Сегодня мы беседуем с президентом и руководителем проектов известной белорусской фирмы "Люкс-Софт" Антоном Кирковским. Повод для беседы достаточно приятный - 1-го июня у "ЛюксСофта" День рожденья.
С.Д. (Сергей Дмитриев): Первый вопрос традиционный - когда и как родилось ваше предприятие?
А.К.: Официально компания зарегистрирована 1 июня 1997 года. Реальный же опыт работы составляет 11 лет. И началась эта история в теперь уже далеком 1989 году, когда в БПО БТИ мы разрабатывали серьезную систему по автоматизации учета для тульской базы металлкооптторга бывшего Госснаба СССР. Именно тогда пришло понимание необходимости специальных инструментальных средств, которые позволяли бы решать масштабируемые задачи. Те мысли и легли в основу "Кванта", на основе которого, в свою очередь, построен весь наш программный комплекс "Ветразь".
Сама "Ветразь" была создана чуть позже, в 90-94 годах, уже в нашем первом коммерческом предприятии "Инсист" (Информационные системы). Надо сказать, что нас сразу заметили и предложили войти в состав известной в то время большой коммерческой фирмы, рекламные часы которой вращались на всех площадях г. Минска. Это позволило нам решить ряд организационных вопросов, и, самое главное, появилась хорошая возможность совершенствовать свой программный продукт в условиях большого и сложноорганизованного предприятия.
Ближе к 1997-му году ситуация на рынке существенно изменилась, да и мы уже почувствовали уверенность в своих силах - и творческих, и коммерческих. Поэтому и было принято решение дальше действовать самостоятельно.
С.Д.: Чем занимается "ЛюксСофт" сегодня?
А.К.: Здесь можно выделить 2 направления. Первое - это инструментальные средства проектирования информационных систем в среде FoxPro и второе, логично вытекающее из первого, - разработка собственно приложений, информационных систем для автоматизации учета. В последние годы к сказанному добавился и достаточно большой опыт по автоматизации учета в торговых залах магазинов с использованием интеллектуальных кассовых аппаратов.
Отсюда, мы достаточно широко кооперируемся с рядом наших партнеров - "ЛюксСофт плюс", "Инфотех", "Астрон", "СофтКлуб", "Профисерв", БГУИР.
С.Д.: Сразу замечу, что БГУИР здесь как-то выпадает из общего ряда ваших коммерческих партнеров.
А.К.: Внешне - да, но в действительности вместе с преподавателями и студентами этого ВУЗа мы решаем вопросы, связанные с разработкой моделей решения сложных алгоритмических задач. Кроме того, в ряде проектов принимают достаточно активное участие и учащиеся лицея БГУ. Это трехкратные победители республиканских олимпиад по математике и информатике. Для нас это достаточно важный аспект деятельности компании на рынке в плане привлечения и поддержки талантливой молодежи.
Возвращаясь же к политике в области концепции автоматизации, необходимо отметить, что она предполагает открытость решений для доработки специалистами заказчика. Такой подход вполне оправдывает себя. Об этом можно судить уже хотя бы по тем организациям, которые воспользовались нашими услугами. Это такие известные предприятия, как "Престон-маркет", сети магазинов "Палас", "Евролюкс", "Милавица", "Duty free", СТО "Шкода", ОАО "Сукно", таксомоторное предприятие "Легавтотранс" и др.
С.Д.: Здесь уже упоминалось название фирмы "ЛюксСофт плюс". В связи с этим поясните, как получилось, что в одном городе есть два предприятия с похожими названиями, которые, к тому же, предлагают на рынке один и тот же программный продукт "Ветразь"?
А.К.: Этот вопрос задают нам постоянно. А история такова. Во время работы в той известной белорусской фирме, о которой говорилось выше, внутри нашего отдела автоматизации сформировались целых три достаточно самостоятельных направления. Это, собственно, компьютерное оборудование, или, на жаргоне специалистов, "железо", затем финансовый учет и материальный.
В результате, когда мы вышли на вольные хлеба, образовались три отдельных фирмы по каждому из этих направлений. Но поскольку вопросы автоматизации финансового и материального учета гораздо теснее связаны между собой, чем железо и софт, то было принято решение о параллельной работе над единым программным продуктом. И получилась действительно уникальная ситуация. С одной стороны, это организационное разделение помогло нам сосредоточиться на разработке специализированных задач, где наши коллеги из "Люкс-Софт плюс" занимаются вопросами финансового учета, а мы, т.е. просто "ЛюксСофт", - вопросами учета материальных ценностей. И с другой стороны, тесное взаимодействие между нашими предприятиями помогает сохранить концептуальную целостность продукта и предлагать его на рынке под общей торговой маркой "Ветразь".
Кстати, еще один интересный момент. Мы, наверное, одни из немногих белорусских разработчиков программного обеспечения, которые в свое время официально зарегистрировали торговую марку нашего совместного продукта.
С.Д.: Ну что ж, теперь самое время спросить о будущем.
А.К.: Прежде всего, в ближайшее время мы планируем завершить работу по переходу на Windows.
Еще одним важным направлением работы считаем достаточно новую для нашего рынка задачу, а именно - маркировку продукции. Сегодня очень многие предприятия, причем не только крупные, испытывают острую необходимость в наличии собственной автоматизированной системы нанесения штрих-кодов на свою продукцию. Решение же этой задачи достаточно специфично, как минимум, по двум параметрам. Прежде всего, есть существенные различия в требованиях и в технологии маркировки разных видов товаров, например, ковров и фасованной продукции. Второе, не менее существенное обстоятельство, состоит в том, что технология нанесения штрих-кодов должна быть тесно связана с технологиями работы других видов оборудования. Например, в розничной торговле это и POS-терминалы, и системные весы, складские терминалы и многое другое.
С.Д.: Тогда назревает следующий вопрос: а чем, собственно, отличается "Ветразь" в концептуальном плане от других программных продуктов, присутствующих на белорусском и, может быть, на российском рынках?
А.К.: Мы позиционируем наши продукты не как коробочные, а как тиражируемые решения. Они занимают нишу между универсальными конструкторами типа 1С и жесткими готовыми решениями. Другими словами, эту концепцию можно сформулировать следующим образом: в программе уже есть ряд готовых, наиболее типовых, т.е. часто используемых решений, но они открыты для того, чтобы выполнять доработки, необходимые в работе конкретного пользователя.
С.Д.: Знаете, после этих слов у меня возникла такая вот образная ассоциация: получается, что "Ветразь" - это что-то вроде конструкторского набора. Здесь есть определенные заготовки и набор инструментов. Небольшая фирма может отправиться в плавание и на лодке с парусом. А те, которые побольше, могут сделать себе яхту, а то и каравеллу.
Спасибо за интервью и позвольте пожелать вам попутного ветра!
Беседу вел Сергей
ДМИТРИЕВ,
[email protected]
Горячие темы