Методики и опыт МИФИ в Минске

Вопреки расхожему мнению о том, что все негосударственные ВУЗы являются однодневками и обычными автоматами для выкачивания денег, Белорусский институт правоведения вот уже на протяжении 10 лет продолжает готовить умелых и, что немаловажно, востребованных на рынке труда специалистов. На данный момент на четырех факультетах БИПа (юридическом, экономико-правовом, заочно-правовом и международного права) обучается порядка четырех тысяч студентов. При этом институт правоведения довольно активно занимается поиском новейших и более прогрессивных форм организации обучения. Так, ровно год тому назад на базе БИПа открылся Учебно-методический центр по компьютерным системам и технологиям защиты информации, совместный проект института правоведения и Московского инженерно-физического института (государственного университета МИФИ). О новых, более перспективных формах обучения, а также о многом другом, - моя беседа с директором данного Учебно-методического центра Виктором Павловичем КОЛЕСНИКОВИЧЕМ.

Виктор Павлович, для начала расскажите, как развивалось сотрудничество института правоведения с МИФИ?

БИП всегда старался выйти за рамки стандартного опыта сотрудничества с ведущими вузами содружества. МИФИ считается титульным ВУЗом, он входит в тройку крупнейших российских университетов и имеет уникальную техническую базу и богатый опыт образовательных программ. Наша совместная деятельность начиналась с заочной школы МИФИ, которая является своеобразным товарным знаком и достаточно популярна в странах бывшего Союза. Этот проект получил высокую экспертную оценку как межвузовский, и первоначально он заключался в организации учебных курсов по компьютерным и экономическим дисциплинам. Стоит отметить, что в МИФИ нас интересовало три направления подготовки специалистов: экономическое, юридическое и техническое. И, сотрудничая с заочной школой МИФИ, мы первоначально планировали работу с экономическими кафедрами. Однако бухгалтерский учет в наших странах имеет разные правовые базы, поэтому мы оставили эту затею до лучших времен. С другой стороны, в один прекрасный день компьютерные курсы при заочной школе вывели нас на кафедру компьютерных систем и технологий МИФИ. На этой кафедре занимаются проблемами защиты компьютерных сетей и разработкой новейших технологий защиты информации. Очевидно, что специалисты со знанием в данной области будут актуальными и востребованными. В результате сотрудничества и появился наш Учебно-методический центр.

Каких именно специалистов вы готовите?

Учебно-методический центр в Минске готовит профессиональные кадры в области компьютерных технологий. Выпускник нашего центра получает специальность "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети", ему присваивается квалификация инженер-системотехник. По сути, речь идет о подготовке специалистов, способных обеспечить информационную безопасность в самых разных сферах деятельности человека. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика, банковское дело, финансы, наука и образование, средства массовой информации все больше зависят от интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности и достоверности информации. Информационная же безопасность определяется тем, насколько каждый из субъектов обладает возможностью получать и распространять достоверную информацию. Кстати, любому желающему, обратившемуся к нам на [email protected], мы высылаем паспорт специальности, в котором все подробно расписано.

Само определение вашего центра как учебно-методического говорит о существовании некоторых его особенностей. Расскажите, пожалуйста, об основных отличиях вашего УМЦ от остальных факультетов института правоведения.

Дело в том, что обычно на остальные факультеты БИПа люди приходят учиться сразу после школы, соответственно, и знания у них по будущей профессии достаточно посредственные. К нам же в центр, как правило, поступают люди, уже имеющие высшее или среднее специальное техническое образование. Именно поэтому УМЦ весьма успешно практикует форму заочно-дистанционного обучения, которая сама по себе является довольно уникальной на пост-советском пространстве. Она позволяет работать в удаленном интерактивном режиме. То есть, по сути, многие из наших студентов постигают науку без отрыва от производства. Кроме того, большое внимание в нашем Центре уделяется разработке собственных учебных программ и адаптации методик преподавания. Мы принимаем участие в многочисленных научно-практических конференциях, разрабатываем методики заочно-дистанционного обучения.

Не могли бы Вы пояснить, есть ли какая-то разница между заочно-дистанционной формой обучения и просто заочной?

Естественно, это не одно и то же. При заочном обучении студент получает пакет методичек, рекомендации по учебной литературе, пишет курсовые работы, то есть учится абсолютно самостоятельно. При заочно-дистанционной форме у вас пакет электронных документов и свой личный код доступа в наш компьютер, где открыт для вас сайт (www.umcminsk.chat.ru), через который вы будете работать напрямую с преподавателем. На первом этапе обучения мы используем такую форму, как текущие консультации. Это значит, что по выходным дням студенты могут приходить в наш центр и работать с преподавателями. К тому же с недавнего времени мы стали все больше применять дистанционный режим. Суть его заключается в следующем. Студент по Сети подключается к нашему компьютеру, где стоят четыре так называемые виртуальные машины, то есть особое ПО, которое полностью обеспечивает учебный процесс. Такая схема, которая называется "Трехэтапной системой тестирования", разработана в МИФИ, и буквально со следующего года она станет там обязательной на всех факультетах. Главным преимуществом этой системы является то, что она стимулирует получение знаний. Ведь, согласитесь, если с преподавателем еще можно хоть как-то договориться, то с электронной базой контроля это просто невозможно.

Кто и на каких условиях может поступать в ваш центр?

Стать слушателем центра в Минске можно после собеседования на основании заявления с указанием базового образования и предоставления соответствующих документов. Наш центр предлагает две формы обучения - трехгодичную и двухгодичную. Первая подходит людям, которые имеют среднее специальное техническое образование, либо же незаконченное высшее. За год обучения они изучают те дисциплины, которые необходимы по требованиям высшей школы, и только после этого приступают к освоению предметов по специальности и обучению в режиме экстернатуры (дополнительную информацию можно получить по тел. 211-01-58). Главное - такая гибкая система освоения новейших знаний и технологий позволяет каждому получить ровно столько, сколько он готов принять, чтобы обеспечить себе профессиональный рост согласно текущим потребностям.

Кстати, что такое "экстернатура"?

При режиме экстернатуры, как предусмотрено положением "О высшей школе", возможно не более десяти экзаменов в год и не менее двух лет обучения.

Какой диплом получают выпускники Учебно-методического центра?

Для начала я хотел бы рассказать о порядке окончания учебы в УМЦ. В конце последнего года обучения наши студенты направляются в Москву, где они зачисляются на кафедру "Компьютерные сети и технологии" МИФИ, сдают лабораторные практикумы на уникальном оборудовании, пишут курсовую работу. По завершении обучения каждый студент готовит и защищает свой дипломный проект. Перед государственными экзаменами предусмотрена месячная стажировка в Швеции, где выпускники получают международный сертификат, подтверждающий их знания. В результате выпускники Учебно-методического центра покидают его, имея диплом МИФИ государственного образца Российской Федерации.

Я слышал, что в институте правоведения собираются открывать факультет Компьютерного права. Что Вы можете об этом рассказать?

Да, действительно, такие планы есть. Более того, они уже начинают претворяться в жизнь. В сентябре 2001 года на юрфаке БИПа набрана группа по квалификации юрист-системоаналитик, специализация - информационное обеспечение правовой деятельности, форма обучения - дневная, срок - 5 лет. Для поступления надо сдавать следующие экзамены: иностранный язык, историю и математику. Следует заметить, что в данном случае был использован опыт МИФИ, в рамках которого действует кафедра компьютерного права. Специфика обучения там заключается в том, что студент по окончании этого факультета получает комбинированный технико-юридический диплом. Такой специалист является одновременно и системотехником, и правовиком, то есть он полностью владеет компьютерной грамотой, умеет программировать, разбирается в сетях, может создавать программы юридического обеспечения правовой деятельности, а также квалифицировать и обеспечивать предотвращение сетевых преступлений. Таким образом, Белорусский институт правоведения, юридический факультет, используя новейшие методики, юридическую и техническую базу, уникальный опыт и современные технологии, создал основу для специальности XXI века.

Алексей АДАШКИН,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2002 год

Рубрика: 

Компьютер и образование
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Петр
Похоже сайт www.umcminsk.chat.ru/ на вечной реконструкции. Жаль.