LEвый Radeon

Вы знаете, а nVidia могла бы стать настоящим монополистом рынка игровых 3D-ускорителей. Недаром эта компания получила меткое прозвище "GraphZilla". Могла бы, если бы не канадская ATI Technologies. Конкуренцию видеокартам на чипах семейства GeForce2 могут составить только Radeon'ы. О них мы уже неоднократно писали (см. www.kv.by/hardware/articles/32.html, www.kv.by/hardware/articles/85.html). Кстати, в этом семействе - прибавление.


Кто ты - LE?

Рискну предположить, что Radeon LE - самая загадочная видеокарта из всех когда-либо появлявшихся на свет. До сих пор идут споры по поводу того, кто и где ее производит. Попробую прояснить ситуацию.

Прежде всего, о названии. "LE" расшифровывается как "Light Edition" или "Low-End". То есть подразумевается "урезанный" вариант. Как известно, сегодня в семействе Radeon есть три базовые видеокарты: Radeon DDR (память DDR SDRAM, самый производительный и дорогой), Radeon SDR (обычная память SDRAM, менее производительный, дешевый) и Radeon VE (Value Edition, сильно урезанный, ориентирован на конкуренцию с Matrox G4xx DualHead). Так вот, Radeon LE - это вариант самого лучшего "радеона". Он основан на чипе Rage6C и оснащен памятью DDR SDRAM 6 нс. Отличия от Radeon DDR следующие:

  • понижены частоты: память и чип видеокарты Radeon DDR работают на 166 МГц, а у Radeon LE они "приторможены" до 150 МГц;
  • активное охлаждение (радиатор+вентилятор) заменено на пассивный, но достаточно большой радиатор;
  • и самое главное - отключен механизм HyperZ, а это и есть та уникальная "фича" чипа Rage6C, дающая Radeon преимущество над всеми другими видеокартами.

Фактически мы имеем тот же самый Radeon DDR, производительность которого была специально снижена. Сделали это потому, что более дешевая модель просто обязана работать медленнее, иначе она составит конкуренцию более дорогой модели. Возникает вопрос: кому и зачем понадобилось продавать дорогую видеокарту под другой маркой, искусственно ограничив ее производительность?

Официальная информация, размещенная на сайте ATI, гласит: "Radeon LE - облегченная версия видеокарты ATI Radeon, основанная на чипсете Radeon LE. Она разработана, в основном, для китайского и азиатского рынков". Далее: "Видеокарта Radeon LE разработана ATI, производится нашими стратегическими партнерами". И еще: "Radeon LE продается и поддерживается исключительно фирмой Althon Micro и ее дистрибьюторами в качестве OEM-продукта". Да уж, такая формулировка не только не разъясняет ситуацию, но и порождает всевозможные домыслы и слухи. В интернете я нашел следующие версии:

  1. Radeon LE производится в Китае на заводах какой-то сторонней компании, возможно, той самой Althon Micro. Чипы и память поставляет ATI.
  2. Radeon LE производит сама ATI для продажи в тех странах, где большинство пользователей не могут позволить себе покупать дорогие видеокарты.
  3. Radeon LE - отбракованные партии обычных Radeon, от которых отказался кто-то из крупных заказчиков.

Ни одна из версий так и не получила официального подтверждения. А должен ли нас волновать этот вопрос? Факт в том, что Radeon LE продается у нас по цене дешевого Radeon SDR. Путем несложных манипуляций, описанных ниже, многие из его "отключений" можно включить и получить настоящий Radeon DDR. От такого подарка никто не откажется, даже несмотря на его сомнительное происхождение.


LE превращается…

Итак, мы выяснили, что Radeon LE - это почти что Radeon DDR. В дизайне печатной платы есть небольшие отличия, но они не существенны. Фактически отличить эти видеокарты можно только по нанесенному краской логотипу на обратной стороне: у LE отсутствует надпись "ATI". Ну и, конечно, по радиатору, который у LE не имеет вентилятора. Поэтому превратить LE в DDR будет не так уж и сложно - достаточно немного подправить секцию реестра, отвечающую на настройку драйверов.

Пониженные на 10% тактовые частоты графического чипа вернуть на место не сложно - нужна любая программа для разгона видеокарт (например, PowerStrip) или один из так называемых "твикеров" для Radeon (RadeonTweaker, Raid-On и т.д.) Другой вопрос: нужно ли это, поскольку основное ограничение, добавленное в Radeon LE, связано с функцией HyperZ.

Для тех, кто не читал статьи о Radeon, сообщу, что функция HyperZ позволяет видеокартам более эффективно использовать Z-буфер, вследствие чего снижается нагрузка на подсистему памяти. В итоге Radeon в высоких разрешениях и при использовании 32-битных текстур получает заметный выигрыш. Отключение этой функции сводит на нет все преимущества архитектуры Radeon, выявляя ее недостатки (самый существенный - всего два конвейера рендеринга).

Чтобы включить HyperZ, достаточно создать файл с расширением .reg следующего содержания:

REGEDIT4

[HKEY_LOCAL_MACHINE\Software\ATI Technologies\Driver\0000\atidxhal] "DisableHierarchicalZ"="0" "DisableHyperZ"="0" "FastZClearEnabled"="1" "Vsync"="0" "ExportCompressedTex"="1"

После того, как созданный файл будет запущен и включен в реестр, Radeon LE превращается в Radeon DDR с пониженными частотами.

Кроме этого, я воспользовался упомянутыми выше "твикерами", надеясь выжать из Radeon еще немного FPS. Было обнаружено огромное количество всевозможных опций, включающих разные "хитрые" режимы и оптимизации. Я получил пять-десять процентов… снижения производительности. Так что не рекомендую особенно увлекаться настройкой этой видеокарты.


Тестирование

Я провел небольшое сравнительное тестирование всех видеокарт из семейства Radeon, то есть SDR, DDR и LE. Вместе с ними в точно таких же условиях я протестировал сходную по цене видеокарту GeForce2 MX. Правда, в свете недавнего снижения цен на видеокарты с чипами nVidia нельзя говорить об их ценовом равенстве - Radeon'ы дороже (младшие - на 15%, старший - на все 70%).

В качестве тестовой платформы использовалась машина на базе процессора Duron-850 и платы Micro-Star K7T Pro2-A (VIA KT133). Операционная система - Windows 98 SE, драйверы: для Radeon - 7097, для GeForce2 MX - 1080. Результаты - в первой таблице.

Прирост производительности при включении HyperZ Radeon LE Radeon LE +HyperZ Разница
Quake3 Arena (OpenGL)
640x480x16bit 106.9 107.1 0%
1280x1024x16bit 41.7 42.5 2%
1280x1024x32bit 40.2 40.2 0%
Expendable (DirectX)
640x480x16bit 66 66 0%
1280x1024х16bit 51 59.9 17%
1280x1024x32bit 46.8 57.4 23%
3DMark2000 (DirectX 7)
CPU Speed 354 405 14%
640x480x16bit 5887 6255 6%
1280x1024x16bit 2572 3465 35%
1280x1024x32bit 2166 2997 38%
3DMark2001 (DirectX 8)
640x480x16bit 2951 2965 0%
1024x768x16bit 2154 2667 24%
1024x768x32bit 1328 2634 98%

Итак, посмотрим, что дает включение HyperZ в разных игровых приложениях. В низком разрешении - ничего, в 1280х1024 - от 17 до 38%, а в 3DMark2001 и того больше. Весьма и весьма неплохо: проценты абсолютно бесплатные, да и разгон, как таковой, не требуется. В 32-битном цвете прирост производительности заметнее, так как разгружаемая с помощью HyperZ шина памяти в таком режиме используется интенсивнее. Однако в Quake3, а значит, и в любом OpenGL-приложении, эффекта нет никакого! Либо HyperZ в этом случае вообще не отключена, либо ключи в реестре попросту не действуют. Проверить это можно - достаточно сравнить результаты, показанные настоящим Radeon DDR (во второй таблице).

Семейство Radeon против GeForce2 MX Radeon LE + HyperZ Radeon DDR Разница Radeon SDR Разница GeForce2 MX Разница
Quake3 Arena (OpenGL)
640x480x16bit 107.1 108.5 -1.3% 106.3 0.7% 119.8 -11.9%
1280x1024x16bit 42.5 47.6 -12.0% 42.9 -0.9% 51.5 -21.2%
1280x1024x32bit 40.2 45.9 -14.2% 35.4 11.9% 32.2 19.9%
Expendable (DirectX)
640x480x16bit 66 66 0.0% 66.2 -0.3% 66.2 -0.3%
1280x1024х16bit 59.9 61.3 -2.3% 59.6 0.5% 62.1 -3.7%
1280x1024x32bit 57.4 60 -4.5% 52.1 9.2% 43 25.1%
3DMark2000 (DirectX 7)
CPU Speed 405 403 0.5% 386 4.7% 432 -6.7%
640x480x16bit 6255 6227 0.4% 6143 1.8% 6589 -5.3%
1280x1024x16bit 3465 3459 0.2% 3152 9.0% 3239 6.5%
1280x1024x32bit 2997 3066 -2.3% 2423 19.2% 2059 31.3%
3DMark2001 (DirectX 8)
640x480x16bit 2965 3126 -5.4% 3087 -4.1%   100.0%
1024x768x16bit 2667 2738 -2.7% 2694 -1.0%   100.0%
1024x768x32bit 2634 2666 -1.2% 2437 7.5%   100.0%

Как видим, "взломанный" Radeon LE во всех DirectX-программах почти не отстает от Radeon DDR, а пару процентов можно смело списать на более низкие тактовые частоты. Однако в OpenGL разница существенна, так что, видимо, в этом режиме какие-то режимы включить не удалось. Может быть, со временем умельцы подберут ключик и к этому замку…

Что касается сравнения с Radeon SDR, то тут, конечно, преимущество на стороне Radeon LE (если, конечно, включить HyperZ). Правда, это преимущество не столь велико и проявляется в разрешении 1280х1024. Зато цена у них практически одинакова.

Конкурент, GeForce2 MX, на фоне Radeon'ов выглядит неплохо. В 32-битном цвете и высоком разрешении он сдает позиции (до 30% отставания), но в остальных случаях держится молодцом, особенно в OpenGL.


Ситуация ясна:

Radeon LE - "замаскированный" Radeon DDR, выпущенный то ли для китайцев, то ли самими китайцами. Как и все "радеоны", он обладает неплохой производительностью (особенно в 32-битном цвете), хорошим качеством, не слишком высокой ценой. Пожалуй, это единственный конкурент видеокартам nVidia. Правда, недавно на горизонте возник таинственный Kyro-II, но это уже совсем другая история…

Макс КУРМАЗ,
hardware@kv.by,
сайт "КВ/Hardware" (
www.kv.by/hardware)

Видеокарты Radeon (LE, SDR, DDR) предоставлены фирмой "Конструктив"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2001 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!