До сих пор мы с вами (то есть пользователи Интернета) получали (и пока получаем) бесплатно практически все, что нам требуется. Читаем новости, аналитику, анекдоты; скачиваем необходимые программы и игры; без труда находим любимые музыкальные записи. И при этом особо не задумываемся, почему вся эта бездна информации достается нам совершенно бесплатно.
Между тем, вся эта халява - порождение инвестиционного бума нескольких последних лет. Если кто помнит, еще в 1995-97 годах большая часть контента серьезных, не любительских, сайтов предлагалась исключительно за деньги. Чтобы прочитать свежий номер той же Financial Times, журнала Newsweek и даже "Аргументов и Фактов", нужно было выложить энную сумму американских копеек. И всем это казалось вполне нормальным. Но затем пришел 1998 год - первый год ".com-бума". Производители "информационного наполнения" Всемирной Сети неожиданно для себя стали объектом сверхактивного инвестирования. Мода на Интернет заставляла инвесторов вкладывать все новые и новые миллионы долларов в контент-компании, рассчитывая в будущем получить прибыль за счет рекламы на сайтах и электронной коммерции. В результате конкуренции между контент-проектами они начали предлагать потребителям все больше информации и прочих услуг бесплатно. Типичные примеры таких полностью бесплатных и весьма "навороченных" различными сервисами медиа-монстров современного И-нета - cnn.com и msnbc.com.
Однако время очень быстро показало, что радужным надеждам инвесторов сбыться не суждено, а значительная часть интернет-корпораций - мыльные пузыри, выдутые самими инвесторами. Иллюстрацией этому стали весенний и нынешний, осенний, обвалы индекса NASDAQ. Инвесторы враз охладели к рынку, доходов от рекламы на хлеб с маслом и попкорн всем не хватает, и производителям контента приходится искать новые бизнес-модели. Такие, которые позволили бы выжить "в новых условиях хозяйствования", как любят говорить наши экономисты. Теперь специалисты по e-commerce на своих симпозиумах всерьез обсуждают перспективы возврата к торговле платным контентом. Главный вопрос для них сейчас - ориентироваться на "серьезных" потребителей, готовых выкладывать за доступ к необходимой им информации сотни долларов в год, или на массового потребителя, который не заплатит сотни долларов, но без сожаления отдаст несколько центов за единицу контента - электронную версию любимой газеты, mp3-шку или за просмотр онлайн любимого кинофильма. Очевидно, в разных нишах информационного рынка будут реализовываться обе эти модели.
Тем не менее, потребителям информации не стоит опасаться того, что в один прекрасный день их любимые новостные сайты вдруг все как один начнут требовать "плату за вход". Концепция предоставления бесплатного доступа к контенту жива и умирать не собирается. Производители контента будут брать деньги только за "широкую" и "глубокую" информацию, либо за мультимедиа. Так, например, известный журнал Times выкладывает в свободный доступ каждый свой свежий номер, а вот за право покопаться в архиве уже нужно платить. Знаменитый Napster скоро начнет просить по несколько центов за каждую скачанную композицию (зато такая запись будет лицензионно чистой). Другая модель реализована на сайте TheStreet.com. Это - одна из многих компаний, отчаянно пытающихся стать прибыльной, и удовлетворить своих инвесторов (в случае с TheStreet - Wall Street). В то время, как контент TheStreet.com бесплатен, информация трех ее партнерских сайтов - платна:
Realmoney.com - "inside Wall Street" - сайт, предлагающий платить $19.95 в месяц, или $199 за годовую подписку.
ipoPros.com - независимый источник исследований IPO, являющийся частью сети TheStreet.com. Плата - $25 в месяц, или $225 в год.
TheStreetPros.com - "stock markets" для финансистов-профессионалов и активных трейдеров. Цена: $40 в месяц, $400 в год.
Кстати, аналогичная модель вполне успешно работает и в России. Там ее реализовало агентство "РосБизнесКонсалтинг" (www.rbc.ru). На ее сайтах совершенно свободно можно читать текущую новостную ленту и смотреть котировки валют (собственно www.rbc.ru), читать важнейшие новости дня с подробностями на сайте top.rbc.ru, любые компьютерные новости и аналитику на сайте cnews.ru, можно получить адрес бесплатной электронной почты, узнать новости спорта на sport.rbc.ru, поискать работу на job.rbc.ru, можно даже поболтать в чате (РБК недавно купила сайт "Кроватка"). Словом, все, что необходимо "рядовому обитателю" Рунета, имеется в бесплатном доступе. Тут реализована "старая" бизнес-модель: за все платят спонсоры/рекламодатели. Недаром же российское представительство Intel избрало своей рекламной площадкой бесплатные ресурсы РБК .
А вот если вы - серьезный деловой человек, и хотите получать результаты торгов на различных биржах в режиме реального времени; курсы акций, прочие финансовые индикаторы; читать серьезные аналитические обзоры в различных сферах политики и экономики, дайджесты прессы; получать информацию по протоколу WAP на мобильный телефон и так далее - будьте добры подписаться на услуги агентства. Судя по тому, что уже третий год подряд "РосБизнесКонсалтинг" признается самой успешно развивающейся российской компанией в сфере масс-медиа, данная бизнес-модель при грамотном менеджменте весьма неплохо работает даже в российских условиях. К слову: в черные дни августа 1998 года, когда дела у всех шли из рук вон плохо, число подписчиков на услуги РБК утроилось… Кто сказал, что на интернет-медиа нельзя делать хорошие деньги?
Виктор ДЕМИДОВ