Психомоторография - метод компьютерной диагностики психического состояния человека

В последнее время пресса не балует нас описанием отечественных компьютерных продуктов. Подчас складывается впечатление, что кроме бухгалтерских программ, пары-тройки баз данных и непонятно как сюда затесавшегося осциллографа белорусская компьютерная мысль ничего больше родить не может. Зная не понаслышке, что это не соответствует действительности (просто усилиями компьютерной прессы отечественные разработки строго засекречены), нам хотелось бы внести свою скромную лепту в дело расширения вышеозначенного ассортимента.

На сегодняшний день существует по крайней мере три устоявшихся мнения по поводу взаимосвязи психологии и компьютерных технологий. Первое, предполагает, что никакой связи нет и быть не может. Сторонники этого подхода зачастую рассматривают человеческую психику и компьютер как два антагонистических начала, чье взаимодействие в худшем случае приведет к апокалипсису. Существует немало философских и социологических доктрин, в рамках которых подобные взгляды обрели "постоянную прописку", приблизительно то же можно сказать и о литературе. На наш взгляд, философия, социология и литература в широком смысле достаточно жестко ограничивают зону распространения указанной точки зрения, а ее жизнеспособность во многом определяется господствующими в данный момент социо-культурными ценностями. Весьма показательным, хотя и частным моментом рассматриваемого явления являются разного рода дискуссии о влиянии компьютерных игр на психику детей и т.п.

Второе мнение базируется на признании обслуживающей роли компьютерных технологий по отношению к задачам, решаемым психологической наукой. Естественно, в этом случае дело не ограничивается наличием лаборантки, набирающей на компьютере труды мэтров, но характер возникающей связи приблизительно такой же. Лучшей иллюстрацией данного подхода является компьютерные программы, реализующие популярные психологические тесты. Компьютер, без всякого сомнения, облегчает процесс тестирования и обработки результатов (особенно в случае большого количества тестируемых), но с принципиальной точки зрения вряд ли что измениться от того, будет ли одна и та же информация содержаться в клинописи на глиняных табличках или же в тексте на плазменном дисплее.

Третье мнение состоит в том, компьютерные технологии могут представлять собой самостоятельный, подчас не реализуемый никаким другим способом, инструмент исследования психики. При помощи компьютера становится возможным моделирование некоторых существенных сторон объективной реальности, что вместе с возможностью полноценного количественного анализа позволяет изучать связи, возникающие между поведением человека и потоком раздражителей, поступающих к нему от объектов внешней среды. Прежде чем перейти к конкретным примерам, хотелось бы обратить внимание читателей на следующее обстоятельство. Это касается возможности полноценного количественного анализа данных. Не вдаваясь в подробный анализ существующих психологических способов исследования и диагностики, стоит отметить, что далеко не все из них могут "похвастаться" подобной возможностью, не говоря уже о том, чтобы быть объективными. К примеру, вышеупомянутые тесты-опросники дают, как правило, наиболее общую характеристику состояния тестируемого и основаны на анализе его словесного отчета. Результаты, полученные при помощи самоотчета могут и не отражать истинного положения дел, что естественным образом обусловлено "субъективной природой" теста. Страдая субъективизмом, тесты дают в основном качественную или в лучшем случае псевдоколичественную характеристику психического состояния, причем без учета специфики деятельности, выполняемой человеком. В этой связи преимущества методов, сочетающих моделирование реальности и количественный анализ данных, становятся более очевидными.

Эта весьма примитивная и неполная классификация видов взаимосвязи психологии и компьютерных технологий понадобилась затем, чтобы более подробно рассказать о методике, которая, как нам кажется, в полной мере обладает указанными преимуществами и вполне пригодна для надежной оперативной диагностики психического состояния человека. Методика носит название "Психомоторография" и была разработана у нас в республике под руководством доктора психологических наук, профессора М.А. Кремня.

Методика реализована в виде программного продукта, функционирующего под управлением операционной системы Windows95/98, а в качестве устройства ввода (органа управления) используется обыкновенный джойстик.

Прежде, чем перейти к описанию собственно методики "Психомоторография", необходимо сказать несколько слов о том, почему наиболее объективная оценка психического состояния человека возможна лишь при вовлечении его в конкретную деятельность с возможностью количественной оценки ее параметров.

Психическое состояние является непосредственным целостным отражением, своего рода калькой объективной ситуации и представляет собой продукт сложных психических процессов.

Психическое состояние формируется как целостная многомерная реакция, возникающая под влиянием условий внешней среды, наличных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей человека. В отличие от вегетативных реакций, сопровождающих любой поведенческий акт и выражающих энергетическую сторону процесса, психические состояния определяются информационным фактором и организуют адаптивное поведение субъекта на более высоком психическом уровне с учетом его характерологических особенностей, мотивов, установок и конкретного отношения к происходящему.

Структура психического состояния состоит из трех уровней. Самый нижний, физиологический уровень, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биологические изменения, сдвиги физиологических функций.

Психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики.

Среди психических явлений (психологический уровень) психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Психические состояния существенно определяют характер деятельности человека. Изучение проблемы психических состояний позволяет глубже понять вопросы нормы и патологии психической деятельности.

Психическое состояние носит динамический, процессуальный характер и может переходить из одного качества в другое.

Психические состояния так или иначе характеризует психику человека, определяет своеобразие разных психических процессов.

Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться.

Изменение психического состояния под влиянием тех или иных условий деятельности сказывается на структуре психического отражения, на структуре образа, регулирующего конкретные действия в конкретной ситуации.

При изменении психического состояния происходит деформация психического отражения. Основным моментом этой деформации является то, что в фокусе сознания человека как бы застревает один компонент ситуации, мешающий ее осознанию в целом, затрудняющий адекватное отражение обстановки деятельности и принятие правильного решения. Формируется искаженный образ-цель, вытесняющий адекватный образ.

Таким образом наиболее объективная диагностика психического состояния человека может быть получена при включении его в конкретную деятельность с возможностью инструментальной оценки особенностей формирования и распада психического образа как регулятора деятельности.

Психические образы, их структура (и это хорошо известный факт) недоступны для непосредственного наблюдения и изучения. Для изучения структуры образов статических объектов, традиционно исследуемых в психологии, используется методика воспроизведения их в рисунках - после предъявления рисунка человека просят нарисовать то, что он видел по памяти. По этим рисункам в дальнейшем в основном и судят о структуре образов статических объектов. Однако для экспериментального исследования динамических образов такой подход оказывается малоэффективным, а часто и практически непригодным. Наиболее удобной моделью деятельности на основе образа динамического объекта нам представляются процессы слежения по представлению (о слежении по представлению можно говорить в тех случаях, когда в процессе слежения по тем или иным причинам информация от цели перестает поступать к человеку и он начинает руководствоваться в своих действиях исключительно образом движущейся цели, который сформировался в его сознании ранее). Это обеспечивает возможность не только качественного, но и точного количественного анализа полученных экспериментальных данных. Возможности количественного и качественного анализа структуры управляющих действий расширяются и обогащаются при параллельной синхронной регистрации движения (перемещения) органа управления. Синхронная регистрация данных "моторного входа" позволяет исследовать микроструктуру управляющих движений, измерить скорость, длительность, амплитуду парциальных движений, количество и длительность пауз, характер реагирования, длительность и характер переходных процессов и т.д.

В конкретной методике все вышесказанное получило воплощение в следующем виде. О характере и структуре динамических психических образов, особенностях их формирования, функционирования и распада мы судим опосредствованно, на основе количественного и качественного анализа экспериментальных данных, характеризующих динамику моторных компонентов управляющих действий на протяжении всего эксперимента. Работа подразделяется на два периода: 1) в течение первого человек осуществляет слежение, видя и эталонный сигнал (непрерывный либо дискретный), и сигнал соответствующий перемещению органа управления; 2) по истечении первого периода оба сигнала исчезают и человек, не прерывая слежения, должен продолжать осуществлять его, опираясь лишь на образ динамической ситуации, имевшей место в течении первого периода, т.е. на сформированный ранее динамический образ. Динамика исполнительской деятельности выводится после окончания эксперимента на экран в виде графиков (рис.1 и 2).

 
Рис. 1   Рис. 2

На основании данных о структуре и динамике формирования и функционирования психического динамического образа могут быть количественно определены следующие структурные компоненты психического состояния человека:

  1. Адаптационные психические способности - способность человека прогнозировать изменение внешних событий и осуществлять адекватные реакции.
  2. Самоорганизация поведения - способность человека осуществлять непрерывный поиск эффективной деятельности.
  3. Психическая напряженность - характеристика текущего состояния человека, обусловленного внешними факторами и типологическими особенностями личности.
  4. Оперативная динамическая память - способность человека в течение определенного времени адекватно отражать пространственно-временные координаты динамического процесса после исчезновения информации о нем.

Помимо этих показателей описываемая методика позволяет фиксировать характер церебрального первосигнального стресса, время самонастройки на входную информацию, характер оценки внешних событий, а также утомляемость. Примерный вид выдаваемых на печать характеристик представлен на рис.3, а внешний вид интерфейса программы на рис.4.

 
Рис. 3   Рис. 4

В заключение хотелось бы отметить, что методика "Психомоторография", на наш взгляд, имеет ряд несомненных достоинств: высокую достоверность результатов, оперативность, низкую утомляемость участников эксперимента, простоту обслуживания установки, - и поэтому может быть использована для решения широкого круга задач: как для диагностики психического состояния, так и для диагностики психических и моторных функций человека с целью определения профессиональной пригодности к ряду специальностей. В настоящее время методика уже используется для диагностики психического состояния управленческого персонала ряда государственных учреждений республики, а также применяется для экспресс-оценки состояния игроков ряда отечественных футбольных клубов. Хочется верить, что в будущем этот перечень может быть продолжен.

Виктор МОРОЗОВ,
victorizm@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

33 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!