Имена "основателей" Рунета сегодня известны, пожалуй, большинству серьезных пользователей русскоязычной части глобальной Сети. Такие люди, как Антон Носик, Норвежский Лесной, Настик Грызунова, Тема Лебедев, Алексей Андреев и многие прочие "приложили руку" практически ко всем популярным и известным проектам. Многие из них также серьезно занимаются так называемой "сетературой" - именно со всевозможных литературных сайтов и начинался несколько лет назад русскоязычный Web.
Перечисляя наиболее яркие творческие фигуры Рунета, невозможно не упомянуть великолепную поэтессу, победительницу множества литературных конкурсов, блестящего аналитика "Русского Журнала" (www.russ.ru) и просто очаровательную женщину Линор Горалик (litera.ru/slova/linor). Многие из числа "старых сетян" часто называют ее "добрым ангелом" или "талисманом" Рунета. И в самом деле, ее статьи "Сеть и суеверие", "Интернет для психопата", "Этнеты: новый странный глобус", опубликованные в "Русском Журнале", стали настоящей классикой интернет-аналитики.
Линор Горалик любезно согласилась дать интервью нашей газете. Просим наших читателей с пониманием отнестись к лаконичности ответов Горалик - интервью велось при помощи ICQ, где, как известно, существует лимит на размер сообщения.
- Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Многим нашим читателям знакомо Ваше творчество, но они ничего не знают о Вас.
- Я родилась в 75-ом, в Днепропетровске, эмигрировала в 89-ом. По образованию - программист, но не программирую уже много лет - занимаюсь маркетингом и бизнесом в области хай-тек. Сейчас живу в Тель-Авиве.
- Как вы впервые познакомились с Интернетом?
- Мне было 17, мой любимый привел меня в университетскую лабораторию, где мы учились, и показал, как пользоваться IRC. Мне понравилось:)
- И как Вы пришли в "сетературу"? Было ли ощущение новой творческой среды, или для Вас это просто "носитель текста", альтернативный бумажному?
- Да, в общем-то, моя первая публикация и была в Сети, в "Журнале.Ру". Так что сравнивать было не с чем особо. Но сейчас, конечно, понимаю, что это иная среда, нежели бумажная. Не иная "творческая" среда - просто иная среда публикации и взаимодействия автора с читателем.
- Более перспективная среда?
- Перспективная с точки зрения чего?
- По сравнению с "традиционными" формами литературного творчества.
- Сложно сказать. Материальная культура производит орудия творчества, используемые для расширения духовной культуры. Споров о том, ЧТО Сеть дает литературе, бесконечно много, они не прекращались и прекратятся не скоро, но это споры из серии "Есть ли жизнь на Марсе": все стороны обладают мнениями, но не располагают фактами. Факты же станут видны только на шкале времени. Возможно, мы к тому времени уже умрем.
- Ваша оценка сегодняшнего состояния Рунета.
- Стадия самоопределения. Система юна, идет выработка всего - этики, идеалов, силового ядра, правил, тенденций. Все ново и поэтому трогательно, тем более что среда очень гетерогенна - люди приходят в нее из разных жизней и приносят с собой очень разные ментальности, каждый, конечно, пытается воплотить свою. Самое приятное - что не скучно. Уже сейчас смотришь на множество вещей и заранее предчувствуешь сентиментальный комок в горле лет через двадцать - "как молоды мы были...":)
- Глобальная компьютерная сеть - каково, на Ваш взгляд, ее будущее?
- А телефонная - каково ее будущее?:)) Подозреваю, что будущее всех средств коммуникаций одинаково - они будут коммуницировать:) Форма будет меняться, цели и назначение - нет. Возможно, какие-то начнут схлопываться, входить одна в другую, но это непринципиально, я думаю.
- Сетевая литература, "Сетература", какими Вы видите ее перспективы в Рунете?
- "Сетература", мне кажется, понятие временное и условное, оно сродни "провинциальной литературе", "эмигрантской литературе", как эти вещи понимались в разные периоды времени. В целом - остается от всех этих разделений единая русская литература, да подробности в сноске "печатается по...", да умные статьи о тонких различиях:)
- Как родился проект "Конденсатор"? И почему Вы его прекратили?
- "Конденсатор" был очень давней задумкой, я ее вынашивала пару лет, когда довыносила - предложила Русскому Журналу. "Осуссесвьяюсса месьты":)) Прекратился он по целой совокупности причин - он показал то, что мне было интересно увидеть (об этом еще надо писать, но не доходят руки пока), он поднадоел читателям, новизна ушла и стали писать одни и те же люди - а это нарушало задумку, да и читать его стали меньше. Кроме того, очень хотелось делать "знаки времени". Поэтому когда редакция РЖ предложила переключиться - я с легким сердцем согласилась.
- Какие литературные сетевые проекты Вы сейчас наиболее активно развиваете?
- Есть два постоянных, выходящих раз в неделю - "Знаки времени" в РЖ и "Вторые роли" на Озоне. Сил на них уходит - пропасть:) Кроме того, есть мой личный "День вне истории", безумная идея, выпуски 2-3 раза в неделю, вот он: www.geocities.com/linorg/days. Любимая моя "дитятя":) Еще сейчас делаю довольно большой "художественный" проект "Литература в плакатах" - открытки такие, для одного очень крупного сайта. Но до первого сентября имя его - секрет. И еще кое-что станет ясно 1 сентября - но и это пока коммерческая тайна:) Это о том, что можно назвать "Проектами".
- Ваши любимые книги, авторы...
- Не знаю, честно. Без кокетства - не знаю. Я литературу воспринимаю как город - куча людей, десятки тысяч незнакомых, несколько сотен знакомых. В какие-то периоды больше общаешься с одними, в какие-то с другими, кто-то вдруг начинает раздражать, на другого посмотришь - какой чудный, как же я его раньше не замечал? Динамика, одним словом:)
Беседовал Виктор ДЕМИДОВ