"Виртуальный" магазин

Электронная коммерция - один из краеугольных камней интернета. Во многом благодаря ей Сеть превратилась в гигантского спрута, опутавшего человечество. Рядовой американец или европеец может, в принципе, купить через интернет все, что угодно: от презерватива и жвачки до поместья во Флориде и замка на Луаре. В США и ряде других стран даже проводились эксперименты, участники которых должны были выжить, не выходя из дома и не имея ничего, кроме компьютера, подключенного к Сети, да кредитной карточки на немалую сумму.

В конце прошлого года такой эксперимент прошел и в России. Главный редактор молодежного журнала "Молоток" Федор Павлов-Андреевич, голый и босой, в абсолютно пустой квартире, должен был жить в течении трех недель, без права покинуть свою нору. Изначально он располагал компьютером, мобильником и деньгами, которых вполне хватило бы на много-много презервативов (он купил их целых 12), да и на "Джип-Чероки" осталась бы мелочишка. В итоге испытуемый не помер, очень мило проводя время, был "сыт, пьян и нос в табаке". Правда, на мой взгляд, Москва - не показатель. Попробовали бы провести такой опыт где-нибудь в деревне Гадюкино Тьмутараканской губернии, где до ближайшего райцентра полсотни верст на тракторе по грунтовке "киселя хлебать". Там, за три недели, в окружении тощих коровенок да вечно пьяных пейзан, самый крутой нетмэн загнулся бы со своим интернетом, ноутбуком и кредиткой.

Прочитав о московском эксперименте, мне пришло в голову попробовать нечто подобное и у нас. Правда, в отличие от российского, испытание будет сугубо "виртуальным", так как кредитки у меня нет, да и с деньгами напряг (на жвачку еще хватит, а вот на флоридское поместье и на "Джип-Чероки" - извиняйте...). Но комп с и-нетом на столе, только руки протяни. И поехало...

Итак, сижу я в "виртуальной" пустой хате, даже срам прикрыть нечем, голодный аки волк. Ну-ка, господа онлайн-коробейники, чем порадуете?

Как учил во время оно бородатый Карлуша Маркс, "материя первична", т.е. главное - живот набить. С него, родимого, и начнем. Ага, вот и первая добыча. В онлайн-магазине Universum, носящем гордое имя "белорусского электронного супермаркета" (universum.tut.by), можно заказать на дом и в офис горячую пиццу, которую обещают доставить в течении часа (правда, только в пределах центра Минска или по линии метро). Заказ можно осуществить также по телефону и пейджеру, с 10 до 22 часов. К пицце 6-ти видов можно заказать 5 различных салатов, обещаны и соки. Оплата наличными в рублях по мере получения через курьера, доставка входит в стоимость заказа.

Что ж, пиццы я "наелся" на год вперед. Потянуло на сладкое. И в магазине "Меркурий" (www.merkuri.shop.by) мое желание было отчасти удовлетворено. Правда, "Меркурий" - магазин детского питания, но в ассортименте имеются также конфеты, печенье, йогурты и минеральная вода. Доставка через курьера в указанное место, при заказе на 10 тысяч и более рублей бесплатная, в противном случае надо заплатить 800 рубликов, оплата вновь налом, по мере получения товара. Есть, правда, особые условия: так, если сумма заказа свыше 50 тыс., доставка осуществляется в тот же день, с 18.00 до 22.00, а иначе в течение двух суток (а если мне нужно срочно коробку конфет любимой девушке подарить, что - сразу 15 штук заказывать?). Да и ассортимент в любом гастрономе не в пример богаче будет. А вот магазин со скромным названием "Лучше - нет!" (www.lutshe.net) приятно удивил разнообразием товаров, особенно гастрономических (одного пива 12 сортов!). Если продукты заказать до 15.00 текущего дня, его доставят в течении трех часов, иначе - на следующий день; доставка бесплатная, если заказ стоит не менее 5 тысяч (а так - плати дополнительно 400 рублей). По Минску доставка с курьером, по регионам - через "Белпочту" наложенным платежом, есть возможность для рекламации. Один недостаток - цены выше магазинных.

Ладно, червячка я заморил, теперь одеться бы. И тут меня осеняет - ведь я уже одной ногой нахожусь в сети онлайновых магазинов, которая без затей называется Shop (www.shop.by). При выходе на головную страницу мои глаза вначале разбегаются, но потом вновь сбегаются, ибо при всем кажущемся богатстве выбора ассортимент в этом "супермаркете" хромает на все четыре лапы. Например, из одежды в специализированном магазинчике "Марго" (www.margo.shop.by) я могу приобрести себе очень миленькие чулочки и колготочки всех расцветок, форм и фирм, включая навязшие в зубах от постоянной телерекламы "OMSA" и "Golden Lady" (вновь доставка через курьера, вновь за наличные, вновь бесплатная, в зависимости от суммы заказа). Но так как в трансвеститы меня пока не тянет, приходится, смахнув скупую мужскую слезу, остаться в чем мать родила.

Ох, чегой-то мне поплохело... Надо принять какие-нибудь таблеточки. Там же, в Shop'e, наличествуют аж 4 магазина, торгующих всякими медицинскими товарами. Рвусь туда, и... опаньки! Три магазинчика предлагают те самые биодобавки, объявления о которых расклеены на всех заборах. Ну, типа "Хотите похудеть!". Только в "Гомеопатической аптеке" (www.heel.shop.by), продвигающей в массы продукцию немецкого фармацевтического концерна ХЕЕЛЬ, можно найти какие-то абсолютно неизвестные мне препараты. Впрочем, ни аспирина, ни анальгина, ни валидола я не нашел и там. Оплата здесь производится как через курьера за наличные, так и по безналу - высылается счет-фактура, переводятся деньги, а после их получения доставляется товар (цена доставки - 1 тыс. за одну единицу товара!). Не-а, пожалуй, лучше я в аптеку сам схожу.

Ладно, скоро спатеньки пора, но для уверенного сна необходима кое-какая мебель. Для начала кровать, тумбочка и пара стульев-кресел. В магазине "Мебель" (mebel.shop.by) заказать можно много чего - и для дома, и для офиса. Оплата наличными (вроде, в у.е.). Заполнив бланк-заказ, нужно указать время для связи с менеджером магазина, который по телефону уточнит все вопросы насчет заказа и договорится о его доставке. Примерно так обстоит дело и в других магазинах (звонок, разговор, оплата - налом или через банк): "Супермаркет" (rd.shop.by), "Белорусская мебель" (www.belmebel.boom.ru). В общем, долгая музыка, - похоже, сегодня улягусь "спать" на полу, а так как постельного белья я нигде не нашел, придется становиться йогом.

Для того, чтоб утром чувствовать себя бодрее-веселее, не помешает обзавестись зубной пастой и прочей парфюмерией. В магазине "BEST" (www.best.shop.by) можно прикупить кучу косметики, в том числе и для полости рта, всякую бытовую химию, парфюмерию, колготки и подгузники. Доставка бесплатная, с курьером, но заказать надо на сумму не менее 3,5 тыс. рублей, к тому же обязательно указав телефон, так как диспетчер должен перезвонить, подтверждая принятие заказа. Если заказ произведен до 16 часов, его доставят в тот же день, если позже, принесут на следующий.

Не помешает обзавестись хорошей аппаратурой, - в принципе, компьютер можно использовать и как проигрыватель, и как телевизор, но мне, может, хочется послушать "Полет валькирий", плескаясь в ванной, да и холодильник, пылесос и прочая "бытовуха" не помешают (во многих точках можно также сделать апгрейд компа или купить новый). Подобная продукция представлена в достаточной мере в магазинах "MINSK" (minsk.shop.by), "Internet-супермаркет" (by.nsys.by), "MinskMarket" (minskmarket.com), NTT (ntt.shop.by). Однако есть нюансы: аппаратура, как правило, импортная, да и цены несколько выше магазинных, вероятно, в счет доставки, хотя она якобы бесплатная. Заполняешь форму, тебе перезванивают и по телефону договариваются о поставке, оплате и т.д. Можно платить наличкой или по перечислению на указанный банковский счет.

Теперь пора и о душе подумать. Аудио- и видеодиски, кассеты, CD-ROM, книги - этого добра в Байнете навалом. Только в сети Shop аж пять "точек", торгующих дисками и кассетами (www.shop.by/3.html), а еще есть Universum, где на пицце свет клином не сошелся (universum.tut.by), CDMinsk (www.cdminsk.com), "Web-магазин" (www.webshop.solo.by), "OZ" (www.oz.by, книги и софт) и другие. И цены пониже, чем в традиционной торговле, на 20-30%, и выбор немалый, и предварительный заказ можно сделать. Доставка 500-800 рублей, если заказывать несколько единиц, останешься в явном плюсе.

Что ж, пора подводить реальные итоги "виртуального" эксперимента. В Байнете уже сейчас можно прикупить немало товаров, однако имеется ряд нюансов. Во-первых, если бы вышеописанный эксперимент проводился не в моей голове, а в реальности (как было сделано в Москве), мне пришлось бы первые несколько дней спать на полу, прикрываясь газеткой, ходить по пустой квартире голышом (вариант - в колготках и подгузниках) и три раза в день питаться пиццой, заедая родимую йогуртом. Невозможно сразу купить ничего масштабного, обязательно нужно ждать (не говоря о том, что некоторые товары можно оплатить только через банк, т.е. "чистота" опыта была бы сразу порушена - из хаты ведь выходить нельзя, помните?).

Во-вторых, несмотря на то, что чуть ли не каждый третий белорусский интернет-магазин объявляет себя "электронным супермаркетом", сие утверждение является, мягко говоря, неправдой. Может, у наших е-бизнесменов непорядок с логическим мышлением? Ведь "супермаркет" - это магазин, где в одном месте можно приобрести различные товары: от канцелярских кнопок до быстроходных катеров. Пять-шесть видов товара (по 3-4 наименования каждого) - это не супермаркет, даже не универсам, а лавочка. Понятно, что давая своему детищу громкое название, владельцы рассчитывают на постепенное расширение ассортимента. Но может, сначала лучше сделать, а потом называться? Так что облюбовать конкретный "торговый портал" и покупать все необходимое там пока невозможно (ближе всего к идее электронного супермаркета находится сеть Shop).

В-третьих, большинство интернет-магазинов, торгующих мебелью, электроникой и т.д., рассчитаны на "среднебогатого" белоруса. Цены довольно приличные, в ряде случаев выше магазинных, экономичных моделей маловато (хотя кое-что все же найти можно). Расчет, вероятно, в том, что бедные в и-нете покупать не будут (у них и компьютеров-то нет!) - короче, "не графья", хотите дешево, ползите на рынок или в "second-hand". При том, что в мире торговля через интернет "берет" именно массовостью предложения и спроса.

Вывод: реальной торговли через интернет у нас пока не существует. Ведь весь смысл сетевой продажи (как ее понимают на Западе) состоит в том, что:

  1. заказ можно сделать прямо в онлайне, без всяких перезвонов по контактному телефону (у нас подобное действует только в отношении мелочей - компактов, кассет, книжек и т.п.);
  2. делать покупки через интернет выгоднее, чем в обычном магазине, так как существует разветвленная система разнообразных скидок, причем иногда весьма существенных (у нас, опять же, выгодно покупать мелочи - все те же CD и др., да и то, если берешь мелким оптом);
  3. оплата осуществляется также в онлайне, по кредитной карточке или в WebMoney (у нас подобные системы в зачаточном состоянии, по-прежнему торжествует система наличного расчета, в случаев масштабных покупок - перечисления через банк). Кстати, в феврале в Беларуси открыто официальное представительство WebMoney (www.webmoney.by), может, скоро положение и изменится.

Так что сейчас у нас, в основном, торговля ведется не через интернет, а с помощью интернета (кто-то предпочитает искать нужный товар в газете "Из рук в руки", кто-то смотрит по телеку "Магазин на диване", а кто-то "бродит" по электронным магазинам).

Но время не стоит на месте, и, возможно, через десяток лет по традиционным торговым точкам будут слоняться только ностальгирующие по совдеповским очередям пенсионеры.

Майлз VorNet,
vornet@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2001 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!