Учиться торговать электронным образом

18-20 октября 2000 года в Минске во Дворце Республики пройдет международная конференция "Электронная торговля в СНГ и Восточно-европейских странах: Вместе в XXI век" (www.ipapet.open.by), организованная Министерством иностранных дел, Белгосуниверситетом и международным общественным объединением по содействию электронной торговле при поддержке структур Европейской Экономической Комиссии ООН.

Генеральный спонсор конференции - компания SGC Group.

Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее время таких механизмов регулирования международной торговли, как заключение соглашений о свободной торговле, уже недостаточно для гарантии длительного и устойчивого ее роста. После снятия таможенных и тарифных барьеров остаются еще многочисленные процедурные и административные барьеры, на преодоление которых в полном объеме хватает сил и средств только у достаточно крупных предприятий. Однако общий рост экономики и эффективность международной торговли могут быть повышены только при увеличении участия в этом процессе малых и среднего размера предприятий. Для этого требуется, в первую очередь, именно для них упростить и облегчить процедуры при осуществлении торговых сделок. То есть прогресс должен достигаться при сокращении и согласовании громоздких и отнимающих много времени документов, формальностей и процедур, часто требуемых для торговли.

Прежде всего это касается оказания предпринимателям помощи в маркетинге и сбыте продукции, их защите от излишней бюрократии и преступности, оказанию консультаций по применению законодательства, оформлению, заключению и страхованию контрактов, их кредитованию, поддержке в формировании и финансировании инвестиционных проектов, как это уже реализуется в Программе развития ООН в Беларуси.

В текущем году предполагается силами специалистов Белгосуниверситета, "БелХард Груп", Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, Института проблем защиты информации, Национального выставочного центра "Белэкспо", Концерна "Белресурсы" и других организаций реализовать опытный образец межгосударственного центра электронной торговли (МЦЭТ), выполнив комплекс работ по созданию базового программно-технического центра, вводу в эксплуатацию главных функций МЦЭТ: маркетинг, выставки, распространение информации о продукции и услугах на русском и английском языках, электронные платежи, консалтинг по вопросам торговли.

С этой целью разрабатывается коллективный представительский сайт - портал белорусских экспортеров, формируется база данных "спрос - предложение" и механизм ее оперативной актуализации в соответствии с международными стандартами, создается опытный образец коллективного Интернет-магазина с системой электронных платежей и безопасностью электронного документооборота.

В результате будет обеспечено взаимодействие МЦЭТ с корпоративными сетями заинтересованных министерств и ведомств, отработаны механизмы оплаты продукции, а также подготовлены предложения по юридическому статусу МЦЭТ и технологии его работы с консалтинговыми, транспортно-логистическими и расчетно-процессинговыми центрами.

Одновременно специалистами компании "БелХард Груп", Белгосуниверситета, Информационно-вычислительного центра "ИВЦ авиации" и концерна "Белресурсы" реализуется проект белорусско-российской корпоративной информационно-телекоммуникационной системы на базе телекоммуникационной спутниковой системы управления авиаперевозками "Сирена" как основы информационного обеспечения товаропроводящей сети Республики Беларусь путем организации, наряду с интернет-инфрастуктурой, спутниковой связи Концерна "Белресурсы" с торговыми домами и представительствами в регионах России и других государствах.

Эксперименты по организации сети передачи данных на базе комплекса "Сирена" между Калининградом и Минском показали принципиальную возможность и экономическую целесообразность использования возможностей телекоммуникационной системы "Сирена" для создания региональных систем электронной торговли, взаимосвязи между грузоперевозчиками и для поддержки деятельности туристических фирм. На порядок сокращаются затраты на услуги связи, существенно возрастают скорость и надежность передачи данных. Немаловажно и то, что создается дополнительный мощный резерв для передачи информации. Эти факторы имеют особое значение для обмена торговой информацией с удаленными регионами России и других стран СНГ. Однако использование для электронной коммерции возможностей системы "Сирена" и других ведомственных сетей сдерживается трудностями получения лицензии на этот вид деятельности.

Поэтому другой проблемой, от решения которой во многом зависит успех создания систем информационной поддержки предпринимательской деятельности и электронной торговли, является проблема снижения стоимости и повышения качества предоставляемых в республике услуг связи по Интернету.

Думается, что необходимы срочные разработка и принятие мер и законов, направленных на либерализацию рынка информационно-телекоммуникационных услуг, на формирование конкурентной среды, исключающей монополизм и позволяющей потребителям свободно выбирать поставщика услуг связи и передачи данных. Опыт развитых стран свидетельствует, что формирование рынка информационно-телекоммуникационных услуг является важнейшей в развитии малого и среднего бизнеса, в применении в производстве и управлении современных информационных технологий.

Международный опыт доказывает, что государство должно максимально устранить все препятствия и дать возможность индустрии телекоммуникаций и частному сектору самостоятельно и как можно быстрее создать необходимую инфраструктуру электронной коммерции и регулятивные органы. При наличии спроса поток средств в эту область возникнет естественным образом, как это произошло по всему миру.

В то же время персональные данные должны быть надежно защищены, а лица, участвующие в их сборе и передаче третьим лицам, должны иметь лицензию на этот вид деятельности. Иными словами, в решении этих и других вопросов должен быть найден баланс между степенью государственного регулирования и платным обменом информации, который требуется для развития сети. Государственное регулирование здесь должно проявляться прежде всего в определении направлений развития инфраструктуры электронной торговли и постоянном и, что очень важно, оперативном совершенствовании налогового и инвестиционного законодательства.

Несомненно, важнейшей и актуальной задачей является ускоренная разработка государственной программы развития электронной торговли (в России уже разработана и проходит согласование Федеральная программа по электронной торговле), которая определила бы первоочередную, среднесрочную и долгосрочную стратегии развития электронной торговли в республике, формирование кадрового потенциала и привлечение внутренних и внешних инвестиций на создание инфраструктуры, информационных технологий и программных систем.

Важнейшей частью государственной программы по развитию электронной торговли должны стать меры по сохранению интеллектуального потенциала страны, и прежде всего, высококлассных программистов.

Сегодня налицо реальная угроза потери государством специалистов, на подготовку которых были затрачены громадные средства и отсутствие которых крайне отрицательно скажется на реализации национальных экономических и социальных программ.

Процесс уже пошел. В Беларуси разработкой и экспортом программного обеспечения занято свыше 50 фирм, в которых трудятся высококвалифицированные программисты и студенты старших курсов Белгосуниверситета, БелГУИРа и других столичных и областных вузов.

Однако белорусские программисты больше работают на внешний мир, чем на экономику республики, обслуживая транснациональные компьютерные корпорации, которые доводят идеи и продукты белорусских программистов до коммерческого уровня, а затем получают колоссальные прибыли от их продажи.

В то же время труд программистов мог бы быть при умелой его организации и государственной поддержке одной из важнейших статей экспорта Республики Беларусь.

Осуществление подобных мер в нашей стране является не только весьма перспективным, но и крайне необходимым. Беларусь традиционно обладает значительным потенциалом в области обычных и высокоинтеллектуальных информационных технологий и, естественно, ориентирована не только на российский рынок программного обеспечения, но и на американский и европейский рынки, так как многие выпускники белорусских вузов работают в зарубежных компаниях. Потенциал столь значителен, что Беларусь в состоянии влиять на темпы развития рынка программного обеспечения и информационных технологий в Восточной и Западной Европе, обеспечивая годовой объем работ, по самым скромным подсчетам, от 500 млн. до 1 млрд. долларов.

При этом, если индийские или китайские программисты готовят на экспорт полностью не более 5% программ, предназначенных к продаже, то коллективы белорусских программистов или смешанные команды обеспечивают 100% готовность к продаже написанных программ. Важное значение имеет географическое положение Беларуси, которое позволяет белорусским программистам работать с европейскими коллегами практически в одно и то же рабочее время.

Спрос на программное обеспечение в Европе и в целом в мире постоянно растет, усложняются задачи. Особенный рост заказов специалисты прогнозируют в связи с развитием электронной торговли, с необходимостью написания программ для обслуживания новых платежных систем в новой европейской валюте евро, а также с объемами работ по восстановлению экономики Югославии.

Инициатива ФРГ по привлечению программистов из стран Восточной Европы и СНГ к работам по выполнению заказов западных компаний требует скорейшего решения проблемы создания в Республике Беларусь "офшорных зон программирования" или взымание платы с зарубежных компаний за подготовку специалистов. В противном случае экономика Беларуси останется без программистов.

В заключение можно добавить, что электронная торговля - это, конечно, еще не все для формирования прогрессирующей и жизнеспособной экономики. Этому должен способствовать и ряд других важных факторов. Но ее развитие сегодня является необходимым переходом к более высокому и качественно иному уровню производства и потребления.

Правительство и государственные чиновники должны обратить внимание на эту проблему и стремиться создать условия для того, чтобы современные информационные технологии развивались не только на производстве и в офисах, но и вошли в каждый дом.

От этого сегодня в полной мере зависит, сможем ли мы быстро развивать свою экономику, готовить необходимые кадры, повышать уровень жизни населения.

Одновременно должна быть организована система подготовки и переподготовки специалистов в сфере электронной торговли, прежде всего это специалисты по электронному маркетингу, операторы Интернет-магазинов, специалисты по логистике и другие. Традиционные посредники, если они думают о перспективе, должны переквалифицироваться в менеджеров электронной торговли. Менеджеры такого уровня нужны для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить связь с финансовыми и юридическими структурами, а с другой, помочь предпринимателю в создании электронного магазина и обеспечении этого магазина платежной системой.

Страны СНГ дают сегодня лишь немногим больше 2% мирового экспорта. Согласно общему правилу, степень вовлечения страны в международный торговый оборот обратно пропорциональна величине страны. То, что это правило пока не работает в Беларуси, обусловлено во многом именно неразвитостью информационной инфраструктуры для маркетинга и электронной торговли.

Решая вопрос развития информационной инфраструктуры и расширения на её базе товарно-денежных отношений и создания систем электронной торговли, Беларусь, по сути, стоит перед дилеммой: либо влиться в широкий поток развития глобальной мировой экономики и цивилизации, получив право на достойное сотрудничество и поддержку, либо остаться на обочине, уповая на "национальные особенности" и даровитость.

Беларусь может стать одной из ведущих стран в сфере электронной торговли. Интеллектуальный потенциал республики в Интернет- технологиях дает уникальную возможность отказаться от модели догоняющего развития и сделать мощный рывок вперед, став одним из европейских лидеров в экспорте программных продуктов, информационных технологий, транзите информации. Позднее влиться в этот процесс станет значительно труднее.

Борис Николаевич ПАНЬШИН,
профессор экономического факультета Белгосуниверситета,
ipapet@belinform.com

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

36 за 2000 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!