Подведение годовых итогов, касающихся музыкального программного обеспечения, стало хорошей традицией (нынешний обзор уже третий по счету), от которой не стоит отказываться. Итак, начнем с "виртуальных студий" - новинок, пришедших к нам в 2000-м…
Виртуальные студии
Здесь, главным образом, два конкурента - AudioMulch и Propellerhead Reason. AudioMulch широко заявила о себе в начале этого года, представив абсолютно новую концепцию работы со звуком. Вместо привычной сэмплерной или же мультитрековой схемы перед нами предстал целый набор из отдельных устройств-модулей, которые можно было связать между собой по усмотрению пользователя и получить тем самым собственную конфигурацию студии. Propellerhead практически повторила возможности AudioMulch на более высоком профессиональном уровне, при этом имея в арсенале такие мощные программные модули, как ReCycle! и Re-Birth, которые и нашли свое отражение в программе. Если AudioMulch - практически независимая программа, не позволяющая интеграцию как себя, так и в себя, то в Reason представлен протокол связи ReWire, который позволяет интегрировать в нее пакеты уровня Re-Birth, и вместе с тем программа может быть внедрена в систему. Однако Reason ограничена по количеству возможностей и не до конца может самостоятельно являться заменой студии.
Довольно непонятная вещь случилась со STORM - виртуальной студией, на которую лично я возлагал большие надежды. Мне понравилась идея представления инструментов и эффект-процессоров в виде подключаемых к программе модулей. Сделали бы в Arturia свой продукт с ограниченным сроком действия и всеми возможностями или же дали бы более-менее рабочую версию для демо, тогда о продукте заговорили бы среди пользователей. Но нет… Практически неизвестный широким массам разработчик избрал самую жесткую политику по shareware-ограничениям, что лично мне не понятно.
В нескольких шагах от лидеров находится программа Orion, но пока дальше эмуляции всех возможных программных синтезаторов одной ритм-машины невысокого качества разработчики не пошли. Приведем ТОП-5:
- Reason.
- AudioMulch.
- STORM.
- Orion.
- MbooM.
Мультитрековые системы
В этом разделе мы объединим мультитрековые рекордеры и сэмплерные мультитрековые архитектуры. В 2001 все будет интегрировано друг в друга, и явных границ между такими программами уже не будет. Самой популярной является ACID, но она не лучшая. Давайте посмотрим на ТОП-10, основанный на результатах моего анализа рынка в течение прошедшего года:
- Reason.
- Logic Audio 4.6.
- Pro Tools 5.1 (для РС).
- Sonic Foundry ACID.
- CakeWalk 9.03.
- Cubase VST.
- Sonic Foundry Vegas Audio 2.0.
- AudioMulch.
- Nuendo.
- Samplitude 2496.
- SAW.
Ритм-машины, loop-редакторы,
бас-машины и pattern-секвенсоры
На самом деле качественных программ в данном спектре очень мало, поэтому мы сейчас объединили сразу четыре различных рынка.
Поговорим о ритм-машинах. До сих пор самыми качественными реализациями могли гордиться разработчики трех программ: Fruity Loops, DT-010 и Re-Birth. Где-то близко находился B.BoX. Стоит отметить, что практически все эмуляции ритм-машин имеют основу в аппаратных решениях Roland TR-909. Сами ритм-машины не имеют необходимости в усложнениях интерфейса, как не имели и в конце прошлого года. Поэтому радикально новых продуктов не появилось. Хотя стоит отметить небольшую программку TaalMala от индийских разработчиков, которые представили именно индийское мышление в составлении ритмических фраз. В принципе, loop'овая техника произошла во многом оттуда. Так что оттуда же может появиться и новый радикальный продукт в данном сегменте. Очень грамотно поступила Bram Bos, разработчик Tuareg, придав больше значения современным обработкам, нежели идентичности с каким-либо аппаратным устройством. Практически у всех современных ритм-машин имеется как импорт, так и экспорт в wav-файлы. Параллельно с этим стала приходить и воплощаться идея обработки готовых loop'ов. Я имею в виду variator-модуль, который дробит loop на части и переставляет их между собой. Несмотря на то, что первой подобной программе, которую я узнал, уже исполнилось два года, модуль вариатора встроен только в одну программу - Tuareg.
Если уж мы стали говорить о loop'ах, то нельзя не упомянуть модуль Dr REX в программе Reason. Это продолжение от Propellerhead Softawаre их замечательного продукта ReCycle!. Обработка фраз также идет поэлементно, но вместе с этим возможна регулировка питч-шифтером каждого отдельного элемента, а также доступны другие свойства и эффекты. Причем данный модуль может взаимодействовать с другими программно реализованными интерфейсами, за счет чего можно создать очень качественную и профессиональную ритм-секцию.
Бас-машины и pattern-секвенсоры сейчас очень похожи по звучанию и сути, так как вся индустрия крутится, в основном, вокруг эмуляции устройств TB303 и TS404, реализации LFO, резонантных фильтров и т. п. Это транзисторные устройства, выпущенные в начале 80-х и ставшие в инструментальную основу большинства современных стилей. Лучшей бас-машиной я бы назвал d-lusion Rubber Duck H30+. Пока ничего нового в этом сегменте не разработано. Лучший pattern-секвенсор - модуль MATRIX (Reason). Приводим ТОП:
- Reason (модули MATRIX, ReDrum и Dr REX).
- Tuareg.
- d-lusion Rubber Duck H30+.
- Fruity Loops 2.7.
- d-lusion DT-010.
Отдельно хочется отметить модуль ритм-машины ReDrum в Reason. Это лучшая реализация на 909 основе. Помимо стандартных функций программа обладает структурированностью обработок по отношению к инструментам. Например, для канала, где расположен барабан, - свои настройки, для канала, где бас-бочка, - свои. То есть вы не будете обрабатывать бас-бочку в треке малого барабана.
Эмуляторы синтезаторов
М-да. Этот год практически ничего существенно нового нам не принес. Хотя следует отметить Unity DS-1 (Retro AS-1), так как она осталась незыблемым лидером. С приходом freeware Pro Tools позиции этой программы на рынке пользователей РС только укрепятся. Появилось очень много VST-инструментов. Не все они, конечно, блещут качеством, хотя, объективно, этот рынок начинает постепенно заполняться.
Остались практически невостребованными SurReal, Reality, Reactor. Если брать эту тройку, то каждая программа имеет свои недостатки, из-за которых мы не сильно акцентировали на данном софте внимание на протяжении этого года, к тому же многие аналогичные продукты просто устарели.
В конце 2000-го года появилась грамотная эмуляция сэмплера AKAI S1100 от фирмы Signum. И именно эту программу, на мой взгляд, лучше всего использовать как интерфейсную часть программного синтезатора.
Звуковые редакторы
В этом году положение в сегменте звуковых редакторов не подвергалось большим переменам, а потому весьма быстро предсказывалось. Дело в том, что на данном рынке имела место война качественных plug-ins. Конкурировали две технологические платформы: DirectX и VST, и шли они достаточно ровно.
Только в этом году стали появляться реализации эффекта Допплера, который несколько лет назад был доступен в одной программе - GoldWave. GoldWave… Скорее всего, мы в последний раз упоминаем эту программу.
И все-таки мне хочется внести в этот раздел еще и AudioMulch. Просто если посмотреть на эту программу по-другому, то мы имеем дело ни с чем иным, как с исходным файлом и комбинацией подключенных модулей эффектов. На выходе получаем обработанный звук. Эффекты можно редактировать прямо в программе в режиме реального времени. Да, если представить так, то AudioMulch - это звуковой редактор. Потому как, работая в Direct-режиме в Sound Forge, мы имеем дело примерно с такой же схемой.
Поэтому даю четверку лидеров:
- Sound Forge.
- WaveLab.
- AudioMulch.
- CoolEdit 1.2.
Обработка аудио
В этом году 3D уже перестало быть в новинку, и выносить его в отдельный блок не имеет смысла. Лучшими плагинами можно считать Waves ProFX Plus (состоит из плагинов SuperTap, MetaFlanger, MondoMod, UltraPitch, Enigma и Doppler), Waves C4 (классическая "связка" compressor/expander/equaliser профессионального уровня) и Timeworks Mastering Compressor. Лучшей программой остается T-Racks. Большие надежды возлагаю на CubicStudio (3D-локализация). Весьма неудачно был выпущен новый продукт от PAS (Analysis Center), но даже в таком виде он не имеет конкурентов. Графический эквалайзер PAS EQ32 - лучше всяких похвал.
Итак, подведем общий итог по результатам этого года:
- PropellerHead Reason.
- AudioMulch.
- IK Multimedia T-RackS.
- Tuareg.
- Logic Audio 4.6.
- Pro Tools 5.1.
- Fruity Loops 2.7.
- Signum S1100.
- Waves ProFX Plus.
- Timeworks Mastering Compressor.
- Opcode fusion fx.
- d-lusion Rubber Duck H30+.
- Sonic Foundry ACID 2.0.
- CakeWalk 9.03.
- Cubase VST.
- Sonic Foundry Vegas Audio 2.0.
- Steinberg Nuendo.
- Arturia STORM 1.1.
- Unity DS-1.
- Mixman.
Кристофер М. ИХИХО,
www.chris808.tut.by
Комментарии
Единственное, чего не понимаю. AudioMulch - это модульный аналоговый синтезатор с небольшим количеством контроллеров, возможностью наложения небольшого количества эффектов. Почему автор относит его к числу Звуковых редакторов не понятно. Возможно мы говорим о разных прогах, но я знаю единственную версию.
Отвечайте на мэйл, потому как здесь я появляюсь редко.
P.S. На мэйл писать не буду, так как редко пользуюсь ящиком, а здесь бываю часто.
Постараемся, чтобы этот спор был не в обиду, но был конструктивным, направленным на выявление истины.
Дело в том, что в АМ есть возможность воспроизведения входного wav-файла в модуле Sound In и записи выходного, получившегося в Sound Out. В промежутке между этими модулями можно ставить неимоверное количество собственных эффектов программы и подключенных VST-плагинов. Причем можно регулировать параметр каждого в отдельности. То есть, тем самым формируется виртуальная рэковая стойка, дающая результат в режиме реального времени.
Просто программа более хитрая и на первый взгляд ничего не видно.
По результатам использования, скажу, что WaveLab уступает по возможностям, как и Sound Forge АМ. Разве что в АМ нет экрана волны. Но это и не принципально по отношению к возможностям.
Другой вопрос: помимо всего прочего Вы можете абсолютно любую ручку, либо слайдер в любом эффекте или месте программы загрузить в режим Envelopes. То бишь изменения производятся соответственно композиционной картине и темпу. И где это в WaveLab?
В общем сначала прочитайте статью.
Спору очень рад. Рад, что начинаем думать и серьезно говорить.
Одно не люблю: жертв рекламы, не способных к анализу. Надеюсь, что это не к вам.