(Продолжение, начало в №6)
Запись
Для того, чтобы провести запись на какой-либо трек, нужно нажать кнопку Arm for Record (кружок) в консольной части самого трека и потом нажать общую кнопку Record на панели под окном рабочего интерфейса, где расположены непосредственно сами аудио-треки.
Если трека, несущего на себе функции записываемого, Вы не определили, то программа создаст новый свой.
Если Вам надо отключить функцию записи именно на этом треке, то нужно повторно нажать в консольном окне кнопку Arm for Record.
Запись может осуществляться сразу на несколько треков одновременно. Причем она может сохраняться под разными именами. Это очень удобно, так как впоследствии не надо будет возиться с расстановкой и копированием одинаковых треков. Не забывайте, в каждом треке встроенными функциями являются компрессор и эквалайзер. А с этим арсеналом уже можно эксайтировать сигнал, сделать объемный стереоспецэффект, учитывая еще наличие возможностей Envelope по парметрам громкостей, панорамы и FX-ов.
Если Вы делаете запись в циклической области, то она также будет циклироваться в одном фрагменте. Для удобства останова можно использовать клавиатуру (клавиша "пробел").
В одном треке могут содержаться файлы с различными техническими характеристиками. Например, после нажатия Arm for Record в консольном меню добавляется кнопка-переключатель стерео/left,right-записи (изображается в виде одного или двух динамиков). Также после нажатия Arm for Record появляется индикатор уровня записи, но, как ни странно, он один даже для стерео. Наверное, это для облегчения интерфейса.
Воспроизведение
Часть функциональных возможностей воспроизведения мы уже рассмотрели при описании функций курсора. Единственное, что можно добавить, это возможность делать MUTE и SOLO для каждого отдельного трека в консольной части приложения. Функция SOLO может работать сразу для нескольких треков (например, из всей "пачки" Вы захотели прослушать всего два).
Также к удобным функциям воспроизведения можно причислить возможность воспроизведения сэмпла или звукового фрагмента в окне explorer'а, при общем воспроизведении общего файла (real-time).
Звуковой фрагмент в explorer'е проигрывается таким, какой он есть, чем отличается от ACID'овского воспроизведения сэмплов, которое делает стретч (растягивание) под bpm-композиции, если он не больше какого-нибудь размера.
Я считаю, что каждый программный продукт мультитрека отличается от других по качеству записи, полифонии сведения и выходной компрессии. Поэтому в качестве записи я определился - Sound Forge. ACID мне очень понравился по качественным характеристикам выходного сведенного материала и Vegas Pro использует подобный модуль. Это чисто ауральные мои ощущения, но постепенно я перешел на продукты Sonic Foundry, о чем говорит, собственно, и эта статья. Поэтому вслушайтесь, настоятельно рекомендую, в качество воспроизведения сведенного и записанного материала в Cubase и Vegas Pro и сравните их.
Консольные окна аудиотреков
Консольные окна аудиотреков по функциональным возможностям отличаются от тех, к которым привыкли пользователи программы ACID. Первая отличительная характеристика - вертикальный ZOOM. Так как каждый трек в Vegas может иметь только три фиксированных положения вертикальной величины на экране (restore, minimize, maximize, плюс можно ставить вариабельную величину с помощью курсора мыши), то вертикальный ZOOM справа являлся бы неким повторением этих возможностей. Посему вертикальный ZOOM распространяется не на сам трек, а на синусоиды, находящиеся в блоках. Это можно назвать удобным для более подробного изучения структуры файла и возможностей синхронизированного размещения других треков. Например, как выглядит синусоида drum-loop, знает любой специалист, и, опираясь на графическое изображение, он сможет достроить каждый файл.
На консольных окнах аудиотреков расположены движки (фэйдеры) Volume, Pan и кнопки Track FX, Arm for Record, Mute, Solo.
Отдельно о Track FX
При нажатии на одноименную кнопку появляется окно, где пользователю предоставляется возможность сделать для каждого трека в отдельности свои уставки эквалайзера (в четырех частотных диапазонах), компрессора, а также подключить другие FX-модули. Например, такие, как Dither. Для каждого FX есть свои уже подобранные пресеты, что облегчает задачу и ускоряет время ее выполнения. Помимо этого можно создавать и сохранять свои собственные пресеты. Что касается самих эффектов, то для wav-файлов, сформированных из MIDI, а также большинства треков, списанных с сэмплеров AKAI, они действенны. Но для "живого" Digital Audio я бы не применял именно родные FX в консольном меню. Так как есть еще возможность использовать и DirectX plug-ins и есть возможность обработки трека в wav-виде отдельно в других пакетах, например, T-RackS, Cool Edit и т.п.
Подключаемые FX'ы
Помимо потрековых FX, есть еще и общие, уровнем которых можно управлять так же, как громкостью и панорамой (движки в консольном меню, Envelope). Эти FX можно сформировать в отдельном окне (Insert ->Assignable FX, кнопка Insert Assignable FX в окне Mixer).
Assignable FX может быть сформирован из одного или нескольких DirectX plug-ins, насколько это позволят параметры Вашего компьютера. Работа происходит примерно так же, как и в Sound Forge, только в real-time-режиме Вы можете работать с квинтэссенцией сразу нескольких plug-ins, что делает Vegas Pro в своем роде неповторимым программным продуктом и выделяет его относительно других.
Количество, как и наполнение, FX запоминается в числе данных о Вашем проекте и при формировании нового проекта не учитывается.
Кристофер М. ИХИХО,
chris@music-hall.com.ua,
music-hall.com.ua
Горячие темы