Не так давно я рассказывал о новом чипе производства компании nVidia - GeForce2 MX. Являясь по сути урезанной версией нынешнего флагмана GeForce2 GTS, этот чип предназначается для видеокарт в ценовой категории до $150. Тем самым такая видеокарта должна быть оптимальной по соотношению цена/производительность. И вот, наконец-то, у меня появилась возможность посмотреть, что она из себя представляет, проверить ее "в бою", то есть в реальных условиях.
Итак, напомню, чем объясняется такая низкая цена GeForce2 MX. Во-первых, упрощено ядро - число текстурирующих конвейеров сокращено с четырех (как у GeForce и GeForce2 GTS) до двух. В результате при наложении только одной текстуры на пиксел GeForce2MX запросто проиграет первому GeForce, зато при использовании мультитекстурирования за счет большей частоты чипа (175 МГц против 120 МГц у GeForce256) предшественник должен уступить. Во-вторых, и это очень важно, видеокарты на GeForce2 MX используют не DDR-память (с удвоенной скоростью передачи данных), как это положено нормальному GeForce2, а простую и дешевую SDRAM. Стоимость видеокарты снижается, зато пропускной способности локальной видеопамяти не хватает, чтобы доставлять данные на конвейер вовремя. Говоря проще, получается GeForce2 "в одежде" GeForce1, так как и GeForce256, и GeForce2MX используют память на одинаковой частоте - 166 МГц.
Но это не повод смотреть на соответствующие видеокарты свысока, как на Vanta. Главный козырь GeForce2MX - цена. Цены на GeForce256 с памятью SDRAM до сих пор превышают $160 (у нас), а GeForce2MX с самого начала стоит меньше $150. Разве вам не хочется получить очень современную видеокарту, поддерживающую аппаратный T&L и шейдер (программируемый растеризатор), дешевле $150? И пусть она заметно уступает GeForce256 с памятью DDR, зато полностью оправдывает свою цену.
От слов перехожу к делу, а точнее, к рассмотрению конкретной, вполне реальной видеокарты на чипе GeForce2MX. Ко мне попал инженерный образец производства хорошо известной германской фирмы ELSA - Gladiac MX.
Плата имеет очень похожий на "reference" дизайн, даже еще более компактна - почти вдвое ниже по высоте, чем обычная AGP-видеокарта на чипе nVidia. Сам чип прикрыт небольшим по площади радиатором с высокими ребрами. К сожалению, прикрутить вентилятор обычным способом - с помощью шурупа - достаточно проблематично. На плате установлено 32 Мб видеопамяти в 64Мбит-модулях SDRAM производства Samsung Electronics со временем доступа 6нс. Для второго видеовыхода (аналогового или цифрового) место на плате предусмотрено - напомню, GeForce2MX поддерживает технологию TwinView. Еще одно замечание по поводу дизайна - на обратной стороне платы дополнительный радиатор установить будет проблематично, так как мешают резисторы.
Хотя чип и выполнен по технологии 0.18 мкм и греется меньше предшественника GeForce256, одного радиатора для нормального охлаждения ему явно не хватает (особенно летом, при температуре 25оС). У меня первые признаки перегрева (ошибки текстурирования) появляются через полчаса активного использования видеокарты, хотя зависания дождаться так и не удалось. В общем, активное охлаждение все-таки потребуется.
Для сравнения ELSA Gladiac MX с другими картами я выбрал Gigabyte GA-660+ (RivaTNT2-Pro на $30 дешевле, чем Gladiac MX) и ASUS V6600 (GeForce256, на $30 дороже). Карты на GeForce'ах имеют одинаковую частоту памяти - 166 МГц, но у GeForce256 частота чипа ниже на 5 МГц. Что касается видеокарты на RivaTNT2, у нее частоты самые высокие - память и чип имеют 176 МГц. Для тестирования я использовал драйверы Detonator 5.33 (Detonator-3 на момент тестирования не существовал). Система - Celeron-600 (66x9), i815, RAM 128 (100 МГц). (Результаты измерений производительности вы можете наблюдать в таблице.)
Сравнение
видеокарты на чипе GeForce2 MX с предшественниками |
|||
GeForce2 MX (ELSA Gladiac MX) |
GeForce256 (ASUS V6600) |
Riva TNT2 Pro (Gigabyte 660+) |
|
3DMark-2000 (DirectX и T&L) | |||
640x480x16bit, Hardware T&L | |||
Game1 (Low/Medium/High) | 69,6 / 52,3 / 36,4 | 73/55,6/39,7 | |
Game2 (Low/Medium/High) | 100 / 42,6 / 25,5 | 105,2/44,2/26,2 | |
Polygon T&L (1/4/8 lights) | 7100/4970/2588 | 7468/3473/1785 | |
640x480x16bit, SSE T&L | |||
Game1 (Low/Medium/High) | 53,7/38,6/21,9 | 54,5/38,8/22,2 | 56,2/37,8/17,1 |
Game2 (Low/Medium/High) | 73/38,4/23,5 | 74,1/38,8/23,8 | 71/36/21,3 |
Polygon T&L (1/4/8 lights) | 4335/3604/2977 | 4554/3788/3121 | 2674/2374/2083 |
1024x768x32bit, Hardware T&L | |||
Game1 (Low/Medium/High) | 52/38/18,7 | 51,2/37,1/18,6 | |
Game2 (Low/Medium/High) | 45/32/21,6 | 43,3/31,6/21,2 | |
Polygon T&L (1/4/8 lights) | 6574/4135/2401 | 5686/3089/1705 | |
1024x768x32bit, SSE T&L | |||
Game1 (Low/Medium/High) | 46,3/33,2/16,6 | 46,5/33,3/17,1 | 45,4/32,5/15,4 |
Game2 (Low/Medium/High) | 47,1/34,3/22,8 | 46,1/34/22,6 | 39/31,5/21,3 |
Polygon T&L (1/4/8 lights) | 4579/3859/3099 | 4775/3904/3148 | 2686/2382/2098 |
Unreal Tournament 800x600x32bit | |||
UTBench | 28.8 | 28.6 | 28.5 |
TreeMark (nVidia T&L Benchmark) | |||
Low detail (640x480x16bit, 1 lights) | 326 | 268 | 243 |
Medium (800x600x32bit, 4 lights) | 62.3 | 50 | 12.8 |
High (1024x768x32bit, 8 lights) | 13.6 | 9.5 | - |
Quake2 800x600x32bit | |||
massive1 | 102.8 | 101 | 69.1 |
crusher | 61.4 | 61.6 | 44 |
Quake3 Arena | |||
fast | 66.6 | 66.5 | 54.1 |
normal | 64.7 | 65.1 | 52 |
high quality (800x600x32bit) | 58.2 | 59.4 | 47.4 |
1024x768x16bit | 60.5 | 60.4 | 48.7 |
1024x768x32bit | 41.8 | 42.9 | 35.2 |
Half-Life 1024x768x16bit | |||
DirectX | 37.1 | 36.3 | 37.3 |
OpenGL | 53.5 | 54.7 | 46.3 |
Из полученных результатов я делаю следующие выводы:
- Чип GeForce2MX определенно сдерживается пропускной способностью памяти, так как обогнать GeForce256 ему практически не удается, несмотря на преимущество по частоте.
- Падение производительности в 32-битном цвете подтверждает теорию о недостаточной скорости работы именно памяти.
- В принципе, будут выпускаться видеокарты с 5 нс памятью, да и 6 нс позволяют поднимать частоту до 200 МГц, поэтому разгон именно памяти будет не только желателен, но и необходим.
- Блок T&L у GeForce2MX определенно сильнее, особенно это заметно на высоких разрешениях; однако при увеличении числа источников освещения выгоднее использовать программный T&L (это свойство GeForce'ов известно уже давно).
- Старая серия Riva отправляется на пенсию.
Итак, новая видеокарта вполне конкурентоспособна. Хотя обогнать первый GeForce она не может, преимущество в цене и лучшая технологичность (напомню, энергопотребление снижено в несколько раз) дают ей право на существование. Может, чип и урезан, но разве вам нужно разрешение выше 1024х768 в Quake3? А вообще-то ситуация в деталях напоминает предыдущую линейку RivaTNT: есть старая TNT, новая и дорогая TNT2, очень дорогая Ultra и дешевая TNT2 M64. Такова, видимо, стратегия компании nVidia.
Покупать сейчас первый GeForce уже не имеет смысла - GeForce2 MX у нас появится очень скоро и по приемлемой цене. Значит, аппаратный T&L скоро будет доступен многим геймерам, появление все большего числа игр с поддержкой этого модуля неизбежно.
О качестве самой платы сказать особо нечего, так как никаких намеков на какие-либо проблемы не было. Все-таки унифицированная архитектура чипов nVidia снимает все вопросы, связанные с доводкой драйверов для новой видеокарты - достаточно взять Detonator версии от 5.22. Необходимо отметить, что это был инженерный предпродажный образец, а не готовый продукт. По поводу разгона я тоже ничего сказать не могу. Конечно, память 6 нс имеет небольшой запас для поднятия частоты, но испытывать инженерный образец на разгон я считаю бессмысленным.
И пока не вышел NV20, заточенный под DirectX8, более достойного претендента на покупку я не вижу.
Макс КУРМАЗ,
[email protected]
Инженерный образец карты ELSA Gladiac MX предоставлен фирмой "Пакодан" (pakodan.shop.by)