Российский рынок ИТ-услуг: Системная интеграция-2000

Специальное исследование под таким названием провела недавно московская компания "ExactDATA Co" (EDC - Маркетинговые исследования и консалтинг). Думается, его результаты будут интересны не только российским, но и белорусским разработчикам и заказчикам информационных систем. Отчет по результатам исследования распространяется на коммерческой основе, но с согласия авторов мы публикуем сегодня некоторые его результаты для читателей "КВ".

Вначале стоит сказать несколько слов о самой компании "ExactDATA Co" (www.edc.ru). С 1994 по 1996 г.г. это была аналитическая группа "Университет", состоявшая из сотрудников и выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова. Она занималась проведением маркетинговых исследований на московских компьютерных выставках, рынков недвижимости и ТНП, а также выполняла работы, связанные с предвыборными кампаниями. В 1996 году группа вошла в состав российского агентства "Дейтор" и стала специализироваться все больше на исследованиях именно компьютерного рынка. Именно с тех пор начали проводиться известные рейтинги "top100 компьютерного бизнеса России". Среди других значимых мероприятий можно назвать и организацию таких конференций, как "Компьютерный бизнес России" и "Инвестиции в компьютерный бизнес России".

Собственно, "ExactDATA Co" появилась в 1999 году. Ее основная деятельность - маркетинговые исследования, консалтинг, организация семинаров и конференций. Фирма специализируется на работе с компьютерными и телекоммуникационными компаниями, а также с предприятиями вертикальных рынков, являющимися потребителями продукции и услуг рынка информационных технологий. Цель всей этой работы - обеспечение партнеров и клиентов регулярной, актуальной и достоверной информацией, необходимой для развития бизнеса в России.

Исследование, о котором идет речь, проводилось с февраля по май 2000 г. Путем персональных интервью и анкетирования опрашивались руководители и топ-менеджеры компаний-поставщиков ИТ-услуг, а также руководители и менеджеры по информационным технологиям компаний - заказчиков информационных систем. Кроме того, использовалась информация, опубликованная на сайтах компаний, в СМИ, полученная в ходе работы выставок по соответствующей тематике.

В частности, изучался вопрос о критериях выбора системного интегратора (СИ) для создания корпоративной информационной системы. Заказчиков просили оценить важность тех или иных факторов выбора по пятибалльной шкале. Получены следующие результаты:

Фактор, имеющий влияние
на выбор компании-СИ
Степень
важности
фактора
Выбранная заказчиком платформа 4.18
Профессиональная репутация 4.18
Сложившиеся деловые связи 3.64
Рекомендация внешнего эксперта/консультанта 3.5
Результаты специальных исследований 3.36
Рекомендации коллег 3.3
Технологии, освоенные персоналом заказчика 3.18
Мнение руководства 3.09

Как видим, на первом месте находятся избранная самим заказчиком платформа для будущей информационной системы и профессиональная репутация исполнителя, т.е. системного интегратора. Интересно отметить, что фактор стоимости в данном случае если и влияет, то в гораздо меньшей степени. Таким образом, вначале выбирается партнер, а затем уже обсуждается вопрос цены.

Следующий вопрос - степень важности для заказчиков различных ИТ-услуг, а также уровень предоставления этих услуг на российском рынке - оценивались респондентами также по пятибалльной шкале:

ИТ-услуги Степень
важности
для заказчика
Уровень
предоставления
на рынке
Обеспечение надежности хранения информации 4.5 4
Защита информации от НСД 4.2 3.4
ИТ — консультирование 3.9 3.8
Обучение персонала 3.9 3.7
Техническая поддержка ИС 3.9 3.3
Развитие ИС 3.9 3.2
Оптимизация бизнес-процессов 3.8 2.9
Управленческое консультирование 3.6 3.2
Реинжиниринг процессов управления финансами 3.5 3.2
Проектирование ИС 3.4 3.2
Решение для ИС на основе собственных разработок компании-СИ 3.2 3.2
Инсталляция программной части и отладка ИС 3 3.5
Поставка аппаратной части 2.5 4.2
Адаптация западных решений для ИС заказчика 2.3 3.2
Передача ИС на полное обслуживание сторонней компании 1.9 1.8

В этих данных можно заметить две тенденции. Во-первых, заказчиков беспокоит вопрос надежности хранения информации и защиты от несанкционированного доступа к ней. И, во-вторых, очень значимы не только информационные системы сами по себе, но и возможность оптимального их использования в своей деятельности. Так, если объединить виды услуг из этой области ("Оптимизация бизнес-процессов", "Управленческое консультирование", "Реинжиниринг процессов управления финансами"), то получим весьма внушительную сумму баллов - 10,9.

Вторая тенденция еще более ярко подтверждается при сопоставлении спроса на те или иные виды услуг и степени их представленности на рынке. Оптимизация бизнес-процессов находится здесь на первом месте. Другими словами, такие услуги очень востребованы со стороны заказчиков, но недостаточно представлены на рынке со стороны системных интеграторов.

Сергей ДМИТРИЕВ,
Информационное агентство "Веспол",
vespol@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2000 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!