2048: матрица будущего

Отрадно видеть, что русскоязычная литература жанра киберпанк все активнее "наращивает мускулы", отнюдь не собираясь исчезать с книжных прилавков и становиться еще одной "литературой для избранных".

Причем относится это не только к таким "живым классикам", как Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев, Василий Головачев, Александр Лазаревич или Александр Тюрин. В последнее время у сетевой общественности все большей популярностью пользуется также более, если можно так выразиться, "интеллектуальное" направление - направление, в основе которого лежит не только чистая фантастика, но и вполне серьезная наука - футурология.

Одним из наиболее ярких авторов этой волны, несомненно, стал известный интернет-публицист Алексей Андреев. Мы уже писали о нем в минувшем году, тогда речь шла о его фантастическом романе о Сети "Паутина", а несколько позже было опубликовано интервью. В Рунете Алексей Андреев, кстати, также известен как поэт и мастер флейма, скрывающийся за псевдонимом "Мери Шелли" (известная английская писательница XIX века, автор романов о Франкенштейне). Этим же псевдонимом подписаны и романы Андреева.

Теперь в интернете началась публикация нового "футурологически-киберпанковского" романа "2048". Как и "Паутина", "2048" публикуется не одномоментно - главы романа выкладываются в Сеть по мере их написания и редактирования, и читатели имеют даже некоторую возможность повлиять на ход событий, высказывая свое мнение на специализированном форуме. Впрочем, зная Алексея Андреева лично, могу сказать, что повлиять на его задумки достаточно сложно.

Если в "Паутине" рассматривалось достаточно близкое будущее, так сказать, следующий этап в развитии интернета, то название "2048" уже говорит само за себя. Это уже совсем другая эпоха и другой тип героев. Автор заглядывает в будущее даже дальше, чем в свое время заглядывал Уильям Гибсон. Это не мир после какой-то глобальной катастрофы (любимая у фантастов тема), это мир, порожденный своего рода симбиозом глобальной Сети и человечества; мир, в котором люди зависят от машин, но и машины настолько тесно связаны с людьми, что не могут без них существовать. Человечеству тесно - и оно строит в океане новые материки. Но людям становится тесно не только в социальном, но и в культурном плане - и они заставляют машины развеивать эту скуку. Искусственные сны ("дремли"), транслируемые ночью прямо в мозг по заказу, искусственные интеллекты, сопровождающие человека, начиная с детских лет, причуды генной инженерии, демонстрируемые в зоопарках, где давно уже не осталось обычных зверей… И вот один из главных героев с удивлением узнает, что существуют не только "дремли", но и обычные человеческие сны, другой - что животные могут быть и дикими, третьего же и вовсе ждут невероятные открытия. Все это порой перерастает в своего рода техногенную пародию на человеческое общество, но пародия эта очень тонка и сделана со вкусом - по сути, это пародия на наше, современное, общество. Автор одновременно иллюстрирует и высмеивает наши страхи перед будущим и перед переходом человеческой цивилизации к новому, техногенному, этапу развития. Так или иначе, но описанное Алексеем Андреевым будущее выглядит намного более достоверным, чем будущее в описаниях Филиппа Дика, Уильяма Гибсона или Сергея Лукьяненко.

Будучи великолепным языковедом, Андреев мастерски предугадывает изменения в обыденном языке - его герои разговаривают на специфическом жаргоне, в котором без труда узнается то, что сегодня принято называть "жаргоном компьютерщиков", только жаргон этот естественным образом изменился со временем. Изменился язык, но не изменились неписаные схемы построения новых слов - и потому речь героев "2048" (как до этого и речь героев "Паутины") "технически продвинутый" современный читатель поймет без труда. "Дремастер", "наночип", "ИскИн", "имплант", "компфетка" - все эти "слова из будущего" оказываются без труда понятны если и не по аналогии с современными техножаргонизмами, то уж по контексту - точно. Еще проще воспринять непередаваемый стиль автора тем, кто уже успел прочесть "Паутину".

Желающие прочесть уже опубликованные главы романа могут это сделать, отправившись по адресу www.fuga.ru/shelley/2048/dreml-1.htm. Тем, кто интересуется "футурологическим" аспектом литературы в жанре "киберпанк", стоит посетить и другие ресурсы, связанные с творчеством Алексея Андреева - футурологическую газету "ФуГа" www.fuga.ru и "Мэриленд" www.fuga.ru/shelley. Неплохая подборка творчества других авторов, пишущих в жанре киберпанк, как русско-, так и англоязычных (в русских переводах), расположена в CyberPunk City - на официальном сайте московского клуба киберпанков www.cyberpunk.ru (прямой вход в библиотеку - city.cyberpunk.ru/library/download/download.shtml).

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2001 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!