О белорусских порталах в "Испанском кутке"…

В конце 90-х годов понятие веб-портала в Интернете стало культовым. Порой даже совсем небольшому контент-проекту, обзаведшемуся парой информеров и пейджер-гейтом, вешается ярлык портала. Что же включает в себя понятие портала? Одним из первых определений принято считать следующее: "Портал - это веб-сервер, через который многие начинают свое путешествие по Сети". В этом определении есть слабые места. Мне, например, больше импонирует другое: "Это веб-сервер, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов". Руководители таких известных поисковых порталов, как Rambler, @-Rus - Aport 2000 называют портал "супермаркетом для обычной жизни". В KM.RU сам термин "портал" позиционируют не как технологический, а как транспортный ("ворота"). Вообще на эту тему существует множество различных мнений, но, обобщая, все их можно свести к тому, что портал подразумевает привлечение некоторой целевой аудитории, для удержания которой в рамках ресурса предлагаются различные сервисы. Кроме того, сегодня можно встретить несколько категорий порталов: "вертикальные", где собираются основные ссылки, связанные с отраслью или конкретной проблемой, "горизонтальные", в которых представлены ссылки на все и вся, и "специализированные" порталы, несущие конкретное назначение, например, поиск. Причем, скажем, в Рунете можно найти самые различные реализации для каждой из этих категорий: в качестве ярких примеров можно привести KM.RU, Omen.RU, Aport.RU, Port.RU, eStart.RU.

Что же мы знаем о белорусских порталах? 1 ноября в ресторане "Испанский куток" состоялось собрание клуба "У Петровича" на тему "Белорусские веб-порталы". В дискуссии приняли участие Алексей Потемкин (руководитель портала Minsk2000.to), Юрий Зиссер (президент компании "Надежные программы", портал TUT.BY), Владимир Неумержицкий (портал "Минский слон" slon.nsys.by). И первый вопрос, который был задан гостям клуба: "Что, по-вашему, есть веб-портал и какие цели вы преследовали, создавая свой ресурс?". Отвечая на вопрос, Алексей Потемкин предложил позиционирование порталов как "точек входа для серфинга в Интернете", с чем согласились и остальные гости. Далее Алексей рассказал о том, как несколько лет назад у него возникла идея создания городского веб-портала. В это время сам Алексей находился в США, и обозначение ресурса как портала казалось наиболее предпочтительным. Уже значительно позже чрезмерное употребление самого термина "портал" сделало его чуть ли не ругательным. Алексей признался, что если бы он начинал свой проект сегодня, то не рискнул бы воспользоваться этим определением. Многие из нас, увидев впервые ссылку Minsk2000.to, задавались вопросом: "С чем связан выбор столь экзотической доменной зоны в имени?". Планируя сетевое имя проекта, Алексей столкнулся с тем, что имена minsk.com, minsk.net, minsk.org заняты, и подобрал чуть ли не единственную доменную зону в Королевстве Тонга, где свободно имя minsk. Но в течение нескольких дней, пока Алексей занимался переводом денег, minsk.to заняли, пришлось остановиться на minsk2000.to.

TUT.by создавался по-другому. Компания "Надежные программы" давно и успешно работает на рынке банковского программного обеспечения. Юрию Зиссеру по долгу службы часто приходится бывать в командировках за океаном. Изучая мировой опыт, Юрий пришел к выводу, что значимость многого в Интернете, например, электронной экономики и порталов, намеренно "раздувается", однако некоторые ресурсы, например, Yahoo!, справедливо заслуживают лавров. Возникло желание создания серьезного контент-проекта и службы бесплатной электронной почты для Беларуси. Важным фактором явилось также и то, что у компании "Надежные программы" достаточно средств на реализацию этого проекта. На вопрос о преследуемых целях и долгосрочных планах Юрий скромно отвечает: "Там видно будет, но мы уже получили первые деньги за рекламу". Тем не менее, появление TUT.BY напоминает ранний DataArt, начавший формировать портал с создания сообщества пользователей mail.ru.

Известный сервер "Минский слон", пожалуй, самый старый белорусский развлекательный портал, хотя и звучит это несколько напыщенно, учитывая, что все порталы Байнета можно пересчитать по пальцам. Поддержка такого развитого проекта требует немало времени и сил. Владимир Неумержицкий признался, что пришлось написать множество программ для автоматизации наполнения и обновления контента. Однако писать интересное содержание ресурса роботов не заставишь, и статистика на slon.nsys.by/stat/ указывает на то, что подавляющая доля посетителей приходится на чат.

Кроме всего прочего, порталостроители подняли проблему недостатка интересных белорусских новостей и дороговизну имеющих место новостных лент. Обсуждались идеи создания медиа-агентства при поддержке ведущих Интернет-проектов Беларуси, проведения опроса на популярных ресурсах на тему "brand Байнета", приуроченного к Интернет-форуму by'2000, который состоится в декабре этого года в Выставочном центре на пр. Машерова.

Дмитрий ШЕЙКО,
Internet Service
Тел. (+375 017) 223-55-55
E-mail:
Sheiko@sheiko.net
www.sheiko.net

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2000 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!