Почему некоторые проекты становятся freeware, а другие shareware? Как спроектировать заранее коммерческий проект? Садясь за какой-либо новый продукт в виде программного обеспечения или сайта, любой нормальный человек рассчитывает получить с него прибыль. И это правильно, только не каждый может верно рассчитать развитие продукта. Если у вас уже работает готовый проект, но вы не знаете, почему же он все-таки неприбылен, то самое время заняться изучением вопросов менеджмента.
Разработка и составление технического задания несет в себе главную долю усилий в будущем продвижении проекта, хотя и другие этапы жизненного цикла продукта не менее важны.
Начнем со стадии проектирования. Именно на стадии проектирования программного продукта или информационного ресурса (что на сегодняшний день практически одно и то же) необходимо начинать преследовать цели удовлетворения спроса со стороны потребителей. Для этого вы должны рассмотреть ваш проект со следующих позиций-критериев:
- Стоимость.
- Минимальные требования к "аппаратной" части компьютера, на котором ваш проект будет работать.
- Качество.
- Элементы роскоши.
- Размеры самого программного продукта, скорость выполнения операций, корректность их выполнения.
- Частота обновлений продукта.
- Обслуживание продукта, его простота и скорость. Степень автоматизации обслуживания.
- Универсальность использования.
- "Участие" потребителя в производстве.
- Защита.
Разработчик же должен еще учесть следующие параметры или характеристики:
- Размеры занимаемых объемов памяти ("жесткой" и оперативной).
- Дизайн.
- Языки программирования, на которых будут написаны отдельные модули продукта. А также дополнительные программные продукты, участвующие в создании проекта (например, Adobe Photoshop, DDclip и пр.).
- Соотношение стандартных и специфических элементов.
- Модульные компоненты. Структурная схема, включающая в себя модульные компоненты.
- Компоненты для увеличения производительности продукта.
- Компоненты для увеличения надежности работы продукта.
- Элементы, отвечающие за защиту продукта от взлома.
Между некоторыми критериями и характеристиками существуют определенные взаимосвязи. Например, улучшение дизайна приведет к увеличению критерия "Элементы роскоши", хотя отразится сразу же на минимальных требованиях к конфигурации и универсальности использования.
Соотношение стандартных и специфических элементов так или иначе оказывает влияние на простоту и качество обслуживания продукта, а в отдельных случаях и на его универсальность.
В зависимости от принадлежности программного продукта в ряде пунктов-критериев допускаются пробелы, но следует учесть и тот факт, что отсутствие планирования по одному из пунктов делает продукт менее мобильным для развития в сторону качественных преобразований в будущем.
Следует отметить тот факт, что дизайн Интернет-ресурсов, о важности которого так много говорят в последнее время, является "палкой о двух концах", так как влияет в худшую сторону на половину представленных пунктов-критериев. Поэтому при проектировании продукта следует реально учитывать мотивацию потенциальных посетителей ресурса, развитие которой имеет не революционный, а только эволюционный характер и зависит от уровня познаний и восприятия каждого отдельного индивидуума. Основной мотивацией посещения сайтов является получение информации и/или использование средств коммуникации. Поэтому если вы внимательнее рассмотрите пункты-критерии применительно к вашему сайту, то поймете, что дизайн важен только как инструмент разработчика.
При проектировании продукта должны быть учтены и просчитаны его отличительные характеристики. Для этого требуется прежде всего сделать качественный анализ продуктов в этой отрасли рынка. Кроме того, необходимо проанализировать, насколько отличительные характеристики нового продукта будут выигрышными по сравнению с другими. Постоянное изучение рынка - во многом залог успеха. Здесь можно привести уже классический пример с KODAK и FUJI. FUJI первыми выпустили фотопленку, отличающуюся яркими цветами. Хотя, по мнению многих специалистов, пленка KODAK и обладала более натуральной цветопередачей, покупателю больше нравилась неестественная яркость. Поэтому в KODAK изучили состав новой пленки и выпустили свою. В итоге часть рынка осталась за ними.
Отличительные характеристики находятся большей частью в свойствах продукта. Как пример можно привести простой электрический чайник. Нельзя рекламировать этот продукт под лозунгом: "Это - чайник. Он кипятит воду". Это знают все. Правильной рекламой было бы (если все правдиво): "Этот чайник позволит вам сэкономить уйму времени. Вам больше не придется следить за тем, как он закипает, чтобы вовремя выключить, и т. д.". При грамотном анализе рынка можно написать программу-конкурент и Microsoft Word. Одна из основных задач "Паблик рилейшнз", к которым вы прибегнете потом: дать выигрышное и правдивое описание выпускаемой вами продукции. Чем больше отличительных характеристик - тем выигрышнее описание.
Жизненный цикл продукта можно разделить на несколько этапов. Отличительная черта первого этапа - это незначительность таких параметров, как цена и качество. Продажи будут не большими, и основная конкурентоспособность продукта будет в его отличительных характеристиках. Переходя ко второму этапу, следует уже обращать внимание на такие параметры, как качество и цена, и последняя, по всей видимости, должна стать определяющей.
(Продолжение следует)
Владимир СЕРЕБРОВ
Горячие темы