Для индустрии музыкального программного обеспечения период 1998-2000 стал переломным. Мало того, что компьютеры заменили практически все студийные устройства на программном уровне, так еще и "родили" ряд новых возможностей в обработке, анализе и синтезе звука.
Один за другим стали появляться культовые продукты, "живые" представители которых - SoundForge, ACID, CakeWalk, Logic Audio, Cubase.
Сейчас можно уже смело сказать о новом музыкальном мышлении - компьютерном, хотя даже десять лет назад сие казалось не очень правдоподобным. Если период 60-80-х можно назвать временем великих рок-музыкантов, то 90-е и далее... - временем великих компьютерщиков в музыкальной сфере. И это схоже с тем, как рококо сменил барокко. Нормальный ход времени. Только немного ускоренный:)
Задача этой статьи - анализ использования компьютерных технологий в производстве современной музыки. Этот материал является своевременным, так как многие и не подозревают, что практически все, что они сейчас (и раньше, на протяжении нескольких лет) слушают и любят, создано с помощью компьютеров.
Вторая задача - знакомство читателей с авторитетными фигурами в современном компьютерно-музыкальном мире. Думаю, вам интересно будет узнать, кто чем пользовался, какие технологии применял...
Danny Saber
Профессиональные занятия: продюсер, ремиксер, писатель, программист, гитарист, бас-гитарист, клавишник.
Родился: Long Island, NY
Провел детство: The Valley, LA
Место жительства: Hollywood
Место работы: Saber's room at Record Plant.
Работал вместе с Seal, Black Grape, U2, Rolling Stones, David Bowie, Public Enemy, Jesus Lizard, Garbage, Marilyn Manson, Megadeath, Madonna, Terrorvision, Monster Voodoo Machine
Я немного затрону биографию этого человека, так как она, во многом, не только интересна, но и симптоматична для современных музыкантов-креативщиков.
В юности Saber мечтал стать гитаристом у David Bowie. Он даже и начинал свою музыкальную карьеру как гитарист вместе с Issa Joone (вокал). Но с самого начала Danny Saber стремился руководить действиями музыкантов в студии. С этого и началась любовь к экспериментам, которая не проходит и по сегодняшний день.
Saber был писателем :). Это занятие очень помогло в приобретении им технических навыков и познаний в области современных звуковых аспектов.
Надо сказать, что Danny в своих музыкальных работах больше похож на аранжировщика, чем на ди-джея-ремиксера - во всех композициях присутствует огромное количество свежих идей, как в решении тембровой окраски инструментов, голоса, так и в самой музыке. Есть такой термин - full-on remix (полная переделка). Имя Danny Saber - одно из немногих, претендующих представлять данное музыкальное течение.
Начав работать с простыми студийными устройствами: драм-машина RX-7, синтезатор Juno 106 и TASCAM Portastudio, - Danny Saber постепенно пришел к использованию компьютерных технологий.
Благодаря работе над ремиксом сингла 'Little Wonder' (David Bowie) Danny Saber прославил себя как ремиксер: "Я получил основную мелодию и все вокальные партии, после чего переработал все так, как хотел это услышать. Я взял вокал, загрузил его в Logic Audio (я использую интерфейс Pro Tools вместе с Logic Audio для своего программирования) и создал новые треки вокруг него. Фактически я должен был сделать микс, но мне хотелось поместить в него все, что я хотел услышать от Bowie. Он сделал великолепный трек с джангл-ритмом и тяжелой гитарой, и этот трек мне нравился, но хотелось услышать нечто другое в стиле трип-хоп. Именно это было у меня в голове до того, как я сделал ремикс..."
Отличительная черта многих работ от Danny Saber, в том числе и "Little Wonder" - радио-голос. "Мы фильтровали трек вокала, использовали high-pass- и low-pass-фильтры... Частотный диапазон можно было сжать до крайне малого. Сам эффект - эквалайзерный, и есть много путей его достижения. Например, его можно получить и с помощью простого микшера, убрав низы и "выкрутив" середину".
Обработка остальных инструментов очень узнаваема. Drum Loops обработаны эффектом distortion, опущены на октаву вниз и пропущены через dbx 363X gate. От себя (К. М. ИХИХО) хочется добавить, что данная обработка сейчас является во многом стандартной. Главным образом, для стиля трип-хоп. Наиболее близкий современный программный модуль, позволяющий сделать эти превращения, - Tuareg 1.2 (Bram Bos 2000).
Alan Wilder
Родился: 1 июня 1951 года
Профессиональные занятия: мультиинструменталист, продюсер, микс-инженер, ремиксер.
Основные проекты: Depeche Mode, Nitzer Ebb, Recoil.
Если перечислять тот список устройств, которые Wilder использует или использовал когда-то, то, пожалуй, не хватит и газетной полосы. Он прошел всю эру становления электронной музыки, отчасти даже влияя на ее развитие.
По данным на 1998-й год, Wilder использовал Apple Power Mac 7600 с 17-дюймовым монитором. Винчестер был всего лишь на 2 Гб, сей недостаток возмещался устройством Iomega 1Gb Jazz drive. В качестве аудио-интерфейса был использован Digidesign Audiomedia III PCI I/О. А теперь самое интересное: в качестве программного секвенсора Wilder использовал Steinberg Cubase XT v3.0. Плюс к этому была установлена программа редактирования сэмплов - Steinberg Recycle sample editor.
И вот на таком компьютере создавался альбом "Recoil" 1997 года ("Unsound Methods"). Надо сказать, Wilder остался очень доволен данными программными продуктами, а главное, теми возможностями, которые приобрел компьютер. В своих интервью он выделял (как положительные стороны использования софта от Steinberg) возможности быстрого наложения и редактирования эффектов.
Но компьютер был только составной частью студии у Wilder'а. Он использовал и дополнительные многодорожечные магнитофоны, сэмплеры AKAI и Emu, и, несомненно, огромное количество синтезаторов.
Liam Howlett
Основной проект: The Prodigy
Работал с The Art of Noise, Front 242.
Саудтреки к фильмам "Шакал", "Хакеры", "Хакеры 2" и пр.
По данным на 1998 год, Liam Howlett работал на базе компьютера Apple Power Mac 7100. И основной его программой была... (угадайте, что?) ... конечно, Cubase for Macintosh. До этого он много лет работал на Roland W30 workstation. Liam и сейчас использует его, но со временем для расширения возможностей пришлось прибегнуть к компьютерным технологиям.
Думаю, читателям будет интересно узнать, что в качестве драм-машин у Prodigy использовались Emu SP1200, Roland TR808, Roland TR909. Сейчас на РС существует множество их эмуляторов.
Mark Taylor и Brian Rawling
Трек "Believe" - Сher.
Запись производилась практически в спартанской по профессиональным меркам студии. Представьте себе, что композиция, ставшая всемирным хитом, производилась на микшерах Mackie, которыми может гордиться не один белорусский пользователь. В качестве звукового интерфейса был использован Korg 1212 I/O. Знаменитый эффект был получен путем подключения сравнительно нового устройства Digitech Talker, напоминающего своим видом старую гитарную педаль. В качестве компьютерного мультитрекового рекордера был использован Cubase.
Вокодерная секция голоса сводилась отдельно от основного вокала. Это во многом определялось и тем, что при синхронном звучании (не тронутом) сам вокодерный эффект терялся. Другую интересную особенность использования вокодера в песне "Believe" я нашел при чтении интервью Mark Taylor и Brian Rawling журналу "Sound On Sound". А именно, речь зашла о припеве: 'Do you believe in life after love?'. Эту фразу обрабатывали по-особенному - обработка шла только на первые слоги. Например, в слове "believe" обработано только "belie-", в слове "love" - только "lo-". Это позволило сохранить дикцию.
По окончании обработки голоса таким образом Mark Taylor боялся показывать его Сher, но после прослушивания она нашла новый эффект великолепным. Единственное, что Сher попросила добавить - эффект "телефона", как в записи Roachford. Последнее представляло собой то, что я описал выше у Danny Saber (сжатие частотного диапазона + distortion).
По окончании работы над песней Mark Taylor сказал: "Сильно помогло то, что я мог остаться один, загрузить все треки в компьютер и не заботиться о том, что кто-то посбивает фэйдеры и ручки эквалайзеров на микшере. Я мог в любой момент вернуться к сохраненному материалу и внести свои изменения...".
Daniel Miller
Профессиональные занятия: продюсер, микс-инженер, ремиксер.
Работал с Depeche Mode, Flood, Erasure, Alan Wilder, Mike Thorne.
Следует сказать, что этот человек практически на протяжении всей своей зрелой жизни делал Depeche Mode. Я думаю, что и ремиксы (к коим он имеет непосредственную причастность), и песни группы любимы многими нашими читателями. Да и список софта, который я достал, у Daniel Miller смотрится веселей: программный синтезатор Bitheadz Retro AS1, программный синтезатор Koblo Vibra 9000, секвенсор Opcode Vision, программный синтезатор Steinberg/Propellerheads Rebirth. Весь софт базируется на платформе Apple Macintosh A600.
Daniel пользуется различными устройствами, после чего переносит звук в компьютер для дальнейших манипуляций. Надо сказать, что список устройств, которые он использует, близок к Alan Wilder по количеству. Главным образом это старые аналоговые синтезаторы типа Moog Minimoog. Качество дальнейших манипуляций Вы слышите в Depeche Mode:)
Кода
То, что компьютеры уже используют при записи даже такие гранды, как Rolling Stones и Deep Purple, не секрет. Важно другое... я Вам показал в этом обзоре, что супер-хиты были произведены с помощью программ, которые очень хорошо знакомы нашему пользователю. Причем у них (у креативщиков) были более старые версии. Так за чем дело стоит?
Многие скажут: "Конечно, у всех, представленных в обзоре, Apple Macintosh!". Но, во-первых, все данные приблизительно за 1998-й год, а, во-вторых, что Вы хотели от Великобритании или Америки?
Cubase, Logic Audio есть и на РС! В настоящее время РС практически не отстают от АМ, а во многих сферах производства музыки даже перегоняют. В этом есть огромная заслуга Sonic Foundry. Без прикрас. Разработанные данной фирмой алгоритмы хранения, записи, обработки и анализа звуковой информации достойны высших похвал и не уступают по профессиональному уровню продукции Steinberg. Следует следить и за последними разработками для РС. Например, такие программы, как MbooM, T-RackS, Tuareg, Tsunami Pro открывают совершенно новые возможности в технологиях производства музыки. И во многом определяют новые стили.
В начале прошлого года я описывал программу Mixman Studio. Тогда я даже назвал ее дэнсмэйкером и предположил, что это хорошая игрушка для начинающих. Но не тут-то было! Mixman Studio вошла в мир профессионалов от музыки, и среди знаменитостей, ее использующих, оказались Ice T и The Art of Noise... Комментариев не нужно:)
На нескольких сайтах группы Chemical Brothers есть ссылки на Sonic Foundry...
Мир не стоит на месте. Как, собственно, и технологии.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua
P.S. Если у Вас есть достоверные данные на подобную тематику - поделитесь:)
Горячие темы