имеет также ТВ-выход, выполненный в виде отдельной платки, подключенной к стандартному разъему. На этой платке расположился кодек Conexant Bt869 - может быть, не самый "продвинутый", но хорошо поддерживаемый различными утилитами. К сожалению, Gigabyte предусмотрела только выход типа S-Video, однако с помощью паяльника и утилиты TVTool его легко можно переделать в композитный.
Отдельно следует отметить комплектацию. Ранее Gigabyte не особенно уделяла внимание этому аспекту. Зато теперь в коробке с "тундрой" можно найти не только компакт с драйверами и утилитами, но и лицензионную версию проигрывателя PowerDVD (версии 3.0), а также пять игр - Serious Sam, Oni, Rune, Heavy Metal F.A.K.K. и Motocross Mania. Есть также инструкция и кабель S-Video небольшой длины.
Испытания
Переходим к результатам сравнительного тестирования. Я испытывал видеокарты Radeon 8500, GeForce3 Ti500 (GF3500TF все той же Gigabyte) и ставшую темой статьи GF3200TF на материнской плате Epox 8KHA+ (KT266A) с процессором Athlon 1.33, кулером PentAlpha APSK0169 и памятью PC2100 CL2. Драйверы - Detonator XP 23.11, операционная система Windows 2000 Pro SP2. Видеокарты сравнивались в разрешении 1024х768х32bit, поскольку на сегодня я считаю его оптимальным для большинства игровых и графических задач.
Radeon R200 (Radeon 8500) | GeForce3Ti200 (Gigabyte GF3200T) | GeForce3Ti500 (Gigabyte GF3500T) | |
3DMark2001 1024x768x32bit | |||
Game1 Low | 124.7 | 99.3 | 120.8 |
Game1 High | 41.7 | 43 | 45.2 |
Game2 Low | 130.6 | 89.5 | 110.8 |
Game2 High | 78.2 | 51.2 | 62.7 |
Game3 Low | 126 | 108.3 | 123.5 |
Game3 High | 54.7 | 53.4 | 58.4 |
Game4 | 27.7 | 30.2 | 41.1 |
Fillrate single | 855.7 | 485 | 636.7 |
Fillrate multi | 1863.7 | 1041 | 1398.2 |
High polygon Low | 31 | 13.8 | 18.8 |
High polygon High | 9.8 | 2.8 | 3.8 |
Bump mapping Emboss | 102.8 | 97.8 | 119.6 |
Bump mapping DOT3 | 103.5 | 91.5 | 119.8 |
Vertex shaders | 87.8 | 47.1 | 57.6 |
Pixel shaders | 78.7 | 67.2 | 89.6 |
Point sprites | 28.1 | 13 | 17.7 |
Index | 7488 | 6526 | 7699 |
Games 1024x768x32bit | |||
Unreal Tournament (DirectX) | 51.6 | 62 | 64 |
DroneZ (OpenGL) | 172.2 | 174.4 | 212.5 |
Quake3 Arena (OpenGL) | 186.6 | 180.6 | 200.2 |
GLMark (OpenGL) | 56.3 | 64.2 | 80.6 |
Рассмотрим сначала теоретическое быстродействие видеокарт. Тестовый пакет 3DMark2001 имеет набор тестов, измеряющих скорость 3D-ускорителя при выполнении конкретных функций. Так, Fillrate (скорость заполнения трехмерной сцены пикселами) у Radeon 8500 заметно выше, чем у GeForce3 (даже у GF3Ti500, не говоря уже о GF3Ti200). Сказываются более высокие тактовые частоты чипа и памяти (R8500 - 275/275, GF3Ti500 - 240/250, GF3Ti200 - 175/200), а также технологии снижения нагрузки на память. У GF3Ti500 этот же параметр оказывается почти в полтора раза выше, чем у GF3Ti200, и тоже по причине более высоких тактовых частот.
Блок аппаратного преобразования координат и освещения (T&L) у Radeon 8500 работает заметно быстрее, чем у обоих GF3. Причем намного быстрее - в 2-3 раза. Это проявляется, в частности, в тесте Point Sprites, в котором видеокарты выстраивают изображение из множества мелких двухмерных элементов.
Вертексный процессор (он выполняет заданную программу анимации трехмерной модели без участия центрального процессора) у Radeon 8500 работает чуть ли не вдвое быстрее, чем у GF3Ti200. А вот пиксельный процессор лучше у GF3: хотя GF3Ti200 уступает Radeon 8500, отставание составляет всего 20%, хотя по частоте они различаются в полтора раза. А GF3Ti500 по этому тесту вообще обходит Radeon 8500.
Объемные текстуры GF3Ti200 и Radeon 8500 накладывают почти одинаково, а GF3Ti500 обходит обоих (выигрыш около 20%).
Переходим к тестам Game того же пакета 3DMark2001. Эти тесты ближе к реальным приложениям и потому представляют больший интерес. Так, в тестах Game1, Game2 и Game3 при низкой детальности трехмерной сцены лидирует Radeon 8500. Однако его отрыв от конкурентов не так велик: больше всего он заметен в Game2 (большое количество объектов, заслоняющих друг друга - в такой ситуации эффективно работает технология HyperZ-II), где Radeon 8500 обходит GF3Ti500 на 25% и GF3Ti200 на 40%. В тех же тестах, но с повышенной детальностью, лидерство Radeon 8500 сохраняется только в Game2.
Тест Game4 активно использует новые возможности видеокарт (прежде всего шейдеры) и тем самым имитирует игры будущего поколения. В нем Radeon 8500 проигрывает обоим GeForce3. Так что теоретическое преимущество ATI'шной видеокарты на практике не очень-то заметно.
Переходим к игровым тестам. Unreal Tournament - игра слегка устаревшая, не использующая возможности современных видеокарт. И в ней Radeon 8500 проиграл обоим GeForce3: отставание от GF3Ti200 составило 20%. Quake3 Arena - тоже устаревшая игра, но с движком под OpenGL. В ней Radeon 8500 смог обойти GF3Ti200, но уступил GF3Ti500. Понятно, что если при высоком Fillrate Radeon 8500 проигрывает, то виноваты в этом драйверы. Как обычно, с ними у ATI не все в порядке.
GLMark и DroneZ - бенчмарки нового поколения, способные использовать преимущества вершинных и пиксельных шейдеров. Согласно им, Radeon 8500 проигрывает обеим nVIDIA'вским видеокартам. Однако причина, по-видимому, кроется в отсутствии поддержки шейдеров ATI: то ли опять виноваты OpenGL-драйверы Radeon, то ли эти бенчмарки "заточены" исключительно под GeForce3. Очевидно, что Radeon 8500 должен явно поддерживаться будущими играми, иначе все его "навороты" окажутся невостребованными.
И о разгоне. Gigabyte GF3200T без дополнительного охлаждения заработала на частотах 215/250 МГц (чип / память), то есть быстрее оригинального GeForce3. Это не удивительно, учитывая тот факт, что видеокарта построена на базе "обычного" GeForce3 - GF3000D. В состоянии разгона данная видеокарта легко обставила Radeon 8500 в игровых тестах и в большинстве Game-тестов 3DMark2001 (кроме, конечно, вышеупомянутого Game2).
Вывод
Gigabyte GF3200T - одна из лучших на сегодня видеокарт по соотношению "производительность*качество/цена". Да, она проигрывает Radeon 8500 в некоторых тестах и имеет заметно меньший потенциал. Однако ее драйверы позволяют обходить конкурента, да и по качеству 3D-картинки GeForce3 явно лучше. Добавьте сюда хорошую разгоняемость, высокое качество картинки в разрешениях выше 1024х768, отличную комплектацию… Жаль только, что Gigabyte решила перевести свои видеокарты на чипы ATI. Хотя, я уверен, эта фирма сможет и из Radeon 8500 выжать максимум.
Плюсы:
- отличное качество изготовления;
- высокая производительность, надежность драйверов;
- высокое качество картинки и в 2D, и в 3D;
- неплохая разгоняемость;
- отличная комплектация;
- наличие ТВ- и DVI-выходов.
Минусы:
- цена все-таки "кусается".
Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
www.kv.by/hardware
Видеокарта Gigabyte GF3200T предоставлена фирмой "CD-Life"
Видеокарта ATI Radeon 8500 предоставлена фирмой "Jet"
Полную версию статьи вы найдете на моем сайте.
Горячие темы