Программка, чего от тебя ждать?

На данный момент существуют 5 основных типов распространения программного обеспечения. От типа распространения конкретного продукта зависят уровень сервиса и защиты от вирусов и троянцев (программы, ворующие или портящие информацию с вашего компьютера), способы распространения, описания (help) и т.д. Это влияет как на его разработчиков, так и на его пользователей. На разработчиков: сколько они получат денег, каковы их начальные инвестиции на "раскрутку", каковы их перспективы на будущее. На пользователей: вероятность наличия грубых ошибок или "сюрпризов", возможность консультаций и т.д. - все, что касается сервиса по обслуживанию.

Зная тип распространения программного обеспечения, можно заранее предполагать о потенциальных последствиях его внедрения и использования. Я не являюсь убежденным сторонником или противником какого-либо типа программного обеспечения. Просто каждое из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Freeware - свободно распространяемое программное обеспечение. Программное обеспечение распространяется бесплатно. Поговорка - "бесплатный сыр только в мышеловке" не всегда верна.

Зачем разрабатывают freeware? Кто - от нечего делать, кто что-то себе доказывает, кто - еще по каким-либо причинам. Рано или поздно у всех появляется идея на этом заработать. Не у всех это получается, и разработанное программное обеспечение забрасывается. Кому-то удается сделать начальный капитал и открыть серьезную фирму, кому-то - просто заработать. Иногда появляется кто-то другой и зарабатывает на тех, кто разработал freeware.

Часто применение freeware является тактическим шагом разработчика по заработку денег - программное обеспечение бесплатно, а обслуживание - за деньги. Часть программного обеспечения распространяется вместе с исходными текстами. В данном случае своеобразный способ защиты авторских прав (возможности заработать) - плата за консультации и документацию.

Яркий пример freeware - операционная система Linux. Операционную систему дорабатывает целая армия программистов-энтузиастов. Зачем? Из спортивного интереса, а заодно - чтобы создать головную боль Microsoft. Возможно, из-за того, что Linux является freeware, она не достигла производительности Windows. Если бы в Linux вложили около полмиллиарда долларов инвестиций, то, более чем уверен, она бы опередила на тестах Windows. Но это - отдельный разговор. Одно дело, когда программное обеспечение разрабатывается ради удовольствия, другое - когда вы знаете, что, достигнув какого-либо результата, вы станете миллионером.

"Рекламирует" freeware народная молва. Часто главным лозунгом является то, что оно бесплатное...

Главная проблема freeware - ограниченность финансовых ресурсов разработчиков. Разработчики freeware часто не имеют надежных постоянных источников финансирования, нет никаких гарантий, что они будут заниматься этим завтра (фактор нестабильности). Это является сдерживающим механизмом по использованию freeware в крупных компаниях. Отказ от старого и переход на новое программное обеспечение (обучение персонала, настройка). Скупой платит дважды. "Дешевле" купить у солидного разработчика и не иметь проблем.

Многие компании, столкнувшиеся с вирусными и хакерскими атаками, предварительно тестируют новое программное обеспечение. В ряде случаев, от греха подальше, начисто запрещают использовать freeware.

Платное программное обеспечение - коммерческие версии. При инсталляции (при установке на компьютер) платного программного обеспечения выводится текст лицензионного соглашения. Если вы нажимаете кнопку "Да" (OK) или "Продолжить" (Continue), то вы соглашаетесь с изложенными там правилами пользования и несете полную юридическую ответственность за соблюдение лицензионного соглашения.

Мы можем долго рассуждать о недостатках правовой системы, считать соблюдение авторских прав анахронизмом развитых капиталистических стран, но вполне уместна параллель с видеопродукцией на российском рынке. В один момент большим людям, близким к правительственным кругам, оказалось выгодным контролировать рынок лицензионного программного обеспечения и за это начали "сажать". Вспомните недавний опыт Чехии, когда на одном крупном предприятии (заметьте - государственном) на компьютерах было найдены пиратские версии программного обеспечения...

Деньги - двигатель прогресса. Прогресс, оплаченный большими деньгами, имеет большую степень вероятности быть востребованным обществом потребителей. Программное обеспечение от солидного производителя существенно отличается от кустарной самоделки. Мы не будем касаться Microsoft, но большинство солидных фирм производит солидное программное обеспечение.

В рекламу вкладываются очень большие деньги. Чем больше вложишь, тем выше прибыль. Реклама 100% действует на непрофессионалов, а именно они составляют основную армию пользователей.

Shareware - программное обеспечение, которые вы можете использовать ограниченное количество дней (обычно 30), а затем принять решение - хотите ли вы его купить или нет. Если вы решаете не покупать данный продукт, то вы обязаны его стереть с винчестера. Это особый вариант платного программного обеспечения. Обычно с него начинают распространение нового продукта и завоевание новых рынков. За shareware-версиями обычно следуют коммерческие версии.

Достоинство - пользователь перед покупкой может оценить новое программное обеспечение. Это тот вариант, когда установленное только из интереса программное обеспечение может быть куплено.

Недостаток - сложность отслеживания, когда было установлено программное обеспечение. Существуют крэки - программки, осуществляющие взлом защиты программы. Для shareware это актуально, т.к. крэки взламывают систему, отслеживающую дату установки. Отследить взлом защиты часто оказывается невозможным. Систематически запускаемый крэк приводит к возможности нелицензионного использования программ вполне легальным способом.

Условно бесплатное программное обеспечение, стоимость которого мизерна (1 цент или 1 доллар США) по отношению к аналогичному. В эту стоимость входит только стоимость лицензии - право на использование этого программного обеспечения. На практике в его стоимость входит стоимость лицензии, стоимость носителя (дискеты или CD), стоимость записи, стоимость транспортировки и может достигать 2-3 долларов США. При продажах через Internet - простого копирования с web-сайта, покупатель не получает ничего материального. Это вызывает ощущение того, что он покупает "воздух", а если это воздух, зачем за это платить, пусть и малые деньги.

Маленькие деньги заставляют платить даже тех, кто до этого не купил ни одного лицензионного пакета. Кто покупает из гордости, кто - из нежелания "оглядываться" за использование нелицензионного программного обеспечения, кто -из-за того, что раньше не платил, потому что было слишком дорого.

Если покупатель заплатил деньги, пусть маленькие, то он обязательно попытается использовать данную программу или хотя бы посмотрит на нее (мало ли, понравится). Если очень понравится, то следующие версии можно продавать по более дорогой цене. В определенном смысле это более выгодная альтернатива shareware, по крайней мере, более перспективная. Она изначально "учит" пользователя платить за программное обеспечение.

Internet-версии - версии, основанные на повременном использовании программного обеспечения через Internet. Пользователь платит в зависимости от времени работы. Эта услуга пока слишком экзотична. Microsoft грозится открыть такую услугу по использованию MS Office уже скоро, если ее не закроют или не разделят...

Сергей СОКОЛОВ (БГУИР),
sokol@belcaf.minsk.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!