3 мая как-то незаметно и где-то даже неожиданно свершилось событие, которое без преувеличения можно назвать революционным - был подписан указ №234 под названием "О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий". Такое название, взятое само по себе, без последующего текста, нам, привыкшим к громким словам с высоких трибун, еще ни о чем не говорит.
Поэтому было непривычно читать далее очень конкретные и действительно революционные заявления. А именно: компании, "основным видом деятельности которых является разработка информационных технологий, включая программные средства", согласно данному указу, "освобождаются от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и в государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке, кроме налога на прибыль, который уплачивается в части указанной выручки по ставке 5 процентов, а также кроме отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты". Кроме того, эти компании освобождаются теперь и от обязательной продажи иностранной валюты, "полученной от экспорта информационных технологий и услуг по их разработке".
Правда, повезет в этом плане не всем поголовно, а, во-первых, только юридическим лицам, в том числе с иностранными инвестициями или ИП, и, во-вторых, только членам будущей научно-технологической ассоциации, инициатором создания которой поручено выступить БГУ и главной целью которой будет "развитие разработки и экспорта информационных технологий".
В этом указе можно заметить и определенный подводный камень. Состоит он в том, что в нем не очевидна выгода для самого государства. Другими словами, с чего бы это вдруг? Формулировка "в целях совершенствования организационно-экономических и социальных условий проведения разработок и экспорта современных информационных технологий, а также предотвращения оттока специалистов, занятых в этой области" - слишком общая и ни к чему особенно не обязывающая. Даже если предположить, что программисты перестанут уезжать, то все равно они осядут в местных офшорных софтверных компаниях, тем более, что последним предоставляются теперь чуть ли не райские условия. Самое плохое из возможных вариантов, по мнению наблюдателей, может состоять в том, что через 2-3 года, когда эта рыночная ниша станет достаточно доходной, на ней будет произведена та же операция, что и в свое время с нефтяными компаниями и банками. Т.е. их оставят немного, и, в основном, государственные.
Тем не менее, пока этого не произошло (а может быть, и вообще не произойдет), можно уже утверждать, что в Беларуси теперь созданы просто роскошные условия для ИТ-компаний и ожидается очень серьезный всплеск их активности в ближайшее время. Так что держись, Индия - белорусы идут!
Ознакомиться с полным текстом указа можно по адресу ncpi.gov.by.
Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Горячие темы