Практически в каждом персональном компьютере есть 3.5" дисковод, основное преимущество которого заключается в возможности переноса информации с одного компьютера на другой при помощи дискет. Только вот реализовать эту возможность в полном объёме можно лишь на исправном приводе. Если же ваш 3.5" друг таковым не является, то вы получаете прекрасную возможность собственноручно отремонтировать его. Именно об этом и пойдёт речь в данной публикации.
Сразу скажу, что в большинстве случаев выхода дисководов из строя виновата его механическая часть, поэтому электронику мы оставим за кадром, тем более, что при современном уровне миниатюризации выпаять ту же сгоревшую микросхему вряд ли по силам рядовому пользователю. В целях облегчения задачи конструкцию и способы ремонта дисководов мы будем рассматривать на конкретном примере, в качестве которого у нас выступит Samsung SFD-321B.
У 3.5" дисковода можно выделить следующие основные узлы: дискетную раму, шпиндельный двигатель, блок головок с приводом и плату электроники.
Вставляемая в дисковод дискета попадает внутрь дискетной рамы 1, где с неё, при помощи подпружиненного рычага 8, сдвигается защитная шторка. По достижении крайнего положения рычаг снимает со стопора планку 6 с кнопкой выброса дискеты, которая, в свою очередь, будучи механически связанной с дискетной рамой, опускает последнюю вниз. При этом металлическое кольцо дискеты ложится на вал 5 шпиндельного двигателя, где надёжно закрепляется и центрируется при помощи специального замка, а нижняя (нулевая) сторона дискеты входит в соприкосновение c магнитной головкой. Опускаясь, дискетная рама освобождает и верхнюю головку, которая под действием пружины прижимается к верхней (первой) стороне дискеты.
В большинстве дешёвых дисководов (в том числе и в рассматриваемом) не предусмотрено никаких элементов, регулирующих скорость опускания дискетной рамы, из-за чего головки наносят достаточно ощутимый удар по поверхности дискеты. Для предотвращения этого недоразумения в некоторых моделях приводов предусмотрен специальный микролифт-замедлитель. Если же вам с этим не повезло, то для того, чтобы продлить жизнь дискете, необходимо при её, не побоюсь этого слова, вставлении пальцем придерживать кнопку выброса, не давая дискетной раме опускаться слишком быстро (об этом уже писалось в "КВ", например, в №34 за 2000 год).
Блок головок 7 устанавливается на специальные направляющие, по которым может свободно перемещаться в радиальном направлении дискеты. Это перемещение обеспечивает миниатюрный шаговый двигатель 9, в нашем случае связанный с блоком при помощи червячной передачи (в других моделях дисководов передача может быть иного типа, например, зубчатая). Головки соединяются с платой электроники гибким ленточным кабелем 10, повредить который при неосторожном обращении особого труда не составит.
Для определения свойств дискеты возле переднего торца дисковода установлено три нажимных датчика: датчики плотности (2) и момента опускания (4) дискеты, а также датчик защиты дискеты от записи (3). При этом первые два часто совмещают в один микропереключатель.
Теперь, собственно, о ремонте. Разобрать 3.5" дисковод обычно не сложно: например, в Samsung SFD-321B достаточно открутить один винтик на крышке, после чего оная снимается, открывая доступ практически ко всем элементам дисковода. Иногда для облегчения доступа к нижней головке и посадочному месту на валу шпиндельного двигателя требуется снять и дискетную раму. Это, опять же, не трудно, поэтому останавливаться не будем.
Первое, что можно сделать после снятия крышки дисковода, - это, подключив его к системному блоку и вставив дискету, попробовать на неё что-нибудь записать. При этом вы должны убедиться, что вал шпиндельного двигателя вращает дискету, а блок головок перемещается в радиальном направлении. Если с этим всё нормально, но дисковод всё равно работает со сбоями, попробуйте протереть обе головки ваткой, смоченной спиртом, на худой конец, одеколоном или водкой (думаю, стоит напомнить, что при работе с этими жидкостями нужно соблюдать определённые меры осторожности, дабы те случайно не попали в ваш организм и не вызвали некоторую степень алкогольного опьянения). Не помешает также смазать направляющие блока головок ЦИАТИМом либо другой густой смазкой. Кроме того, проверьте замок на валу шпиндельного двигателя и пружины, прижимающие головки к верхней и нижней сторонам дискеты - вполне возможно, сбои в работе дисковода связаны с их повреждением.
Иногда возникают проблемы с механизмом загрузки дискеты, включающим дискетную раму 1, планку 6 и рычаг 8. Поэтому убедитесь, что все эти части двигаются плавно и без заеданий (возможно, и здесь потребуется смазка). Так как рычаг 7 чаще всего сделан из пластмассы, вероятность его преждевременного износа велика, в результате чего дискетная рама либо не опускается вообще, либо опускается тогда, когда это не нужно. Решить проблему можно, например, путём вплавления в рычаг металлических частей либо другим способом (зависит от вашей фантазии).
Возможен отказ датчика опускания диска. В этом случае система не реагирует на смену носителя - выводится каталог предыдущей дискеты, а при попытке записи чаще всего разрушается файловая структура. Отказ датчиков плотности и защиты записи приводит, соответственно, к проблемам в работе с дискетами одной из плотностей и неправильной работе механизма защиты от записи. Отремонтировать или заменить датчики достаточно сложно, но если очень захотеть, можно справиться.
На этом, наверное, и остановимся. Если всё выше сказанное делать обдуманно, то окончательно испортить дисковод у вас, возможно, и не получится. Более того, вероятность достижения положительных результатов очень даже высока. И если вам повезёт, то на сэкономленные 12-15 условных единиц денег можно вполне неплохо отдохнуть.
Сергей ШИРКО,
S_Shirko@tut.by
Комментарии
Блэклоглист:
БАСФ (все 100% -- польская подделка)
3М -- то же.
Рекомендуемые.
"Русские" ОЕМовские дискеты
Вербатим ДЛП (тефлон)
ТДК хороший (реталятор!)