Владимир Васильев (www.rusf.ru/boxa) - весьма незаурядный писатель, хорошо известный и поклонникам фэнтэзи, и сторонникам жанра киберпанк. Его романы "Техник Большого Киева", "Сердца и моторы", "Смерть или слава" и многие другие романы, рассказы и повести пользуются немалым успехом среди посетителей как книжных магазинов, так и Интернет-библиотек. Наряду с "Лабиринтом отражений", роман Владимира Васильева "Сердца и моторы" (издавался в составе книги "Абордаж в киберспейсе") вошел в состав "классики российского киберпанка". О творчестве этого автора можно дискутировать, но бесспорно то, что его произведения распродаются большими тиражами (а с сайтов скачиваются еще большими).
Владимир Васильев любезно согласился дать интервью нашей газете.
- Вы себя считаете фантастом с каким
уклоном - в фэнтэзи или в киберпанк?
- Трудно сказать. Я писал и киберпанк, и фэнтези, и космическую оперу, и шпионский боевик, и новеллизировал компьютерную игру. Все мои романы не похожи друг на друга. Одно и то же писать скучно, вот и ищу что-то новенькое. Сам себя отношу к русским киберпанкам, но русский киберпанк совершенно не похож на западный по ряду причин. Свои идеи относительно этого вопроса я изложил в статье "Киберпанк для русских и нерусских". Впрочем, личина русского киберпанка вовсе не мешает мне иногда погружаться в миры меча и колдовства.
- Почему Вы начали писать в жанре киберпанк?
- В принципе, все, написанное фантастами, - зачастую то, что они не дочитали по той или иной причине. После прочтения Гибсона и Суэнвика появились "Сердца и моторы" и "Техник Большого Киева". Наверное, это попытка взглянуть на проблему со своей точки зрения и переосмыслить все, с чем не согласен у мэтров.
- Какое из собственных произведений нравится Вам самому больше всего?
- Романы "Техник Большого Киева" и "Смерть или слава"; повести "Монастырь Эстебан Бланкес" и "Год жизни"; рассказы "Ведьмак из Большого Киева" и "Долг, честь и taimas".
- Согласны ли Вы с тем, что "Сердца и моторы" выполнены по всем канонам Уильяма Гибсона - причем настолько, что разницы почти не заметно (во всяком случае, многие так считают)?
- Я не думаю, что каноны киберпанка возможно сформулировать окончательно и бесповоротно. Границы жанра никем не обозначены. Да, "Сердца и моторы" я писал под сильным влиянием "Нейроманта", это факт бесспорный. Что же касается разницы, Гибсон пока известен неизмеримо лучше, чем Васильев. Пока нам не тягаться - весовые категории разные.
- Ваши герои и герои Лукьяненко иногда пересекаются, а теперь вы еще и работаете вместе. Как это произошло?
- Мы с Сергеем давние и добрые друзья. Собственно, мы вместе начинали. Вместе ездили на первые семинары - в Свердловск, Дубулты, дважды - в Ялту, в Тирасполь. Естественно, что мы делились идеями и замыслами. Иногда что-нибудь придумывали вместе. Пересечение романов "Лабиринт отражений" и "Сердца и моторы" было оговорено заранее; в процессе написания мы несколько раз менялись готовыми кусками текста. Сейчас я пишу завершение истории, изложенной в "Сердцах и моторах". Там непременно будет пересечение с "Фальшивыми зеркалами". Традиции нельзя нарушать.:) Что же касается "Дозоров", то мне в свое время очень понравился "Ночной дозор". Настолько понравился, что по прочтении я просто сел и написал кусок от лица Темных. Потом поделился своими идеями с Сергеем. А когда он и сам дозрел до второй книги, то вспомнил обо мне и предложил написать ее вместе, потому что сам он однозначно Светлый. По-моему, получилось неплохо.
- Как Вы относитесь к критике и даже пренебрежению со стороны таких деятелей Рунета, как, скажем, Алексей Андреев?
- А кто такой Алексей Андреев? Первый раз слышу это имя. К критике я отношусь с интересом, но проблема в том, что у нас ее практически нет. Не считать же критикой "исследования" таких деятелей, как Лурье или Владимирский, - эти персонажи не критикой занимаются, а демонстрацией своего ума и начитанности, да еще прямым подхалимажем. До сих пор мне встретился единственный критик, который исследует собственно произведение, - это Виталий Каплан.
- Если не секрет, какая из Ваших книг разошлась наибольшим тиражом?
- "Смерть или слава" - 7 тысяч плюс две допечатки по 5 тысяч.
"Волчья натура" - 13 тысяч плюс 5 тысяч.
"Клинки" - 12 тысяч плюс 7 тысяч.
"Идущие в Ночь" - 10 тысяч плюс 8 тысяч.
Но благодаря соавторству с Лукьяненко чемпионом является все же "Дневной Дозор" - там только начальный тираж составил 35 тысяч, а сколько было допечаток я даже не знаю.
- Ваши произведения выложены в свободном доступе в Интернете на Вашем собственном сайте и на многих других. Как к этому относятся издатели, и не мешает ли такой подход коммерческому распространению Ваших книг?
- В свободном доступе лежат только старые вещи, причем с разрешения издателя. Только самое "новье" представлено фрагментами. Мало-помалу издатель дает "добро" на выкладывание полных вариантов. К примеру, "Черная эстафета" вышла осенью 99-го года, а в начале лета 2000-го уже появилась в Сети целиком.
В общем же выкладывание текстов в Сеть, на мой взгляд, только способствует продажам книг. По сути, это бесплатная реклама. Кроме того, есть ведь масса людей, которым не нравятся мои книги. Ознакомившись с текстами из Инета, они не потратят зря деньги.
- Как Вы относитесь к такому явлению, как сетевая литература, "сетература"?
- Нормально. Любой теперь может выложить тексты в Сеть, и их прочтут люди. Это именно то, чего не хватало пишущим и не публикующимся писателям вплоть до последних лет десяти.
- Интернет - каким Вы видите его будущее, ближайшее и отдаленное?
- Удел прогнозов - не сбываться. Технологии развиваются столь стремительно, что новинки устаревают в момент появления. Единственное, в чем я уверен, -компьютер и Сеть вскоре вберут в себя телевидение, связь и даже управление бытовыми приборами. Все это срастется в единую систему. Но как именно это произойдет в реальности - откуда мне знать?
- А как, по-вашему, будет развиваться жанр киберпанк?
- Киберпанк вряд ли будет развиваться. Киберпанк мертв. По крайней мере, так утверждает один из отцов-основателей Брюс Стерлинг. И я это слышал непосредственно от него, поэтому речи об "испорченном телефоне" быть не может.
- Какому жанру Вы будете отдавать предпочтение в дальнейшем?
- Всем, кроме скучного:))
- И какие книги нам стоит ждать от Вас в будущем?
- Для издательства "АСТ" в серию "Звездный лабиринт" я готовлю роман, выросший из повести "Два шага на Данкартен".
Еще одну книгу составят "Сердца и моторы" и продолжение -"Горячий старт". И, наконец, издатель требует космическую оперу, условно именуемую "Смерть или слава-2", но вряд ли это будет прямое продолжение. Это - самые ближайшие планы. А дальше я стараюсь не заглядывать: ведь фантасты - самые закоренелые реалисты в этом мире.
Беседовал Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы