С 18 по 20 декабря БГУИР принимал крупную международную конференцию "Дистанционное обучение - образовательная среда XXI века". Одновременно в двух корпусах столичного вуза проходили пленарные заседания и круглые столы, работали выставки, а вечером гостей Минска развлекали экскурсией по городу (18 декабря) и посещением театра (19 декабря).
В рамках конференции была организована параллельная работа пяти секций: "Учебно-методическое обеспечение образования в сети Интернет/интранет", "Компьютерные и телекоммуникационные сети в сфере образования", "Интеллектуальные технологии в дистанционном обучении", "Социально-гуманитарные аспекты и организационно-правовое обеспечение дистанционного обучения" и "Интегрированная информационная среда образования, науки и промышленности". Для того, чтобы представить, кто принимал основное участие в работе секций, нужно посмотреть на список организаторов конференции. Кроме Министерства образования и четырех крупнейших белорусских вузов (БГУ, БГПА, БГУИР и БГЭУ), это Российская ассоциация искусственного интеллекта, СП ЗАО "Международный деловой альянс" (известная как IBA), Институт технической кибернетики НАН Республики Беларусь и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
Конференция показала, что белорусские ученые активно сотрудничают со своими зарубежными коллегами, особенно российскими. По крайней мере, на секции "Интеллектуальные технологии в дистанционном обучении" возникало ощущение, что докладчики из России, Украины и Беларуси отлично знают друг друга и работают чуть ли не вместе. Сопредседателем секции являлся заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий БГУИР, профессор Голенков В.В., который говорил о своем убеждении, что система образования нуждается в коренной трансформации, а движущей силой этой трансформации станет ускорение темпов обучения. На секции ученые рассуждали о подобии процесса обучения процессу разработки продукта, о важности психологических факторов в эффективности дистанционного обучения, об интеллектуальных агентах, которые составят основу так называемой "виртуальной кафедры" (базовой ячейки системы образования недалекого будущего) и о многом другом. К сожалению, не удалось присутствовать на других докладах с очень интригующими названиями: "Использование элементов искусственной жизни в открытом образовании" (Курейчик В. М., Зинченко Л. А., Таганрог, Россия), "Средства семантической визуализации сложноструктурированных баз знаний для создания стимуляторов процесса познания" (Казан В.М., Колб Д.Г., Лумянский А.С., Сердюков Р.Е., Шкред С.Л., Минск, Беларусь) и т.д. Всего в программе конференции перечислены темы 158 докладов. Кстати, проект "виртуальной кафедры", как и некоторые другие проекты, о которых рассказывалось на секции, подробно описаны в работе "Интеллектуальные обучающие системы и виртуальные учебные организации", которую в этом году издал БГУИР. Работа опубликована под редакцией В.В.Голенкова и В.Б.Тарасова, а среди ее авторов числятся многие из тех, кто участвовал в прошедшей конференции.
Судя по тому, что довелось услышать, процесс обучения по форме и методам все больше приближается к процессу разработки программного продукта, для которого определяется сфера применения и функциональность (для человека - "профессия"), а сам процесс разработки (обучения) можно разложить на компоненты ("курсы" или "предметы"). Собственно, на конференции обсуждались даже такие понятия, как "жизненный цикл специалиста". Это напоминает тезис о процессе разработки как жизненном цикле ПО, что является неотъемлемой частью современных методик разработки (см. статью "Что такое eDevelopment" в "КВ" №20/2000). В целом создается впечатление, что информационные технологии все больше проникают в сферу образования, предлагая нечто большее, чем просто новые методы обучения.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы