GeForce2 за $120 - уже реально!

Итак, компания NVIDIA объявила о выходе нового чипа из линейки GeForce2 - GeForce2 MX, кодовое название NV11. Видеокарты на его базе имеют удивительную цену. Только что объявленные Hercules 3D Prophet II MX и Else Gladiac MX будут стоить около $150, видеокарты ASUS V7100 будут подороже. И это в самом начале! Естественно, через месяц-другой цены упадут, и новые GeForce2 будут стоить меньше, чем сейчас стоят хорошие карты на RivaTNT2 Ultra. GeForce Vanta? Не совсем.

Чипы NVIDIA изначально предназначались для построения высокопроизводительных и дорогих видеокарт, купить которые мог себе позволить только настоящий фанат 3D-игр. Крупные системные интеграторы и производители брэндов предпочитали устанавливать в офисные рабочие станции более дешевые и не ориентированные на 3D-игры продукты от ATI и Matrox. Небогатые геймеры могли позволить себе в лучшем случае RivaTNT2 M64. Поэтому разработчикам игр не очень-то хотелось связываться с аппаратным преобразованием координат и освещением (T&L), фичей GeForce - спрос на такие игры может сдерживаться малым распространением соответствующего "железа". И вот появляется GeForce2 MX.

Новый чип является "младшим братом" значительно более дорогого GeForce2 GTS и имеет те же "фичи". Конечно, есть и отличия, обуславливающие низкую цену. Вот что было урезано:

1) GeForce2 GTS и первый GeForce имеют четыре конвейера рендеринга и могут обрабатывать четыре пиксела за такт. MX имеет только два конвейера, правда, обрабатывающих по две текстуры, как и у GeForce2 GTS. Тем самым fillrate (скорость заполнения текстурами прямоугольников), основной показатель производительности, для разных GeForce'ов будет таким:

  • GeForce256 - 480 млн. пикселов при наложении одной текстуры, 240 пикселов - две текстуры;
  • GeForce2 MX - 350 млн. пикселов - одна текстура, 350 - две текстуры;
  • GeForce2 GTS - 800 млн. пикселов - одна текстура, 800 - две текстуры.

В общем-то, при использовании двух текстур показатель немного выше, чем у GeForce256, а игр без мультитекстурирования все меньше и меньше, поэтому можно смело ставить GF2MX между GF2GTS и GF256, ближе к последнему.

2) Шина данных, по которой чип "общается" с локальной видеопамятью, не урезана - те же 128 бит - только для памяти SDRAM. При использовании вдвое более быстродействующей DDR шина памяти - 64 бита, и мы получаем GeForce2 M64. Маловероятно, что DDR будет применяться на дешевых видеокартах.

3) Частота чипа и памяти будет меньше, чем у GeForce2 GTS - 175 МГц для чипа и 166 МГц для памяти. Чип работает быстрее, чем GeForce256 на 120-ти МГц, и медленнее, чем GeForce2 GTS на 200 МГц. Память работает так же, как у GeForce256.

4) Скорость работы блока T&L - 20 млн. треугольников в секунду, при 15 млн. у GF256 и 25 млн. у GF2GTS.

Кое-что урезано, но кое-что и добавлено. Первое - технология TwinView, позволяющая использовать сразу два устройства вывода - два монитора, монитор с телевизором, два цифровых LCD-монитора или любую их комбинацию. Не бесплатно, конечно, дополнительный RAMDAC увеличивает стоимость видеокарты на $50. Зато это находка для тех, кому нужны два монитора. Matrox G540 с ее DualHead отдыхает. И второе - Digital Vibrance Control. Что это такое, пока не очень понятно, но что-то связанное с улучшением качества изображения и цветовой коррекцией, причем реализуется DVC не аппаратно.

Кроме того, GeForce2 MX выполнен по технологии 0.18 микрон и потребляет всего 4 Ватта (9 Ватт у GF2GTS и 16 Ватт у GF256). Это означает меньше проблем с блоками питания и охлаждением - чаще всего чип будет закрыт только радиатором. А мы сможем привинтить вентилятор и немного разогнать видеокарту.

В итоге мы имеем аналог RivaTNT2 M64, но уже для GeForce2. Хотя шина памяти и не урезана, как было у M64, GeForce2 MX не может нормально использовать память DDR, к тому же он работает с памятью на той же частоте, что и его предшественник GeForce256. Тем самым при больших разрешениях (выше 1024х768) и при использовании 32-битного цвета производительность видеокарты на GF2MX будет ограничена именно памятью и будет совпадать с производительностью старых (но более дорогих) видеокарт на GeForce256 с памятью SDRAM/SGRAM. В случае низких разрешений и при использовании аппаратного T&L GeForce2 MX будет приближаться к GF2GTS. По результатам проведенных тестов (данные с различных сайтов, мне NVIDIA пока новые платы не присылает:) все именно так и обстоит. 16-битный цвет - отрыв от GeForce256, 32-битный цвет - сравниваются, кое-где GF2MX даже отстает.

Итак, основная цель выпуска нового чипа - увеличить долю NVIDIA на рынке видеокарт с 20% до 60% - наверняка будет достигнута, а аппаратный T&L станет общепринятым стандартом, как и аппаратное текстурирование. Немалую роль в этом сыграет такая штука, как "unified architecture", - GeForce2 MX использует те же драйверы, что и все семейство RivaTNT/GeForce, т.е. отлаженные и отшлифованные.

Макс КУРМАЗ,
max_kurmaz@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

27 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!