Затянувшаяся шумиха вокруг смены владельцев у "БаннерБанка" и неожиданное заявление Netoscope.ru о преодолении 100-тысячного рубежа показов в BBN наводят на мысль о том, что пора повнимательнее взглянуть, что же на самом деле происходит на рынке баннерных сетей Беларуси.
Общие моменты
Пожалуй, наиболее значимое событие 2001 года для Байнета в этой сфере - появление на рынке отечественного движка (управляющего программного обеспечения) баннерной сети RED Exchange. До этого времени в белорусском интернете активно были представлены только баннерные сети на базе российских движков RLE и "БаннерБанк". Такое впечатление, что само это событие принесло заметное оживление на рынок. Например, старожилы Байнета BBN и ByBanner консолидировали усилия в рамках проекта mediareklama.com. Любопытно и то, что на сайте BBN, наконец-то, появилась статистика показов в Сети и, более того, электронный магазин для продажи баннерных показов.
Однако сегодня еще мы не можем похвастаться разнообразием предложений на рынке баннерной рекламы. Скажем, ни один из участников рынка пока не предлагает подобно тому же Port.ru взаиморасчет за клики (переходы), или как Яndex - за контакт, что в некоторых случаях было бы куда эффективнее для рекламодателя, нежели традиционный расчет за тысячу показов баннеров (CPM).
Баннеры
Впрочем, нам теперь доступно автономное размещение и управление баннерами, выполненными по технологиям Flash и HTML, включая обращение к программным модулям на стороне сервера (CGI), что само по себе уже хорошо. Надо сказать, что на сегодняшний день белорусские баннерные сети позволяют публикацию уже пяти различных типоразмеров баннеров (см. табл.1).
Табл. 1. Информация по баннерам по состоянию на июль 2001 | |||
BBN (bbn.by) | ByBanner (bybanner.net.by) | RED (red.by) | |
Форматы баннеров | 468x60 | 468x60, 120x60, 100x100, 88x31 | 468x60, 100x100 120x60 |
Типы баннеров | стандартные, опционально Flash, HTML+CGI | стандартные | стандартные, Flash, HTML+CGI |
Рекламный потенциал (усредненное количество баннерных показов в день) | 468x60 — 70000 | 468x60 — 50000, 100x100 — 50000, 120x60 — 1500, 88x31 — 2500 |
468x60 — 20000, 100x100 — 50000, 120x60 -13 000 |
Количество рекламных площадок | 565 | нет данных | 400 |
Средний CTR за месяц | 468x60 — 0,65% | 468x60 — 0,6% | 468x60 — 0,67% 100x100 — 0,4% 120x60 — 0,1 % |
Базовая комиссия в сети | 0.14 | 0.125 | 0.19 |
Интерфейс | один логин для экаунтов всех форматов баннеров | управл. разл. типоразмерами с одного экаунта, тем. категории рекл. площадок, ф-ция "показывать баннер одному пользователю не более заданного кол-ва раз" |
Как тенденция, это радует, но впереди еще долгий путь. На белорусских информационных серверах и порталах сегодня можно встретить предложения о публикации форматов, неучтенных в баннерных сетях, включая рекламу в "ушках", текстовую рекламу и даже столь экзотический формат, как 360x40, на сайте Br.By. В общем, это характерно и для России. Именно на порталах Рунета начали появляться "разворачивающиеся" интерактивные баннеры от IMHO и DOT. Владельцы белорусских баннерных сетей достаточно сдержаны в комментариях относительно данной технологии (см. diva.by/forum/?curforum=87). Запрещать не запрещают, но накладывают целый ряд ограничений на баннермейкеров.
Рекламные площадки
Три ведущих баннерных сети Байнета (BBN, ByBanner, Red) обслуживают по полтысячи рекламных площадок каждая. Конечно, эти цифры были бы смешны для того же Рунета (webrating.ru/promo/promo_advert), но, учитывая весьма скромные масштабы белорусской части интернета, можно предположить, что эти три сети охватили большую часть всех сайтов Байнета. Каковы же они, рекламные площадки в этих баннерных сетях?
По двум сетям наиболее мощной рекламной площадкой является белорусский портал Tut.By (см. табл. 2).
Табл. 2. Списки Top 5 рекламных площадок по сетям (июль 2001) | ||
Сайт | Кол-во показов на 24/07/01 | Средний CTR |
ByBanner (bybanner.net.by/stats.php3) | ||
Белорусский портал TUT.BY (tut.by) | 15039 | 0.71 |
Kiss.by — Развлекательный центр (www.kiss.by) | 4538 | 0.11 |
Чат "Тусовка" (www.chat.rocks.it) | 3803 | 0.10 |
Хартыя97 — навіны пераменаў (www.charter97.org) | 3008 | 0.23 |
Минский Слон (slon.nsys.by) | 2612 | 0.49 |
RED.BY (www.red.by/redban/rb?fcatalog) | ||
Рассылки на subscribe.ru (subscribe.ru/catalog/funny.creamfido) | 10783 | 0.1 |
Все о Windows Commander (wincmd.ru) | 9406 | 0.17 |
Навiны ад Хартыi'97 (www.charter97.org) | 8065 | 0.31 |
BelarusianBeauty. com — Беларуская прыгажосьць (belarusianbeauty.com) | 7541 | 0.12 |
Развлекательный портал (www.doo.ru) | 6890 | 0.26 |
BBN (bbn.by/users1.shtml) | ||
TUT.BY — Белорусский портал (tut.by) | 11728 | 1.12 |
Развлечения (www.marry.ru) | 11137 | 0.12 |
Все о Windows Commander (wincmd.ru) | 4775 | 1.66 |
Litvania, ziamlia licvinaw (www.aubg.bg/cj/~vlk960/litvania) | 3214 | 0.17 |
Белорусский рейтинг (br.by) | 2104 | 0.56 |
Далее, что вовсе не удивительно в период подготовки к предвыборной кампании, сайт "Хартыя'97". Также в списках Top 5 присутствуют пара сайтов, так или иначе относящихся к сфере IT. Прочие рекламные площадки несут сугубо развлекательный характер. В выходные дни почти все лидирующие позиции в баннерных сетях занимают развлекательные ресурсы. Учитывая эти обстоятельства, напрашивается вывод о том, что при продвижении серьезного коммерческого проекта в белорусских баннерных сетях фокусировка по рекламным площадкам крайне затруднена.
Кто в Байнете "всех милее"
Каково же ныне соотношение баннерных сетей по отношению друг к другу? У каждой из сетей есть свои достоинства и недостатки. Скажем, наиболее мощная рекламная площадка Байнета Tut.By доступна для размещения рекламы в сетях ByBanner и BBN. BBN позволяет рекламные кампании на основе баннеров размера 468x60, ByBanner же также позволяет формат баннеров 100x100. Впрочем, ByBanner включает в себя подсети также и для баннеров 120x60, 88x31, но, учитывая нынешнюю рекламную мощность этих подсетей (1500 и 2500 показов в день), задействовать их в рекламных кампаниях нерентабельно.
Сеть Red.by, пожалуй, концептуально наиболее совершенна из всех присутствующих на белорусском рынке. Кроме, собственно, эргономики ресурса, особенно прельщает возможность загрузки Flash и HTML+CGI-баннеров, возможность задания определенного числа показов баннера уникальному посетителю площадки. Очень удобно то, что рекламодателю нет необходимости помнить об экаунтах для различных типоразмеров баннеров. Управление всеми баннерами рекламодателя происходит с одного экаунта.
В ByBanner несколько иная реализация. Каждый типоразмер баннеров размещается в отдельной подсети. Однако и здесь разработчики пошли навстречу пользователям - переход между подсетями максимально облегчен.
Резюме
Подводя итог, надо сказать, что технические возможности белорусских баннерных сетей вполне приемлемы для проведения серьезных рекламных кампаний, сфокусированных на белорусскую аудиторию. Однако наличие мощных рекламных площадок в этих сетях оставляет желать лучшего. Возможно, наш рынок интернет-рекламы пока еще не сформировался. Остается надеяться, что на него окажут должное положительное влияние сетевые агентства mediareklama.com, pynop.by и e-service.by.
Дмитрий ШЕЙКО,
www.belsl.com,
[email protected]
Комментарии
Дима, Шейко, ты что имел в виду? Они пооткрывают специательные дико привлекательные рекламные площадки?
текст изобилует большим количеством данных, которые совершенно не используются для анализа состояния баннерных сетей.
к примеру, нет четкого описания такой проблемы, что последнеи три недели сайт 'развлечения' показывал в BBN большее количество баннеров, чем TUT.BY теперь опять количество показов упало с около 13 тыс до 7 тыс. почему?
не упоминается недельный скачек на TUT.BY, когда с 3 июня до 13 июня количество показов в BBN увеличилось с 13001 до 39638. т.е. нет упоминания о том, что TUT на самом деле использует только часть своих возможностей для баннерных показов. их, как сказал Юрий, около 60 тыс. в сутки.
я уже не говорю о сайте бац.тут.бай на котором стоит сеть BBN aka RLE Gold, куда эротические сайты не впускаются. хотя Юрий сказал, что там фотографии женщин очень маленькие, а значит это не эротика... ну ему виднее.
где текст про то, что BBN таки RLE Gold на самом деле!?
и главное несчастье... из всех баннерных сетей только BBN предоставляет статистику. xman сказал что в bybanner такая возможность есть только для амина. а админ red.by ответил, что это, возможно, будет только в следующей версии движка.
и т.д.
Дима, чтоб писать статьи, рынок нужно анализировать сперва.
этот рынок интереснее чем ты написал. ;)
и поправка
>BBN предоставляет статистику
читать только BBN предоставляет ежедневную статистику с отправкой ее на мыло.
(про порт.ру)
Лена, я имел ввиде, то что именно те агенства, кто более остальных заинтересован в рынке Интернет-рекламы и могут (теоретически) быть движущей силой :))) Каким образом? Хе-хе, я думаю ты догадываешься :)
Иван, CTR зависит в большей степени от баннера рекламодателя, нежели от рекламного места, причем же тут локализация сети?!
гм. ну если они тщетные. эх...