Diamond Viper II Z200 - GeForce Killer?

Компания Diamond Multimedia давно известна качественными и дорогими видеокартами, и прежде всего серии "Гадюка" (Viper) на чипах NVidia. Однако после того, как Diamond потерял самостоятельность и попал в состав компании S3, имеющей (до недавнего времени, правда) свое подразделение по разработке графических чипов, с NVidia пришлось распрощаться. Viper II использует графический чип Savage 2000 - новое поколение чипов от S3. Остановимся на нем подробнее.

Предыдущие поколения "дикарей" (Savage) врывались на рынок видеоакселераторов с большим шумом, обещая чуть ли не революционную производительность за смешные деньги. Цена действительно была смешная, а вот все остальное оказывалось полным провалом, в основном, из-за драйверов. И даже такая действительно революционная технология от S3, как обработка сжатых текстур (S3TC, Texture Compression), так до сих пор и не получила возможности проявить себя в реальных играх (дополнительные уровни к Unreal, Unreal Tournament и Quake3 не считаются). Вот теперь еще и Savage2000. Формально это первый в мире графический процессор (GPU), позволяющий аппаратно производить преобразование координат вершин полигонов и рассчитывать освещение (Transform and Lightning, T&L). Формально, потому что Savage2000 был официально объявлен на день раньше GeForce256, а видеокарта на его базе появилась только к декабрю 1999-го, да еще и с неработающим модулем S3T&L. Разберемся с преимуществами этого чипа перед конкурентами (прежде всего GeForce256):

  1. Два текстурирующих конвейера с двумя блоками текстурирования против четырех конвейеров с одним - у GeForce; каждый блок накладывает за такт по две текстуры на пиксел, плюс Savage2000 может накладывать четыре на пиксел при работе одного конвейера (квадротекстурирование). При частоте чипа в 125 МГц (против 120 у GeForce) скорость текстурирования будет 125x4=500 миллионов текселов. Но пока нет игр с такими требованиями, нужны максимум три текстуры.
  2. Технология 0.18 микрон (по некоторым данным, 0.22+0.18).
  3. Обработка видео, включая компенсацию движения и масштабирование.
  4. Аппаратная поддержка обработки сжатых текстур - разгрузка шины локальной памяти и AGP.
  5. И самое главное - цена на 30% ниже, чем у GeForce256.

В общем, обещается "GeForce Killer". А как оно на практике?

А так, как и всегда у S3. Первые драйверы оказались ужасно "глючными", к тому же блок аппаратного освещения и преобразования в них был отключен. Последние доступные бета-драйверы от Diamond вроде бы решили эту проблему, а видеокарты, наконец-то, добрались и до нас. Посмотрим, на что похожа новая "Гадюка".

Дизайн платы сильно напоминает Stealth III S540 на Savage4, добавился видеовыход (в стандартной комплектации) и другие модули памяти (Viper II имеет 32 Мб 6нс SDRAM). Частота чипа - 125, памяти - 155 МГц (ниже заявленных вначале). Радиатор, по странной традиции Diamond, не имеет вентилятора. Карта по умолчанию работает в режиме AGP 2x, а AGP 4x переключается перемычками.

Драйверы видеокарты (в том числе и 9.50.05 бета) имеют интересную особенность. Дело в том, что все опции 3D-графики настраиваются для каждой конкретной программы отдельно. После первого запуска каждая программа должна быть распознана и записана в специальный список, где уже можно для нее поставить те или иные опции. Идея хорошая, а реализация подкачала. Мало того, что в список попадают только игры под Direct3D, так апплет периодически еще и подвисает (наверное, из-за бенчмарка, который он зачем-то все время проводит). Включить блок T&L для проверки в режиме OpenGL не представляется возможным. В общем, "бета", да еще какая.

Испытания показали вот что. Визуальные глюки Savage4 перекочевали и сюда (я имею в виду глюки с надписями и верхней строкой на экране в режиме Direct3D). Но это так, мелочь, по сравнению с замеченными проблемами работы некоторых игр (например, Nox, Unreal Tournament). Теперь обратите внимание на результаты бенчмарков (тестовая конфигурация - Celeron-488, 128Mb RAM, Gigabyte BX2000, Quantum lct10).

Сравнение чипа S3 Savage2000 с продуктами NVidia
  Diamond
Viper II
Z200
(Savage
2000)
ASUS V6600
(GeForce256
SDRAM)
Gigabyte
GA-660+
(RivaTNT2
Pro oclk)
Разница
между
Savage2k
и GeForce
Разница
между
Savage2k и
RivaTNT2
Final Reality (Direct3D)
2D 4.3 4.32 4.3 0% 0%
3D 3.84 4.68 4.6 -22% -20%
Bus 1.9 4.65 3.7 -145% -95%
FillRate 22.8 180 154.8 -689% -579%
Robots 50 51.6 53 -3% -6%
City 63.3 62.2 61.7 2% 3%
Quake 2 (800x600x16) (OpenGL)
demo1 91.5 113.5 82.4 -24% 10%
massive1 70 88.3 67.1 -26% 4%
crusher 47.1 49.5 45.2 -5% 4%
Quake 3 Arena 1.17 (OpenGL)
fast не работает 60 48.3    
normal 52.3   47.9   8%
high quality
16bit
51.4 58.7 47.2 -14% 8%
high quality
32bit
50.1 55 44.5 -10% 11%
1024x768
16bit
45.6   45.1   1%
1024x768
32bit
41.9   35   16%
Unreal Tournament (Direct3D / S3 MeTaL)
UTBench
800x600
20,1 / 28,3   25.3    

Savage2000 не может догнать GeForce256. В OpenGL производительность и качество изображения на должном уровне, потери при работе с 32-битным цветом незначительны. Но вот в Direct3D все из рук вон плохо, причем проигрыш даже "второй риве" заметил не только я - все обозреватели сайтов по "железу". Такое ощущение, что S3 торопилась оптимизировать драйверы под Quake3, забыв о Direct3D. Что касается T&L, так он (с чужих слов) вдвое слабее аналогичного модуля у GeForce. Преимущества "родного" интерфейса S3MeTaL в Unreal и UT позволяют назвать Savage лучшим решением для этих игр - прирост FPS на 40%, хотя комбинация UT v.413+драйверы 9.50.05+patch S3MTL 2004 работает с глюками. В общем, драйверы еще совсем сырые.

Выводы таковы. Viper II Z200 - перспективная видеокарта. Есть блок T&L, есть хорошая производительность в OpenGL, особенно в 32-битном цвете, есть S3TC. Но нет нормальных драйверов, и трудно сказать, когда они будут, т.к. графическое подразделение S3 перешло в собственность VIA. В общем, карта для тех, кто может подождать выхода нормальных драйверов, а пока мириться с глюками в некоторых играх. Цена на Viper II не превышает цены на TNT2 Ultra, а потенциал в ней заложен намного больший.

Макс КУРМАЗ,
[email protected]

Видеокарта Diamond Viper II Z200 предоставлена фирмой "Ронгбук"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2000 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!