Назовем это праздником...
Не так давно, а именно - в конце 1999 года, Sintirillium Software Corporation (USA) представила миру новую версию своего программного продукта - Cool Edit 2000.
Программа Cool Edit известна широкому кругу пользователей уже на протяжении трех-четырех лет. Изначально программа представляла собой звуковой редактор с небольшим количеством возможностей. Но постоянный концептуальный и идейный рост программы позволил ей выжить в сложной конкурентной борьбе. Cool Edit с успехом перешагнула рубеж 1998-го года, когда разве что ленивый не писал собственных звуковых редакторов. Некоторые алгоритмы по обработке звука до сих пор остаются эксклюзивными - это помогло программе выжить. Cool Edit 2000 входит в тройку лучших звуковых редакторов наряду с Steinberg WaveLab 3.0 и Sonic Foundry Sound Forge 4.5. Надо сказать, что Cool Edit ближе по концепции к последней, но есть у него много общего и с такими редакторами более низкого уровня, как GoldWave и Tsunami Pro. Подведя некоторый итог, Cool Edit 2000 можно отметить как программу переходного уровня. Лично я считаю ее интересной только за то, что никогда не угадаешь, в каком направлении разработчики будут продвигать продукт дальше. Качественно(!) продвигать...
Cool Edit 2000 - не является чем-то существенно новым. Я бы сказал, что это логическое продолжение CoolEdit Pro. Не трудно заметить общую тенденцию замены ранее популярных приставок к названию "Pro" на приставки "2000". Что поделаешь... миллениум:) Хотя, если добрая половина современного программного обеспечения, кроме названия, практически ничего не поменяла, Cool Edit внесла ряд существенных изменений в свой арсенал возможностей.
Давайте же приступим непосредственно к рассмотрению данного продукта.
Возможности программы Cool Edit 2000 расширяют два plug-ins: 4-track Studio (расширение редактора до 4-х дорожечного мультитрека) и Audio Restoration.
4-track Studio plug-in делает работу с digital audio более комплексной. Становятся доступными функции микширования.
Audio Restoration plug-in позволяет реставрировать записанные файлы, удалять щелчки, шумы и гул. Доступны такие операции, как Click and Pop removal, hiss reduction и clipping restoration.
Cool Edit 2000 поддерживает импорт и экспорт МР3-файлов. Для экспорта необходимо вызвать опцию File->Save As... и выбрать МР3. Изменить характеристики компрессии экспортируемого файла можно в окне Options.
Среди возможностей Cool Edit нужно отметить использование нескольких clipboards. Для их выбора следует указать нужное в Edit->Set Current Clipboard. Если Вы выбрали Windows Clipboard, то wave из Cool Edit может копироваться в любые другие программы. Очень удобно и ново.
Cool Edit может работать с файлами, частоты дискретизаций которых - от 1 КГц до 10 МГц. Поддерживаемая разрядность - 24-bit PCM или 32-bit float.
Очень грамотно сделана функция оптимизации саундкарты пользователя под продукт Cool Edit. Например, узнать, какие частоты дискретизации и разрядности файлов может поддерживать Ваша карта, можно в окне Options->Settings->Devices. Там Вам представится отчет по результатам тестирования саундкарты с описанием ее возможностей. Я, например, с удивлением обнаружил, что моя карта поддерживает 24 бита и 96 КГц при воспроизведении.
Эффекты Cool Edit разнообразны и во многом специфичны только для этой программы. В качестве одного из самых ярких я бы привел эффект генерации тона (Generate->Tones). Если в опции, именуемой Source Modulation, Вы не указали ни одной из трех позиций, то программа будет работать как простейший генератор тона без учета исходной синусоиды. Можно получить звуки, близкие к таким известным аналоговым синтезаторам, как Hammond и VOX. Если Вы определились с указанием позиций из опций Source Modulation, то исходный звук будет учитываться и представляется возможным сгенерировать эффекты, близкие к вокодерным и от них образованные. Система похожа на действие fusion: Vocoder DirectX plug-in, но имеет свои отличительные характеристики звучания.
Другой интересный эффект доступен в Edit->Mix Paste. Он позволяет произвести микс выделенного звукового фрагмента с сэмплом, находящимся в clipboards (или другим файлом). При включенном режиме Modulate финальный микс эффекта получается близким к вокодерным звучаниям.
Удобной функцией программы является Waveform List (Window->Waveforms List). Чтобы открыть или закрыть какие-нибудь файлы, совсем не обязательно пользоваться операцией File->Open. Используя Waveform List, можно редактировать свою базу загруженных файлов, и, помимо простых операций Open-Close, здесь присутствует режим автовоспроизведения. То есть, если у Вас загружено одновременно много файлов (например, десять), то поиск нужного с помощью Waveform List является не сложной и удобной операцией.
Программа предоставляет пользователю еще ряд интересных возможностей, таких как "прошивка" "горячих" клавиш (Options->Shortcuts), генерация списка выполнения заданий (Scripts & Batch Processing), изменение частотного спектра файла под заданную мелодию (Transforms -> Special -> Music) и многое другое.
Я считаю, что данный продукт является переходным и может вырасти во что-то радикально новое и более глобальное. По крайней мере, уже сейчас есть модули, поддерживающие и предназначенные для работы с loop. Очень много эффектов и возможностей программы построены на частотном анализе звука. Cool Edit, наверное, единственная программа, так глубоко проникшая "внутрь" звуковой синусоиды.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua
Автор CoolEdit - David Johnston
Сначала было увлечение электронными синтезаторами в 70-х. Затем Дэвид Джонстон начал программировать в высшей школе на базе компьютера Commodore PET. В 1982 году началась его карьера каак программиста. Рабочим компьютером был Atari 800. С тех пор прошло уже достаточно много времени, за которое Дэвид успел написать программы для Apple, Commodore 64's, Macintosh, PC-совместимых компьютеров, мэйнфреймов и рабочих станций.
Джонстон закончил колледж Eastern Montana. На протяжении нескольких лет работал в корпорации Microsoft в ранге software engineer.
В 1991 году получил награду Bachelor's Degree of Science в области программирования от Вашингтонского университета. В том же 1991-м году Дэвида привлекла такая область современного программного обеспечения, как музыкальный софт. Он начал разрабатывать данную область и программировать в ней, в результате чего на свет появились такие продукты, как Cool Edit и Kaleidoscope.
В 1995 году Дэвид Джонстон вместе с Бобом Эллисоном организовали фирму Sintirillium. С тех пор Дэвид Джонстон работает над совершенствованием своих продуктов и генерацией новых идей, одна часть из которых была реализована в виде отдельных программ, таких как, например, Wind Chimes (1996 г.в.), а другая продолжает закладываться в постепенно растущий по мощностям обработок и возможностям звуковой редактор Cool Edit. Именно этот продукт и является в настоящий момент визитной карточкой Sintirillium Software Corporation.
Адрес Sintirillium в Интернете: www.syntrillium.com.
Горячие темы