Музыкальный софт-рейтинг по итогам 2000-го года

Подведение годовых итогов, касающихся музыкального программного обеспечения, стало хорошей традицией (нынешний обзор уже третий по счету), от которой не стоит отказываться. Итак, начнем с "виртуальных студий" - новинок, пришедших к нам в 2000-м…


Виртуальные студии

Здесь, главным образом, два конкурента - AudioMulch и Propellerhead Reason. AudioMulch широко заявила о себе в начале этого года, представив абсолютно новую концепцию работы со звуком. Вместо привычной сэмплерной или же мультитрековой схемы перед нами предстал целый набор из отдельных устройств-модулей, которые можно было связать между собой по усмотрению пользователя и получить тем самым собственную конфигурацию студии. Propellerhead практически повторила возможности AudioMulch на более высоком профессиональном уровне, при этом имея в арсенале такие мощные программные модули, как ReCycle! и Re-Birth, которые и нашли свое отражение в программе. Если AudioMulch - практически независимая программа, не позволяющая интеграцию как себя, так и в себя, то в Reason представлен протокол связи ReWire, который позволяет интегрировать в нее пакеты уровня Re-Birth, и вместе с тем программа может быть внедрена в систему. Однако Reason ограничена по количеству возможностей и не до конца может самостоятельно являться заменой студии.

Довольно непонятная вещь случилась со STORM - виртуальной студией, на которую лично я возлагал большие надежды. Мне понравилась идея представления инструментов и эффект-процессоров в виде подключаемых к программе модулей. Сделали бы в Arturia свой продукт с ограниченным сроком действия и всеми возможностями или же дали бы более-менее рабочую версию для демо, тогда о продукте заговорили бы среди пользователей. Но нет… Практически неизвестный широким массам разработчик избрал самую жесткую политику по shareware-ограничениям, что лично мне не понятно.

В нескольких шагах от лидеров находится программа Orion, но пока дальше эмуляции всех возможных программных синтезаторов одной ритм-машины невысокого качества разработчики не пошли. Приведем ТОП-5:

  1. Reason.
  2. AudioMulch.
  3. STORM.
  4. Orion.
  5. MbooM.


Мультитрековые системы

В этом разделе мы объединим мультитрековые рекордеры и сэмплерные мультитрековые архитектуры. В 2001 все будет интегрировано друг в друга, и явных границ между такими программами уже не будет. Самой популярной является ACID, но она не лучшая. Давайте посмотрим на ТОП-10, основанный на результатах моего анализа рынка в течение прошедшего года:

  1. Reason.
  2. Logic Audio 4.6.
  3. Pro Tools 5.1 (для РС).
  4. Sonic Foundry ACID.
  5. CakeWalk 9.03.
  6. Cubase VST.
  7. Sonic Foundry Vegas Audio 2.0.
  8. AudioMulch.
  9. Nuendo.
  10. Samplitude 2496.
  11. SAW.


Ритм-машины, loop-редакторы, бас-машины и pattern-секвенсоры

На самом деле качественных программ в данном спектре очень мало, поэтому мы сейчас объединили сразу четыре различных рынка.

Поговорим о ритм-машинах. До сих пор самыми качественными реализациями могли гордиться разработчики трех программ: Fruity Loops, DT-010 и Re-Birth. Где-то близко находился B.BoX. Стоит отметить, что практически все эмуляции ритм-машин имеют основу в аппаратных решениях Roland TR-909. Сами ритм-машины не имеют необходимости в усложнениях интерфейса, как не имели и в конце прошлого года. Поэтому радикально новых продуктов не появилось. Хотя стоит отметить небольшую программку TaalMala от индийских разработчиков, которые представили именно индийское мышление в составлении ритмических фраз. В принципе, loop'овая техника произошла во многом оттуда. Так что оттуда же может появиться и новый радикальный продукт в данном сегменте. Очень грамотно поступила Bram Bos, разработчик Tuareg, придав больше значения современным обработкам, нежели идентичности с каким-либо аппаратным устройством. Практически у всех современных ритм-машин имеется как импорт, так и экспорт в wav-файлы. Параллельно с этим стала приходить и воплощаться идея обработки готовых loop'ов. Я имею в виду variator-модуль, который дробит loop на части и переставляет их между собой. Несмотря на то, что первой подобной программе, которую я узнал, уже исполнилось два года, модуль вариатора встроен только в одну программу - Tuareg.

Если уж мы стали говорить о loop'ах, то нельзя не упомянуть модуль Dr REX в программе Reason. Это продолжение от Propellerhead Softawаre их замечательного продукта ReCycle!. Обработка фраз также идет поэлементно, но вместе с этим возможна регулировка питч-шифтером каждого отдельного элемента, а также доступны другие свойства и эффекты. Причем данный модуль может взаимодействовать с другими программно реализованными интерфейсами, за счет чего можно создать очень качественную и профессиональную ритм-секцию.

Бас-машины и pattern-секвенсоры сейчас очень похожи по звучанию и сути, так как вся индустрия крутится, в основном, вокруг эмуляции устройств TB303 и TS404, реализации LFO, резонантных фильтров и т. п. Это транзисторные устройства, выпущенные в начале 80-х и ставшие в инструментальную основу большинства современных стилей. Лучшей бас-машиной я бы назвал d-lusion Rubber Duck H30+. Пока ничего нового в этом сегменте не разработано. Лучший pattern-секвенсор - модуль MATRIX (Reason). Приводим ТОП:

  1. Reason (модули MATRIX, ReDrum и Dr REX).
  2. Tuareg.
  3. d-lusion Rubber Duck H30+.
  4. Fruity Loops 2.7.
  5. d-lusion DT-010.

Отдельно хочется отметить модуль ритм-машины ReDrum в Reason. Это лучшая реализация на 909 основе. Помимо стандартных функций программа обладает структурированностью обработок по отношению к инструментам. Например, для канала, где расположен барабан, - свои настройки, для канала, где бас-бочка, - свои. То есть вы не будете обрабатывать бас-бочку в треке малого барабана.


Эмуляторы синтезаторов

М-да. Этот год практически ничего существенно нового нам не принес. Хотя следует отметить Unity DS-1 (Retro AS-1), так как она осталась незыблемым лидером. С приходом freeware Pro Tools позиции этой программы на рынке пользователей РС только укрепятся. Появилось очень много VST-инструментов. Не все они, конечно, блещут качеством, хотя, объективно, этот рынок начинает постепенно заполняться.

Остались практически невостребованными SurReal, Reality, Reactor. Если брать эту тройку, то каждая программа имеет свои недостатки, из-за которых мы не сильно акцентировали на данном софте внимание на протяжении этого года, к тому же многие аналогичные продукты просто устарели.

В конце 2000-го года появилась грамотная эмуляция сэмплера AKAI S1100 от фирмы Signum. И именно эту программу, на мой взгляд, лучше всего использовать как интерфейсную часть программного синтезатора.


Звуковые редакторы

В этом году положение в сегменте звуковых редакторов не подвергалось большим переменам, а потому весьма быстро предсказывалось. Дело в том, что на данном рынке имела место война качественных plug-ins. Конкурировали две технологические платформы: DirectX и VST, и шли они достаточно ровно.

Только в этом году стали появляться реализации эффекта Допплера, который несколько лет назад был доступен в одной программе - GoldWave. GoldWave… Скорее всего, мы в последний раз упоминаем эту программу.

И все-таки мне хочется внести в этот раздел еще и AudioMulch. Просто если посмотреть на эту программу по-другому, то мы имеем дело ни с чем иным, как с исходным файлом и комбинацией подключенных модулей эффектов. На выходе получаем обработанный звук. Эффекты можно редактировать прямо в программе в режиме реального времени. Да, если представить так, то AudioMulch - это звуковой редактор. Потому как, работая в Direct-режиме в Sound Forge, мы имеем дело примерно с такой же схемой.

Поэтому даю четверку лидеров:

  1. Sound Forge.
  2. WaveLab.
  3. AudioMulch.
  4. CoolEdit 1.2.


Обработка аудио

В этом году 3D уже перестало быть в новинку, и выносить его в отдельный блок не имеет смысла. Лучшими плагинами можно считать Waves ProFX Plus (состоит из плагинов SuperTap, MetaFlanger, MondoMod, UltraPitch, Enigma и Doppler), Waves C4 (классическая "связка" compressor/expander/equaliser профессионального уровня) и Timeworks Mastering Compressor. Лучшей программой остается T-Racks. Большие надежды возлагаю на CubicStudio (3D-локализация). Весьма неудачно был выпущен новый продукт от PAS (Analysis Center), но даже в таком виде он не имеет конкурентов. Графический эквалайзер PAS EQ32 - лучше всяких похвал.

Итак, подведем общий итог по результатам этого года:

  1. PropellerHead Reason.
  2. AudioMulch.
  3. IK Multimedia T-RackS.
  4. Tuareg.
  5. Logic Audio 4.6.
  6. Pro Tools 5.1.
  7. Fruity Loops 2.7.
  8. Signum S1100.
  9. Waves ProFX Plus.
  10. Timeworks Mastering Compressor.
  11. Opcode fusion fx.
  12. d-lusion Rubber Duck H30+.
  13. Sonic Foundry ACID 2.0.
  14. CakeWalk 9.03.
  15. Cubase VST.
  16. Sonic Foundry Vegas Audio 2.0.
  17. Steinberg Nuendo.
  18. Arturia STORM 1.1.
  19. Unity DS-1.
  20. Mixman.

Кристофер М. ИХИХО,
www.chris808.tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2000 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Бамбр
Статья хорошая.

Единственное, чего не понимаю. AudioMulch - это модульный аналоговый синтезатор с небольшим количеством контроллеров, возможностью наложения небольшого количества эффектов. Почему автор относит его к числу Звуковых редакторов не понятно. Возможно мы говорим о разных прогах, но я знаю единственную версию.

Отвечайте на мэйл, потому как здесь я появляюсь редко.

Аватар пользователя Кристофер М. ИХИХО
AudioMulch -- программная архитектура, которую можно вращать как хочешь. Она ни чем не хуже и даже лучше WaveLab, если на нее посмотреть пристально. Не говорить, что это аналоговый синтезатор, а посмотреть пристально. Отдельно о программе уже писалось. Когда придет понимание, тогда и суть станет ясна.

P.S. На мэйл писать не буду, так как редко пользуюсь ящиком, а здесь бываю часто.

Аватар пользователя Бамбр
Можно использовать различные термины, суть от этого не меняется. Мне, как и большинству, не понятен термин "программная архитектура". Но это совершенно не важно. Суть в том, что сравнивать AudioMulch и WaveLab почти тоже самое, что сравнивать справедливость и спичку. AudioMulch предназначен для синтезирования своеообразного звука, а WaveLab для редактирования любого записанного звукового фрагмента (т.е. для наложения эффектов, совершения спец. процессов) и т.д. Стоит признать, что и в AudioMulch возможно накладывать эффекты, но только на ту секвенцию, которая записана в севенсор.

Постараемся, чтобы этот спор был не в обиду, но был конструктивным, направленным на выявление истины.

Аватар пользователя Кристофер М. ИХИХО
Вот я и говорю, прочитайте статью про AudioMulch на сайте КВ, или же на www.chris808.tut.by (они идентичны).

Дело в том, что в АМ есть возможность воспроизведения входного wav-файла в модуле Sound In и записи выходного, получившегося в Sound Out. В промежутке между этими модулями можно ставить неимоверное количество собственных эффектов программы и подключенных VST-плагинов. Причем можно регулировать параметр каждого в отдельности. То есть, тем самым формируется виртуальная рэковая стойка, дающая результат в режиме реального времени.

Просто программа более хитрая и на первый взгляд ничего не видно.

По результатам использования, скажу, что WaveLab уступает по возможностям, как и Sound Forge АМ. Разве что в АМ нет экрана волны. Но это и не принципально по отношению к возможностям.

Другой вопрос: помимо всего прочего Вы можете абсолютно любую ручку, либо слайдер в любом эффекте или месте программы загрузить в режим Envelopes. То бишь изменения производятся соответственно композиционной картине и темпу. И где это в WaveLab?

В общем сначала прочитайте статью.

Спору очень рад. Рад, что начинаем думать и серьезно говорить.

Одно не люблю: жертв рекламы, не способных к анализу. Надеюсь, что это не к вам.