Специальное исследование под таким названием провела недавно московская компания "ExactDATA Co" (EDC - Маркетинговые исследования и консалтинг). Думается, его результаты будут интересны не только российским, но и белорусским разработчикам и заказчикам информационных систем. Отчет по результатам исследования распространяется на коммерческой основе, но с согласия авторов мы публикуем сегодня некоторые его результаты для читателей "КВ".
Вначале стоит сказать несколько слов о самой компании "ExactDATA Co" (www.edc.ru). С 1994 по 1996 г.г. это была аналитическая группа "Университет", состоявшая из сотрудников и выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова. Она занималась проведением маркетинговых исследований на московских компьютерных выставках, рынков недвижимости и ТНП, а также выполняла работы, связанные с предвыборными кампаниями. В 1996 году группа вошла в состав российского агентства "Дейтор" и стала специализироваться все больше на исследованиях именно компьютерного рынка. Именно с тех пор начали проводиться известные рейтинги "top100 компьютерного бизнеса России". Среди других значимых мероприятий можно назвать и организацию таких конференций, как "Компьютерный бизнес России" и "Инвестиции в компьютерный бизнес России".
Собственно, "ExactDATA Co" появилась в 1999 году. Ее основная деятельность - маркетинговые исследования, консалтинг, организация семинаров и конференций. Фирма специализируется на работе с компьютерными и телекоммуникационными компаниями, а также с предприятиями вертикальных рынков, являющимися потребителями продукции и услуг рынка информационных технологий. Цель всей этой работы - обеспечение партнеров и клиентов регулярной, актуальной и достоверной информацией, необходимой для развития бизнеса в России.
Исследование, о котором идет речь, проводилось с февраля по май 2000 г. Путем персональных интервью и анкетирования опрашивались руководители и топ-менеджеры компаний-поставщиков ИТ-услуг, а также руководители и менеджеры по информационным технологиям компаний - заказчиков информационных систем. Кроме того, использовалась информация, опубликованная на сайтах компаний, в СМИ, полученная в ходе работы выставок по соответствующей тематике.
В частности, изучался вопрос о критериях выбора системного интегратора (СИ) для создания корпоративной информационной системы. Заказчиков просили оценить важность тех или иных факторов выбора по пятибалльной шкале. Получены следующие результаты:
Фактор, имеющий
влияние на выбор компании-СИ |
Степень важности фактора |
Выбранная заказчиком платформа | 4.18 |
Профессиональная репутация | 4.18 |
Сложившиеся деловые связи | 3.64 |
Рекомендация внешнего эксперта/консультанта | 3.5 |
Результаты специальных исследований | 3.36 |
Рекомендации коллег | 3.3 |
Технологии, освоенные персоналом заказчика | 3.18 |
Мнение руководства | 3.09 |
Как видим, на первом месте находятся избранная самим заказчиком платформа для будущей информационной системы и профессиональная репутация исполнителя, т.е. системного интегратора. Интересно отметить, что фактор стоимости в данном случае если и влияет, то в гораздо меньшей степени. Таким образом, вначале выбирается партнер, а затем уже обсуждается вопрос цены.
Следующий вопрос - степень важности для заказчиков различных ИТ-услуг, а также уровень предоставления этих услуг на российском рынке - оценивались респондентами также по пятибалльной шкале:
ИТ-услуги | Степень важности для заказчика |
Уровень предоставления на рынке |
Обеспечение надежности хранения информации | 4.5 | 4 |
Защита информации от НСД | 4.2 | 3.4 |
ИТ — консультирование | 3.9 | 3.8 |
Обучение персонала | 3.9 | 3.7 |
Техническая поддержка ИС | 3.9 | 3.3 |
Развитие ИС | 3.9 | 3.2 |
Оптимизация бизнес-процессов | 3.8 | 2.9 |
Управленческое консультирование | 3.6 | 3.2 |
Реинжиниринг процессов управления финансами | 3.5 | 3.2 |
Проектирование ИС | 3.4 | 3.2 |
Решение для ИС на основе собственных разработок компании-СИ | 3.2 | 3.2 |
Инсталляция программной части и отладка ИС | 3 | 3.5 |
Поставка аппаратной части | 2.5 | 4.2 |
Адаптация западных решений для ИС заказчика | 2.3 | 3.2 |
Передача ИС на полное обслуживание сторонней компании | 1.9 | 1.8 |
В этих данных можно заметить две тенденции. Во-первых, заказчиков беспокоит вопрос надежности хранения информации и защиты от несанкционированного доступа к ней. И, во-вторых, очень значимы не только информационные системы сами по себе, но и возможность оптимального их использования в своей деятельности. Так, если объединить виды услуг из этой области ("Оптимизация бизнес-процессов", "Управленческое консультирование", "Реинжиниринг процессов управления финансами"), то получим весьма внушительную сумму баллов - 10,9.
Вторая тенденция еще более ярко подтверждается при сопоставлении спроса на те или иные виды услуг и степени их представленности на рынке. Оптимизация бизнес-процессов находится здесь на первом месте. Другими словами, такие услуги очень востребованы со стороны заказчиков, но недостаточно представлены на рынке со стороны системных интеграторов.
Сергей ДМИТРИЕВ,
Информационное агентство
"Веспол",
vespol@mail.ru
Горячие темы