Звуки как компоненты системы
Один из выдающихся музыкальных деятелей России - пианист Николай Петров - на вопрос "Что такое музыка?" ответил, не задумываясь: "Музыка - это способ отражения состояния души человека с помощью звуков". Подобное определение характерно вообще для любого искусства, а музыка - это прежде всего искусство. Такая область деятельности требует прирожденного таланта и вдохновения, поэтому поначалу кажется, что разум и формальная логика просто не в состоянии проникнуть в тайны духовных творений. Тем не менее, законы музыкальной гармонии и строение музыкальных произведений исследованы уже достаточно глубоко, и процесс познания предметов и явлений в этой области в принципе не отличается от процесса познания в других областях деятельности.
Для музыкальной науки также присущи огромное количество фактического материала и впечатляющий объем знаний, полученных в результате длительных исследований. Поскольку музыка представляет собой особый тип информации, обработка звуков с помощью компьютерных технологий по своему размаху не уступает другим разновидностям обработки информации (тексты, графика, видео). Бурное развитие компьютерной индустрии сделало музыкальную культуру, как и культуру общества в целом, настолько разжиженной и разбавленной, что голоса великих творений просто тонут в неистовых воплях новоявленных "гремлинов", окрашенных суперсовременными "сэмплами".
Неуправляемый процесс засорения информационных ресурсов общества, состояние которых можно, без всякого преувеличения, оценить как близкое к катастрофическому (см. "КВ" №20), особенно наглядно проявляется в рекламной продукции. Поскольку главная проблема КТ (см. "КВ" №19) остается не решенной, количество программистов растет столь стремительно, что обеспечить, наряду с их компьютерной квалификацией, также и достаточно высокий уровень их музыкальной культуры, становится просто нереально. Поэтому вовсе не удивительно то, что многие рекламные ролики вызывают такое "состояние души", например, у телезрителя, что тот во время рекламной паузы вскакивает как ужаленный и хватается за ручку громкости, чтобы избавить свой слух от подобного "творчества". Производителям рекламы, видимо, невдомек, что в их продукции как раз фрагменты из знаменитых музыкальных произведений являются фиговыми листами, прикрывающими дефицит духовной культуры. Ведь не для этого же они создавались!
В данной ситуации такая "мелочь", как соответствие основы музыки - музыкального ряда - законам систем (см. "КВ" №27), естественно, остается не замеченной. Тем не менее, это именно так, и система выглядит следующим образом:
Звуковой ряд выстраивается по законам музыкальной гармонии в пределах одной октавы, которая подразделяется на шесть тонов. Эти тона обеспечивают гармоничное звучание в различных сочетаниях, причем даже консонирующие сочетания некоторых пар звуков приобретают эффектное звучание в аккордах. Интервал в одну октаву сливается в один более сочный тон. Полюсы системы с условными названиями "нижний" и "верхний" образуются из двух половин тонального ряда, а компонентами системы являются сами тона: C - До, D - Ре, E - Ми, F# - Фа-диез (Соль-бемоль), G# - Соль-диез (Ля-бемоль), A# - Ля-диез (Си-бемоль). Значения компонентов системы могут изменяться в интервале 1/2 тона, обеспечивая в итоге целостный ряд из 12 звуков в каждой октаве. Полный звуковой ряд музыкального инструмента может состоять из нескольких октав, в каждой из которых частота звука удваивается, по сравнению с частотой аналогичных звуков предыдущей октавы.
В связи с этим возникает вопрос: не могут ли все эти 12 звуков являться компонентами системы, и тогда основной закон систем не будет выполняться? Однако в этом случае изменение компонентов системы станет невозможным, а сочетание звуков с интервалом 1/2 тона никак не отнесешь к гармоничному, поэтому в музыкальных произведениях такое сочетание допускается лишь при пересечении различных голосов, а не как самостоятельное. Другой вопрос: а как же быть с семью звуками всем известной гаммы до-мажор? Вот уж действительно символичная аналогия (см. "КВ" №28) с цветами радуги! Но ответ - тоже аналогичный: гамма до-мажор - только один из гармонических рядов, и его элементы, очевидно, не могут быть компонентами системы.
"Ну и что же тут такого уж особенного в этой системе?" - может сказать читатель. Действительно, что может быть скучнее и примитивнее обычного и давно уже известного ряда звуков? Даже то, что эта система легко и непринужденно объясняет строение давно известной клавиатуры музыкальных инструментов (чередование трех белых и трех черных клавиш), появившейся как результат векового опыта наших предков, вряд ли произведет особое впечатление. Более интересным может стать тот факт, что трезвучия, определяющие мажорные и минорные тональности, не могут образоваться на одном полюсе системы, т.е. являются ее функциональными элементами.
Однако есть и еще один интересный вопрос: почему компоненты системы звукового ряда начинаются с ноты До? Разумеется, что начало системного звукового ряда - это лишь вопрос точки отсчета, т.е. он в принципе может начинаться с любого звука. Например, он может выглядеть так: G, A, H (Си), C#, D#, F. Но тогда становится очевидным, что точка отсчета не должна влиять на гармонию звуков, т.е. ряд должен возрастать в равномерной геометрической прогрессии!!! Вот здесь-то мы и сталкиваемся с феноменом, обозначившим в истории музыки поистине грандиозное событие!
В условиях, когда КТ переживают еще младенческий возраст, было бы совершенно нелепо предъявлять слишком высокие требования к музыкальным способностям программистов, однако для наиболее любознательных из них мы предложим вопрос, который, несмотря на его необычную формулировку, все же является азбучным для людей с музыкальным образованием: с какого произведения (и кто его автор), начинается эпоха полноценной музыки, в то время как всю музыку, написанную до этого произведения, можно отнести к ортодоксальной (неполноценной), старинной музыке? В те времена, когда еще не было приборов для измерения частоты звука, решение такой проблемы могло быть доступно только истинному гению!
Юрий КРАСКОВ,
[email protected]
Все права на публикацию принадлежат автору
Горячие темы