Как создаются системы
Если исходить из того, что основной закон систем, допускающий число не избыточных компонентов на каждом из полюсов системы не более трех, (см. "КВ" №27), относится к категории естественных законов, то он должен проявлять себя в любой системе. Тогда, например, число измерений пространства, воспринимающееся до сих пор как один из непреложных фактов, является лишь следствием(!) основного закона систем. Если это так, то с точки зрения науки системы можно рассматривать как основополагающий и универсальный способ познания объектов окружающего мира! Это означает, что все уже известные естественные законы в конечном счете могут быть сведены к законам систем, или, другими словами, с точки зрения познания единство окружающего мира, которое для ученых уже давно стало критерием истины, сводится к простой, но совершенно потрясающей предпосылке: в мире нет ничего иного, кроме систем!!!
Такой вывод сам по себе, конечно, еще не может пошатнуть сомнения скептиков, однако он вполне согласуется с целью создания универсального программируемого источника информации (см. "КВ" №23). Для того, чтобы получить дополнительные факты существования основного закона систем, рассмотрим вначале более подробно конкретную систему, образующую один из краеугольных камней компьютерных технологий. Речь идет о системе синтеза цвета, которая выглядит следующим образом:
Эта система уже изучена вдоль и поперек, и ее компонентами являются базовые цвета: К - красный, С - синий, З - зеленый, П - пурпурный, Ж - желтый, Г - голубой. Как мы имеем возможность убедиться, основной закон систем в равной степени оказывается применим как для системы движения твердого тела, (см. "КВ" №26), так и для системы синтеза цвета. Полюсы системы образуют два различных способа синтеза цвета: аддитивный - сложение (addition) цветовых пучков, отражаемых белой поверхностью, и субтрактивный - вычитание (subtraction) цветов путем наложения прозрачных цветных фильтров на пути белого пучка света. Взаимодействие полюсов осуществляется следующим образом: К+С=П; К+З=Ж; С+З=Г; П+Ж=К; П+Г=С; Ж+Г=З. Оттенки серого цвета (С) получаются при одинаковой плотности базовых цветов, т.е. С=К+С+З=П+Ж+Г. Белый цвет (Б) получается как сумма аддитивных базовых цветов одинаковой и максимальной плотности, т.е. Б=К+С+З. Аналогично черный цвет Ч=П+Ж+Г. Таким образом, цвет любого оттенка формально всегда сводится к одному из шести базовых цветов или серому (черно-белому). В чистом виде такая система реализована в Adobe PhotoShop для цветового стандарта RGB (Red - Green - Blue). Очевидно, что соответствие стандарта RGB основному закону систем создает вполне отчетливую перспективу для других стандартов (например, Lab) перейти в категорию музейных ценностей.
"А как же быть с теми семью цветами, которые получаются в результате преломления белого пучка света призмой?" - может спросить читатель. В этом случае представляется очевидным, что цвета непрерывного спектра являются не компонентами, а только элементами данной системы, к тому же они не имеют абсолютно четких границ и определяются субъективно. Например, если не разделять оттенки на красный и оранжевый, то получатся как раз базовые цвета, (фиолетовый - это другое название пурпурного цвета), а если уж выделять оттенки, то можно добавить и оттенки зеленого (салатный и бирюзовый), а также пурпурного (фиолетовый и розовый).
Более существенным является другой вопрос: ведь давно известно, (например, фотографам), что для синтеза любого цвета достаточно только трех базовых цветов, тогда система должна иметь только три компонента? Однако, основной закон систем и в этом случае диктует свои условия. Чтобы в этом убедиться, достаточно вызвать систему синтеза цвета, например, в MS Windows 98 (Рабочий стол, правая кнопка "мыши" - Свойства - Оформление - Окно - Цвет - Другой). Эта система выглядит уже так:
Здесь вместо субтрактивного полюса присутствует другой, который мы условно назовем "спектральный". Компонентами этого полюса являются: Я - яркость, Н - насыщенность, (название "контраст" в данном случае не подходит, т.к. синтезируется только один цвет), О - оттенок. Вряд ли разработчики Windows руководствовались основным законом систем (науке он пока неизвестен), тем не менее, опытным путем им удалось не только создать превосходную с точки зрения удобства пользователя подсистему синтеза цвета, но и определить системные компоненты, позволяющие очень существенно улучшить качество инструментария для обработки растровых изображений, поскольку дополнительные компоненты очевидно имеют двойное действие. Казалось бы, достижение хороших результатов вполне возможно и без знания основного закона систем. Однако, не говоря уже о том, какой ценой достигаются такие результаты, в рамках традиционных методов разработки КТ, им пока не придается того значения, которого они явно заслуживают.
Например, в том же Adobe PhotoShop уже просто напрашивается объединить в одну систему (т.е. в один интерфейс), по меньшей мере, три различных инструментария: "Цветовой баланс", "Яркость" и "Насыщенность". А если ввести еще регулируемый параметр диапазона оттенка, (ограниченный участок спектра), то в этой же системе можно разместить также "Уровни", "Кривые" и "Выборочный цвет", т.е. меньшим числом регулировок быстрее достигать значительно лучшего результата, чем имеющимся явно избыточным и в то же время функционально недостаточным(!) числом регулировок.
Может, читатель думает, что разработчики как раз этим сейчас и озабочены? Как бы не так! Ведь под системой сейчас понимается сваливание в одну кучу как можно большего количества самых различных инструментариев под общей вывеской наподобие Microsoft Office (см. "КВ" №22). Больше возможностей - это, ясное дело, больше интерфейсов, кнопок, регулировок, фильтров, конвертеров и т.д. Разработчики КТ готовы воистину облагодетельствовать пользователя, предлагая ему такой список продуктов, который он не в состоянии даже прочесть. Как-то даже не верится, но, похоже, они и впрямь полагают, что пользователь придет в неописуемый восторг, если у него, вместе с PhotoShop, появится еще парочка тысяч plugin`ов!
Юрий КРАСКОВ,
c_city2000@mail.ru
Все права на публикацию статей (№17-28) принадлежат автору
Горячие темы