Компания Diamond Multimedia давно известна качественными и дорогими видеокартами, и прежде всего серии "Гадюка" (Viper) на чипах NVidia. Однако после того, как Diamond потерял самостоятельность и попал в состав компании S3, имеющей (до недавнего времени, правда) свое подразделение по разработке графических чипов, с NVidia пришлось распрощаться. Viper II использует графический чип Savage 2000 - новое поколение чипов от S3. Остановимся на нем подробнее.
Предыдущие поколения "дикарей" (Savage) врывались на рынок видеоакселераторов с большим шумом, обещая чуть ли не революционную производительность за смешные деньги. Цена действительно была смешная, а вот все остальное оказывалось полным провалом, в основном, из-за драйверов. И даже такая действительно революционная технология от S3, как обработка сжатых текстур (S3TC, Texture Compression), так до сих пор и не получила возможности проявить себя в реальных играх (дополнительные уровни к Unreal, Unreal Tournament и Quake3 не считаются). Вот теперь еще и Savage2000. Формально это первый в мире графический процессор (GPU), позволяющий аппаратно производить преобразование координат вершин полигонов и рассчитывать освещение (Transform and Lightning, T&L). Формально, потому что Savage2000 был официально объявлен на день раньше GeForce256, а видеокарта на его базе появилась только к декабрю 1999-го, да еще и с неработающим модулем S3T&L. Разберемся с преимуществами этого чипа перед конкурентами (прежде всего GeForce256):
- Два текстурирующих конвейера с двумя блоками текстурирования против четырех конвейеров с одним - у GeForce; каждый блок накладывает за такт по две текстуры на пиксел, плюс Savage2000 может накладывать четыре на пиксел при работе одного конвейера (квадротекстурирование). При частоте чипа в 125 МГц (против 120 у GeForce) скорость текстурирования будет 125x4=500 миллионов текселов. Но пока нет игр с такими требованиями, нужны максимум три текстуры.
- Технология 0.18 микрон (по некоторым данным, 0.22+0.18).
- Обработка видео, включая компенсацию движения и масштабирование.
- Аппаратная поддержка обработки сжатых текстур - разгрузка шины локальной памяти и AGP.
- И самое главное - цена на 30% ниже, чем у GeForce256.
В общем, обещается "GeForce Killer". А как оно на практике?
А так, как и всегда у S3. Первые драйверы оказались ужасно "глючными", к тому же блок аппаратного освещения и преобразования в них был отключен. Последние доступные бета-драйверы от Diamond вроде бы решили эту проблему, а видеокарты, наконец-то, добрались и до нас. Посмотрим, на что похожа новая "Гадюка".
Дизайн платы сильно напоминает Stealth III S540 на Savage4, добавился видеовыход (в стандартной комплектации) и другие модули памяти (Viper II имеет 32 Мб 6нс SDRAM). Частота чипа - 125, памяти - 155 МГц (ниже заявленных вначале). Радиатор, по странной традиции Diamond, не имеет вентилятора. Карта по умолчанию работает в режиме AGP 2x, а AGP 4x переключается перемычками.
Драйверы видеокарты (в том числе и 9.50.05 бета) имеют интересную особенность. Дело в том, что все опции 3D-графики настраиваются для каждой конкретной программы отдельно. После первого запуска каждая программа должна быть распознана и записана в специальный список, где уже можно для нее поставить те или иные опции. Идея хорошая, а реализация подкачала. Мало того, что в список попадают только игры под Direct3D, так апплет периодически еще и подвисает (наверное, из-за бенчмарка, который он зачем-то все время проводит). Включить блок T&L для проверки в режиме OpenGL не представляется возможным. В общем, "бета", да еще какая.
Испытания показали вот что. Визуальные глюки Savage4 перекочевали и сюда (я имею в виду глюки с надписями и верхней строкой на экране в режиме Direct3D). Но это так, мелочь, по сравнению с замеченными проблемами работы некоторых игр (например, Nox, Unreal Tournament). Теперь обратите внимание на результаты бенчмарков (тестовая конфигурация - Celeron-488, 128Mb RAM, Gigabyte BX2000, Quantum lct10).
Сравнение чипа S3 Savage2000 с продуктами NVidia | |||||
Diamond Viper II Z200 (Savage 2000) |
ASUS V6600 (GeForce256 SDRAM) |
Gigabyte GA-660+ (RivaTNT2 Pro oclk) |
Разница между Savage2k и GeForce |
Разница между Savage2k и RivaTNT2 |
|
Final Reality (Direct3D) | |||||
2D | 4.3 | 4.32 | 4.3 | 0% | 0% |
3D | 3.84 | 4.68 | 4.6 | -22% | -20% |
Bus | 1.9 | 4.65 | 3.7 | -145% | -95% |
FillRate | 22.8 | 180 | 154.8 | -689% | -579% |
Robots | 50 | 51.6 | 53 | -3% | -6% |
City | 63.3 | 62.2 | 61.7 | 2% | 3% |
Quake 2 (800x600x16) (OpenGL) | |||||
demo1 | 91.5 | 113.5 | 82.4 | -24% | 10% |
massive1 | 70 | 88.3 | 67.1 | -26% | 4% |
crusher | 47.1 | 49.5 | 45.2 | -5% | 4% |
Quake 3 Arena 1.17 (OpenGL) | |||||
fast | не работает | 60 | 48.3 | ||
normal | 52.3 | 47.9 | 8% | ||
high quality 16bit |
51.4 | 58.7 | 47.2 | -14% | 8% |
high quality 32bit |
50.1 | 55 | 44.5 | -10% | 11% |
1024x768 16bit |
45.6 | 45.1 | 1% | ||
1024x768 32bit |
41.9 | 35 | 16% | ||
Unreal Tournament (Direct3D / S3 MeTaL) | |||||
UTBench 800x600 |
20,1 / 28,3 | 25.3 |
Savage2000 не может догнать GeForce256. В OpenGL производительность и качество изображения на должном уровне, потери при работе с 32-битным цветом незначительны. Но вот в Direct3D все из рук вон плохо, причем проигрыш даже "второй риве" заметил не только я - все обозреватели сайтов по "железу". Такое ощущение, что S3 торопилась оптимизировать драйверы под Quake3, забыв о Direct3D. Что касается T&L, так он (с чужих слов) вдвое слабее аналогичного модуля у GeForce. Преимущества "родного" интерфейса S3MeTaL в Unreal и UT позволяют назвать Savage лучшим решением для этих игр - прирост FPS на 40%, хотя комбинация UT v.413+драйверы 9.50.05+patch S3MTL 2004 работает с глюками. В общем, драйверы еще совсем сырые.
Выводы таковы. Viper II Z200 - перспективная видеокарта. Есть блок T&L, есть хорошая производительность в OpenGL, особенно в 32-битном цвете, есть S3TC. Но нет нормальных драйверов, и трудно сказать, когда они будут, т.к. графическое подразделение S3 перешло в собственность VIA. В общем, карта для тех, кто может подождать выхода нормальных драйверов, а пока мириться с глюками в некоторых играх. Цена на Viper II не превышает цены на TNT2 Ultra, а потенциал в ней заложен намного больший.
Макс КУРМАЗ,
max_kurmaz@mail.ru
Видеокарта Diamond Viper II Z200 предоставлена фирмой "Ронгбук"
Горячие темы