Поздравляю! У вас чудесный кибер-малыш!

У автоматических человекоподобных устройств уже довольно продолжительная история. Уже в эллинистическую эпоху Герон из Александрии сконструировал механический театр, в котором мифологические персонажи передвигались по сцене, приводимые в движение с помощью системы блоков. Следующий шаг был сделан в средние века, когда появились часы, оснащенные танцующими медведями, беспощадными жатками и прочими механическими фантасмагориями. Это направление технического прогресса было идеологически поддержано в эпоху Просвещения в связи с выработкой механической модели живых существ (например, книга "Человек-машина" Ламетри, 1747 г., которая, правда, была публично сожжена как еретическая). Но уже в ХІХ веке изобретение и производство механических игрушек стало настоящей индустрией. Их старались выпускать к Рождеству, чтобы обеспечить наивысший уровень продаж. К концу столетия появились куклы, которые ползали, смеялись, плакали, делали сосательные движения и посылали воздушные поцелуи. Это было настоящее искусство, и его секреты держались в строжайшей тайне. Главными потребителями механических кукол стали маленькие девочки, на них преимущественно и продолжает ориентироваться данный рынок. Показательное обстоятельство: когда Эдисон изобрел фонограф (1877 г.), его первым применением стала говорящая кукла. Вот как! Маленькие девочки, оказывается, - настоящий двигатель прогресса.

На протяжении почти всего ХХ века ситуация качественно менялась незначительно, только рынок все более и более разрастался и достиг в настоящее время более $23 миллиардов. Качественные изменения рынка наметились буквально в последнее время. Уже история с "тамагочи" показала, что час "симулякров", о которых так долго говорили постмодернисты, пробил. В прошлом году ошеломляющий успех имела кибер-собака Aibo компании Sony ценой $2.500. Но уже в феврале этого года на Американской международной ярмарке игрушек были представлены в большом количестве игрушки типа Milo the Robot, Tucker My Talkin' Truckbot, Toots the Train и японскай Diva Starz. Многие из них умели выделывать всякие трюки на полу комнаты. Появления кукол, которые симулировали б детей, ждать долго не пришлось. Причем стоит отметить, что теперь индустрия киберигрушек никак не привязывается к рождественским распродажам, поскольку невероятно возросла скорость сменяемости основных электронных компонентов, и с момента анонса до серийного производства проходит совсем мало времени.

Сейчас, в основном, три компании ведут конкуренцию на новом рынке кибер-кукол (иначе - robodolls). Это Hasbro с ее творением My Real Baby, Mattel с Miracle Moves Baby и малоизвестная на данном рынке небольшая компания MGA с оригинальной разработкой My Dream Baby. Куклы первых двух компаний запрограммированы проявлять желание есть, реагировать на ласки и спать. Так, My Real Baby довольно реалистично симулировала хныканье, требуя пищу, сосала воображаемое содержимое бутылочки для кормления, требовала добавки, а после кормления звучно отрыгала и мочила пеленки. В общем, как самый натуральный младенец. Считается, что продукт Hasbro более индивидуализирован в поведении, а продукт Mattel имеет лучшую "кожу" и оснащен лучшей аниматроникой. Правда, обе фирмы столкнулись с некоторыми проблемами в организации массового производства сразу же после анонсирования первых действующих образцов. Но MGA своим сентябрьским релизом My Dream Baby удивила многих. Ее кукла имеет способность расти, ее тело медленно вытягивается подобно телескопу и в конце концов она начинает ходить. Это творение дальневосточных робототехников. Куклы от всех трех производителей будут стоить около $100, что вписывается в психологически допустимые пределы с точки зрения большинства родителей, а только в таком случае можно рассчитывать на более-менее массовый рынок.

Одно из главных отличий нового поколения кибер-кукол от их автоматических предшественниц - это отсутствие каких-либо скрытых управляющих кнопок или клавиш, нажатие на которые вызывало то или иное ответное поведение куклы: плач, смех, разговор и т.д. Поведение кибер-кукол полностью основано на анализе внешних воздействий на определенные группы сенсоров ("органов чувств"), причем как зрительных и слуховых, так и (по крайней мере, пока) осязательных. Поэтому-то куклы нового поколения и могут вполне реалистично реагировать на внимание к себе, на проявления заботы и ласки. А это, конечно, уже модели определенных человеческих психологических процессов.

При производстве таких кукол были использованы многие наработки в области прикладной робототехники. В частности, компания Hasbro и ее компаньон по производству My Real Baby фирма iRobot специализируются на разработке и производстве кибернетических машин для исследовательской сферы и промышленности. Например, их 30-футовый цилиндрический робот-червяк MicroRig способен очень глубоко забираться в нефтяные скважины. Разработки iRobot - насекомоподобные роботы Genghis, Attila и Genghis II - предназначены для обследования окружающей среды и умеют неплохо ориентироваться во внешнем мире. При этом у iRobot изначально была установка на создание высокотехнологичных устройств с минимальными затратами. Это очень пришлось кстати при создании конкурентоспособной My Real Baby. Впрочем, именно iRobot и разработала первый действующий прототип последней.

Но очень похоже, что в силу потенциальной массовости рынка игрушек, быстрой обновляемости компонентов и возможности "на лету" обкатывать новые технологические решения индустрия игрушек в скором времени начнет оказывать обратное стимулирующее воздействие на индустрию промышленных и исследовательских роботов. Не забудем, что, как оказалось, именно маленькие девочки являются действительными стимуляторами прогресса.

Однако сами разработчики кибер-кукол, окрыленные первыми явными успехами, глядят еще дальше в будущее. Они считают их уже не просто игрушками, а путем, который уводит далеко за пределы сферы игрушек. Скорее, это еще одно приближение к решению проблемы искусственного воссоздания жизни. На этом пути - как захватывающие исследователей перспективы, так и совсем не шуточные проблемы для человечества в целом. Но это - тема отдельного обсуждения.

Сергей САНЬКО

Статья подготовлена с использованием материала Эрика Дэвиса, опубликованного в сентябрьском выпуске сетевого журнала Wired (www.wired.com/wired/archive/8.09/robobaby.html)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2000 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!