На прошлой неделе состоялся Второй белорусский интернет-форум "by'2000". Скажу сразу - форум получился на славу и занял свое достойное место в ряду крупных мероприятий последнего времени вместе с Фестивалем, ПТС-2000 и ЕТ-2000. А по содержанию и насыщенности интересными темами он даже обошел все предыдущие.
Очень сложно как-то систематизированно изложить все, что там было. Поэтому пойдем чисто субъективным путем и попробуем пересказать некоторые, на мой взгляд, наиболее интересные моменты, прозвучавшие в докладах, дискуссиях и кулуарах.
Законодательство и Байнет
Самым бурным событием первого дня работы форума стал круглый стол на тему "Право и Интернет". Иван Петрович, директор форума, сказал, что если бы он знал о том, сколько здесь проблем, то отказался бы от проведения подобного круглого стола. От себя добавлю, что господа юристы, на мой взгляд, сегодня еще витают где-то в облаках и возбуждаются только при разговорах по поводу товарных знаков и защиты авторских прав в Сети. На самом же деле наиболее актуальными являются сейчас вопросы, связанные с регистрацией и решением налоговых процедур. Свежий пример: буквально на следующий день после закрытия форума в редакцию позвонил предприниматель, который просил подсказать, как ему зарегистрировать домен на частное лицо или официально оформить продажу доменного имени от организации на себя.
Счетчики и хакеры
Приятно удивило, что многие докладчики строили свои выступления на материале специальных статистических данных, полученных в ходе различных исследований. Весьма показательными в этом плане являются доклады представителей БДГ, причем не только по количеству использованных цифр, но и по профессиональной форме их представления. Так, например, в первом докладе, посвященном счетчикам и рейтингам (Екатерина Иванова), конкретно были продемонстрированы особенности имеющихся на сегодняшний день соответствующих белорусских систем. Основываясь на этих данных, авторы пришли к выводу, что наиболее показательными являются данные счетчика "Акавита".
Второй доклад был посвящен горячей теме хакерских атак и выдержан в той же статистически-документальной манере (Алексей Надененко). Так вот, оказывается, в последние недели были атакованы не только сайт "ТутБай" (см. предыдущий номер "КВ"), но также БДГ, "Акавита" и BR.BY. Докладчик чуть ли не документально выложил все логи и весьма прозрачно "намекнул" на адрес источника атак, в качестве которого фигурирует, если верить тем же логам, известный белорусский ресурс. Единственное, что меня лично удивило - это непонятное поведение самих авторов расследования, которые, выявив адрес, почему-то решили не звонить владельцу ресурса, а строили некие теории о возможных причинах его поведения. Если не ошибаюсь, во время атаки на Yahoo! и другие известные ресурсы владельцы атакующих серверов даже и не подозревали, что их техника управляется хакерами.
Интернет-реклама
Еще одна группа "статистических" докладов была посвящена теме интернет-рекламы (Дмитрий Добыш, Дмитрий Шейко и Алексей Колб). В частности, в выступлении Алексея Колба были приведены следующие интересные цифры: на первом месте среди интересов белорусских посетителей Сети находятся новости; наиболее оптимальными по масштабу для рекламной кампании с использованием баннеров являются 40000-50000 показов; вероятность клика на том или ином баннере очень высока при его показе в серии из 14-18 раз; эффективность рекламы брэнда составляет 33-51% кликов от общего числа показов; при соотношении коэффициента посещаемости первой и других страниц сайта более чем 8:1 следует вывод об ошибке в выборе целевой аудитории ресурса и др.
Электронная торговля
Докладчики форума не обошли, конечно, вниманием и тему электронной коммерции. Наиболее бурно обсуждаемыми в этом плане получились выступления Александра Багмета и Андрея Гриневича. Так, в частности, Александром Багметом было отмечено, что в сентябре этого года общий оборот 23 магазинов системы Shop.by составил порядка 72 000 у.е., в то время как из зала прозвучала цифра, оценивающая средний годовой оборот одного российского электронного магазина в год в 10 000 у.е. В свою очередь, Андрей Гриневич рассказал о своем опыте продвижения книжного магазина Oz.by. Здесь, в частности, можно выделить несколько показательных моментов. Во-первых, по мнению автора, на период первоначальной раскрутки сайта наиболее эффективна реклама в офлайновых СМИ. Непосредственно для Oz.by это были "Компьютерные Вести". Затем на первые места выходят обмен баннерами и кнопками. Кроме того, здесь же следует упомянуть и такой интересный вариант, который практикуют сейчас Oz.by и "КВ", как контент-мост, когда новости одного ресурса автоматически транслируются на другом, и наоборот. В целом, складывается впечатление, что Oz.by на сегодняшний день является одним из наиболее грамотно продвигаемых ресурсов в Байнете.
Веб-дизайнеры и заказчики
Еще один пример хорошей маркетинговой работы - деятельность студии "Red Graphic", что еще раз в ходе форума продемонстрировал ее арт-директор Сергей Осипов. В целом, стоит отметить, что это выступление было самым ярким на форуме с точки зрения техники исполнения. В своем докладе, посвященном планированию и созданию сайтов, он поделился собственной методикой работы с заказчиками. Из опыта докладчика следует, что чаще всего сайты заказывают те компании, для которых нужно: недорого представить информацию о себе в качестве еще одной из форм рекламы; найти новые рынки сбыта своей продукции, например, в России; снизить издержки, связанные с коммуникациями между предприятиями, используя, например, вывешенный в Сети прайс-лист, контакты по E-mail и др.; прорекламировать открытие новых видов услуг и бизнеса. В целом отмечено, что среди клиентов студии преобладают фирмы, которые используют Интернет для сопровождения и развития своего основного офлайнового бизнеса.
Не менее интересно выглядит схема беседы с потенциальными заказчиками. В одном из вариантов производится сравнение затрат на обычную рекламу и на использование сетевых возможностей. В другом - оценивается количество конкурирующих предприятий, которые уже используют Интернет в своей работе. Если их количество превышает 50%, то, скорее всего, заказчику уже действительно нужен свой корпоративный сайт. Кроме того, есть ряд высокотехнологичных видов бизнеса, где без Интернета уже не обойтись. Это, например, компьютерные, телекоммуникационные компании, а также, само собой разумеется, студии веб-дизайна.
Как строить community?
Еще одной яркой личностью на форуме был Денис Марголин, который выступил с двумя докладами. Я бы выделил второй, где автор поделился своими соображениями по поводу гостевых книг, или, другими словами, по поводу открытия на сайтах форумов, их ведения и участия в обсуждениях. Здесь докладчик показал себя как тонкий аналитик особенностей сетевой культуры, опровергая тем самым имевшие место упреки в излишней критичности и необоснованности обозрений своего "Желтого Дома" (margolin.virtualave.net). Жаль, что короткий регламент не позволил ему более подробно остановиться на идее сетевого community, создание которого, как считают многие специалисты, является показателем высшего уровня качественной работы сайта. В этом отношении в качестве уже достаточно сформировавшихся community в Байнете можно назвать аудитории таких сайтов, как "КВ-Онлайн" (www.kv.by), Oz.By, "Осиное гнездо" Сергея Осипова, "Чат на Слоне", "Минский клуб пользователей ICQ", а также формирующиеся буквально в последнее время "ТутБай" и сайт самого форума (www.by2000.tut.by).
Популяризация Байнета
Определенные ассоциации с предыдущей темой вызывает и проект интернет-вечеринки, который продолжает продвигать Дмитрий Кожуро. Я, к сожалению, не смог поприсутствовать на его докладе, посвященном вопросам популяризации Байнета, но из бесед по ходу форума сложилось впечатление, что проект будет жить и развиваться. Это убеждение основывается на двух, на мой взгляд, весьма грамотно построенных моментах. Во-первых, четкое позиционирование данного мероприятия на определенную аудиторию в лице молодежи, еще только знакомящейся с Интернетом. И, во-вторых, оптимистичная форма проведения вечеринки, где вместо тоскливых разговоров о проблемах монополии "Белпака", дороговизны доступа, общего количества пользователей в РБ и т.д. строится весьма яркое шоу, которое действует гораздо эффективнее пространных выступлений с высоких трибун и, тем самым, привлекает в Интернет гораздо больше его поклонников, несмотря на все трудности, которые ждут их на этом пути.
Бизнес-клуб в Интернете
В скором времени нас ожидает появление еще одного неординарного проекта - так называемой Национальной бизнес-сети, о которой рассказал в своем выступлении Влад Мурашкевич (компания "Свой круг"). Идея проекта состоит в том, что в Европе есть некая организация, название которой, к сожалению, не удалось запомнить на слух, и у которой есть свои представительства в 36 странах. Отсюда, если не ошибаюсь, именно по инициативе белорусской стороны был предложен и реализован проект общей информационной инфраструктуры для всех этих представительств с использованием Интернета. Структура страниц будет общей для всех национальных организаций, и на ней можно будет размещать основную информацию о фирме - контактные данные, профиль деятельности, прайсы и т.д. При этом будут использоваться порядка семи основных европейских языков, что облегчит возможность доступа к общей информационной базе. Таким образом, для коммерческих организаций появляется удобная возможность быстро и, главное, недорого оформить свое присутствие в Интернете плюс наладить контакты с возможными партнерами. Правда, после доклада осталось впечатление некоторой противоречивости исходной идеи: с одной стороны, солидная европейская организация, что-то вроде элитного бизнес-клуба, с другой - предложение фирмам делать свои сайты в случае, если мало денег... Чтобы окончательно во всем разобраться, придется дождаться февраля, когда проект будет запущен в работу.
Когда все хорошо, что-то должно быть
плохо
Не хотелось бы, чтобы у читателей сложилось впечатление, что на форуме все было идеально. Хватало всяких сложностей. Другое дело, что они все-таки не смогли испортить общее положительное впечатление.
В частности, не очень удачным получился круглый стол на тему "Образование на рынке информационных технологий: проблемы и решения". Обсуждение свелось к обычным и довольно абстрактным вопросам, что учат в наших ВУЗах не тому и не так, как хотелось бы. В памяти остался только один интересный момент, когда некоторые из участников начали сетовать, что, дескать, учишь, учишь студентов, а они потом уезжают. В ответ на это один из присутствующих остроумно заметил, что здесь есть два варианта: или учить хорошо и быть готовым, что уедут, или учить плохо и тогда…
В то же время в частной беседе довелось узнать, что некоторые преподаватели областных ВУЗов сами, без всяких указаний и поддержки со стороны государства, начинают читать курсы, например, по 3D-графике, а потом создают на этой основе веб-студии. Вообще, судя по имеющейся информации, в последнее время замечено достаточно сильное оживление интернет-жизни в ряде белорусских регионов, в частности, в Бресте, Витебске, Гомеле.
Также не очень удачным получился и заключительный круглый стол, посвященный "Популяризации и развитию Интернета в Беларуси", который ряд участников форума уже успели окрестить расширенным заседанием "Клуба у Петровича".
Тезисы и доклады
Несколько слов хочется сказать об уровне докладов. С одной стороны, организаторам форума действительно удалось собрать, без преувеличения скажем, элиту Байнета. Свою роль здесь сыграла и предварительная фильтрация тезисов докладов. С другой стороны, тезисы - тезисами, а живое выступление тоже требует определенной подготовки. И в этом плане вынужден (именно вынужден) заметить, что чуть ли не половина прочитанных докладов с точки зрения техники их исполнения перед аудиторией не выдерживают никакой критики. Особенно, увы, выделяются на этом фоне доклады представителей некоторых именитых фирм, в частности, IBA, когда докладчик просто озвучивал текст с представленных аудитории слайдов.
Что еще не получилось?
Не получилось в полной мере реализовать идею диалога между интернет-специалистами и представителями бизнеса. Но самое удивительное здесь то, что по окончании форума стала абсолютно ясной полная нереальность и бесперспективность такой вроде бы красивой идеи. Дело в том, что большинство белорусских так называемых интернет-специалистов одновременно ведут и свой бизнес в Сети и/или с ее помощью. Так что бизнес здесь присутствует изначально и нет нужды в каких-то специальных усилиях по его привлечению.
Другое дело, что при подготовке форума явно ощущалась недостаточность рекламных и информационных акций. Если бы эта кампания велась более широко, то, уверен, количество желающих поучаствовать в нем со стороны широких кругов белорусского бизнеса было бы гораздо больше.
Тем не менее, все эти огрехи, как уже было сказано, не повлияли на общее впечатление о прошедшем форуме. Хочется, например, отметить и оперативную работу организаторов по публикации тезисов выступлений на сайте и в бумажном варианте. Правда, хотелось бы увидеть и полные тексты докладов, поскольку много интересной, живой информации осталось за рамками тезисов.
Форум продолжается
И в заключение, снова о хорошем. Приятно, что организаторы форума смогли преодолеть печальную, стихийно сложившуюся традицию. Ведь как у нас раньше бывало - готовится масштабное мероприятие, о нем много пишут, проводят пресс-конференции, открывают специальные сайты и т.д. Но как только мероприятие заканчивается, сразу все и умирает, особенно сайты.
В этом отношении Второй интернет-форум является примером для подражания. Так, на by2000.tut.by уже опубликованы ряд материалов, посвященных итогам состоявшихся дискуссий, но самое главное - форум продолжает жить своей новой, виртуальной, жизнью в виде обсуждений на сайте. Ознакомившись с их содержанием, невольно поймал себя на мысли, что как будто снова очутился на Машерова, 14. И имена знакомые, и темы. Так что, жыве Байнет!
Сергей ДМИТРИЕВ,
БИА "Веспол",
vespol@tut.by
Горячие темы