Футурология стремительно входит в литературную моду. Еще недавно самым распространенным жанром фантастики было фэнтэзи, потеснившее в конце восьмидесятых на книжных лотках научную фантастику, и вот - новое увлечение...
Стоит иметь в виду, что футурология и популярный нынче киберпанк - совершенно различные литературные направления, хотя и используют порой одинаковый антураж. В киберпанке очень важен сюжет и обязательно присутствует элемент боевика. В футурологическом произведении сюжет прост как в порнофильме - здесь на первое место выступает видение мира в будущем, его людей и его технологий. И, разумеется, взаимоотношений первых и вторых.
Мы уже рассказывали, что в России сейчас очень популярен футурологический роман "Паутина". Его автор Алексей Андреев появлялся, кстати, и на страницах нашей газеты. Своего рода продолжением "Паутины" стал новый роман того же автора "2048", часть которого уже опубликована в Интернете.
2048 год, мир, объединенный Сетью, но по-прежнему раздираемый религиозными и экономическими противоречиями. Одна из интересных особенностей - уже давно появившийся вид массовых развлечений - ночные искусственные сновидения, так называемые "дремли". Ночью, когда человек спит, ему в голову через специальный модем ("дремодем") из Сети закачивается взятый напрокат дремль - с определенным сюжетом и заранее запрограммированными ощущениями. Главный герой романа как раз и занимается созданием этих самых дремлей. Работа "дремастеров" в романе удивительно напоминает работу сегодняшних веб-мастеров, кинорежиссеров и сценаристов. Ну а производство дремлей превратилось в целую индустрию, сильно напоминающую киноиндустрию наших дней.
Сам роман начинается с того, что главный герой просыпается и осознает, что видел совершенно потрясающий, мастерски исполненный дремль. Вот только проблема в том, что видеть его он просто не мог - у него не работал дремодем.
"Сол стоял на коленях и глядел под кровать. Под кроватью лежала изящная подушечка-дремодем. Она была отключена. Она была разбита о стену. Потом она была немного потоптана. Потом из нее было кое-что выдрано, потому что оно все еще мигало. Сол самолично проделал все это два месяца назад. Он уже два месяца не пользовался дремодемом.
И тем не менее, сегодня ночью он видел дремль такой силы, что попади эта штука в прокат, она могла бы обрушить даже биржу Киберджайи, не говоря уже о токийской. И если бы такой дремль пустила в прокат не та компания, в которой работал Сол - он уже сейчас был бы безработным, и надолго. Его не взяли бы даже в Гонконге."
Собственно говоря, и ежу понятно, что главный герой увидел обычный человеческий сон. Так что дело тут не в исчезающе простом сюжете. Интересна сама картина мира будущего. Это, собственно, наш с вами мир, со всеми мифами, страхами, комплексами, только пропитанный высокими технологиями. Теперь к Сети подключают и бытовую технику, и человеческий мозг, - и в результате разница между первым и вторым начинает понемногу стираться. В общем, роман стоит того, чтобы его прочесть. Главу из него можно найти по адресу www.net.cl.spb.ru/cetera.
Но не романами едиными жива футурология в Рунете. Прямо на наших глазах возникают разнообразные периодические издания, посвященные этой тематике. Одним из первых таких проектов стала "Футурологическая Газета" www.fuga.ru. Уже сейчас на этом сайте можно прочесть массу интересных материалов "по теме" и, при желании, самому присоединиться к числу тех, кто "разглядывает будущее".
Виктор ДЕМИДОВ