Знания как система
Когда в средствах массовой информации сообщается, что в такой-то день и время, на таком-то участке безоблачного неба каждый желающий сможет наблюдать комету, то можно не сомневаться, что так оно и будет. Высокая вероятность подтверждения в действительности данного сообщения основана на том, что общество обладает достаточными знаниями и техническими средствами для предсказания подобных событий. Именно в возможности прогнозирования событий и даже оказания определенного влияния на них заключается основная суть любых знаний ("КВ" №19). Обладание знаниями позволяет не только предсказывать, но и предупреждать (не допускать, обходить) опасные последствия возможных событий или даже полностью их предотвращать.
С другой стороны, знания обладают поистине волшебным свойством радикально (!) уменьшать объемы информации для принятия решений в практической деятельности. Действительно, появление новых знаний всегда сопровождается тем, что информация, необходимая прежде для их получения, теряет свою актуальность и фактически замещается намного более компактной информацией. Так, естественным путем происходит относительное уменьшение объемов информационных ресурсов, непрерывно возрастающих в процессе развития общества. На эту особенность, в частности, обратил внимание американский радиоастроном Дрейк, когда еще в 1971 г. на Бюраканском симпозиуме по проблемам поиска внеземных цивилизаций, при обсуждении оценок объема накопленных знаний, задал простой вопрос: "Сколько бит информации содержится в формуле Эйнштейна E=mc2?"
Процесс неуклонного возрастания объемов информационных ресурсов общества начался с того периода, когда оно впервые освоило письменность. Этот рост значительно ускорялся с появлением книгопечатания, фотографии, а также видео- (кино) и аудио- (звуковой) записей, сохраняемых на разнообразных носителях информации. Но то были только цветочки. С появлением компьютеров, да еще и глобальной сети Internet, бушующий поток информации, вырабатываемой циклопической техногенной системой, лишенной каких-либо признаков духовности и разумных ограничителей, грозит сокрушить на своем пути все достижения цивилизации, необходимые для ее же нормального существования. Чтобы сделать такой вывод, даже не нужно обладать интуитивным видением реальности, свойственным деятелям искусства. Достаточно лишь обратить внимание на то, как тонут и размываются в этом потоке поистине бесценные крупинки знаний, которые в совокупности образуют самый прочный фундамент всего общества.
Последствия стихии неуправляемых информационных потоков слишком очевидны. Это примерно то же самое, что перевозить на транспортных средствах вместо полезных грузов никому не нужный мусор. Чтобы как-то противодействовать переполнению информационных каналов, передаваемые данные, как правило, предварительно сжимаются (архивируются). Однако существующие методы архивации данных пока еще не позволяют сжимать саму информацию, а лишь устраняют избыточность ее кода ("КВ" №№15, 17). Но даже если будут разработаны очень эффективные методы сжатия информации, результаты их применения все равно будут неизмеримо ниже результатов естественного уменьшения объемов информационных ресурсов за счет новых знаний.
Но если уж знания сами по себе обладают столь впечатляющей эффективностью, вряд ли можно даже представить, до какой фантастической высоты она может возрасти, если их привести в единообразную и общедоступную систему! Ведь такая система позволит получать на любой запрос исчерпывающий (!) ответ. Классический вопрос грибоедовского героя ("Горе от ума") - "А судьи кто?" - пока явно преждевременный. Очевидно, что до тех пор, пока знания все более распыляются в огромных массах стихийно вырабатываемой информации, возможности определения их истинной ценности могут только уменьшаться, поскольку для этого необходимо оценивать и сравнивать сведения из множества различных источников, число и адреса которых заранее неизвестны. И тем не менее, если исходить из того, что доступ к нужной информации зависит от ее упорядоченности, а не от суммарного объема всех доступных информационных ресурсов ("КВ" №14), то создание единообразной системы знаний (а по существу - глобальной науки) становится не только вполне выполнимой, но и уже достаточно рутинной задачей по определению компонентов этой системы.
Система знаний
- Основы
- Исходные понятия
- Свойства объектов
- Естественные законы
- Методология
- Начальные условия
- Порядок действий
- Конечные результаты
Любая наука оперирует главным образом собственными (т.е. разработанными и принятыми в рамках данной науки) основами и методологией, составляющих полюсы системы. Довольно скучные и малоинтересные сами по себе исходные понятия (абстракции, положения, аксиомы и т.п.) воспринимаются поначалу с большим трудом, но далее их ценность становится очевидной, т.к. они позволяют достаточно точно и однозначно определить свойства изучаемых объектов (предметов). А когда (зачастую очень большое) множество установленных свойств обретает свое единство в исключительно компактной форме естественных законов, то это производит сильное впечатление, и особенно на людей, неравнодушных к науке.
Никакая сила не может остановить действие естественных законов, но для того, чтобы оно стало целесообразным (т.е. полезным для общества), наука вырабатывает такие методы обеспечения заранее известного конечного результата, область применения которых ограничивается лишь начальными условиями и возможностями выполнения регламентируемой последовательности действий. Тогда именно вследствие соответствия данного метода (функции, технологии) естественным законам требуемые конечные результаты обеспечиваются настолько стабильно и надежно, что создают иллюзии существования "умных" машин и неограниченной власти человека над природой. Эти иллюзии не рассеиваются даже после катастрофических для общества последствий применения знаний, вырабатываемых наукой в целях "защиты" одной части общества от другой.
Однако из-за отсутствия необходимых знаний о сущности информации общество пока еще не в состоянии реализовать (т.е. привести в единое целое все существующие науки) на собственное же благо даже эту простенькую и уже давно вдоль и поперек изученную систему. А ведь именно в ней ученые могут открыть для себя путь к самой высокой вершине науки!
Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru
Все права на публикацию принадлежат автору
Горячие темы