Звук за чашкой кофе

Геннадий Сырокваш. X-Noise Factory

- Гена, учитывая твой многолетний опыт работы, хочу спросить следующее: кто должен непосредственно заниматься мастерингом - отдельный человек или сам аранжировщик?

- Я считаю, что конечным мастерингом может заниматься непосредственно сам аранжировщик, за исключением тех случаев, когда он не в состоянии исправить качество звука своего продукта. В противном случае всю работу должен сделать мастеринг-инженер. В любом случае решать автору проекта.

- Есть ли в Беларуси мастеринг-инженеры?

- Я с таковыми вплотную не сталкивался, причем, по специфике своей работы, делаю мастеринг сам. Единственное исключение - "Master Studio" в Минске. Они делали "Краму", "Троицу", "Отражение" и несколько других проектов. На самом деле работа мастеринг-инженера достаточно трудоемка и требует практических и теоретических знаний. Поэтому я редко встречал людей, способных аккумулировать в себе эти качества, то есть: теорию и практику.

- Сейчас часто можно встретить явление, когда белорусский проект, сделанный на Москву, после подписания контракта переписывается там наново. Это что - плохое качество работы наших аранжировщиков и звуковиков?

- В основном, это вопрос качества. Хотя проект, который попадает в Москву, если он хорошо записан, проходит что-то типа "ОТК". Причем достаточно слова одного звукорежиссера, чтобы поставить крест на всей предыдущей работе независимо от качества показанного материала. Можно сказать даже о заинтересованности в перекачке бюджета местных саундпродюсеров в свои карманы.

- Эта перекачанная сумма обычно имеет какие размеры?

- Я уйду от этого вопроса... Размеры большие...:)

- Но ведь у нас писались "Запрещенные барабанщики". Почему они делали это не в Москве?

- Во-первых, это исключение из правила, а во-вторых, здесь намного дешевле.

- Какие из новых белорусских проектов пойдут или уже идут в Москву?

- Желающих много, но реально могут претендовать считанные единицы. "Леприконсы" заключили контракт с "Союзом" на выпуск нескольких альбомов. Дебютный альбом был записан на X-Noise Factory и доработан на московской студии. Претенденты номер два на российскую сцену - группа "Мантана" (не "мОнтана"). Еще можно назвать "Палац", их композиция попала в российскую сборку. А все остальные, в основном, покоряют нашу, белорусскую, сцену.

- Фирма X-Noise factory ассоциируется у многих с передовыми технологиями на РС. В частности, вы работаете на интерфейсах Event, расскажи об этом поподробнее.

- Мы всегда старались и стараемся идти в ногу со временем. И все новые веяния нам не чужды. В частности, продукт фирмы Event, интерфейс Layla, используется на студии. Практически все последние разработки по программному обесчпечению появляются у нас почти через две недели после выпуска.

- Но, по параметрам, ты ощущаешь данный интерфейс на РС хуже, чем Маковские интерфейсы?

- Здесь я с тобой не соглашусь. Я приведу конкретный пример: интерфейс Digidesign по некоторым параметрам уступает интерфейсу Layla (это отношение сигнал/шум, по коэффициэнту нелинейных искажений на выходе).

- Какие минимальные требования к комплектующим компьютера предъявляет установка Layla?

- По моему мнению: процессор Intel Pentiun II 300, оперативная память 64 Мб, винчестеры UDMA с объемом не менее 4 Гб.

- Какие программные продукты являются наилучшими для данной конфигурации?

- Windows 98. Базовыми аудиопродуктами для начинающих являются Cakewalk Pro Audio, Sonic Foundry Sound Forge, plug-ins DSP/FX, Arboretum Hyperprism DX, Waves, Ultrafunk, TC Native (список можно продолжить по желанию:)). Для продвинутых пользователей - Cakewalk Pro Audio V9, Sonic Foundry ACID, Fruity Loops, MakeWaves, Emagic Logic Audio Platinum, Cubase Audio VST 3.7 r1.

- Каким ты видишь развитие программных продуктов, в том числе и перечисленных на будущий год?

- 3D Audio. Надеюсь, в перспективе появится 4D :). Переход на новую разрядность и частоты сэмплирования, которые будут уже за пределами человеческого восприятия на уровне подсознания. Когда каждый музыкант, или даже не музыкант, сможет получать ту музыку, которая находится у него внутри.

- Как известно, ты обучался или стажировался в Германии. Чему тебя научили немцы? И на чем базируются твои знания сейчас?

- Прежде всего я привез оттуда знание теории - как нужно правильно использовать возможности студии и тех процессоров, которые там находятся, практические знания по расстановке микрофонов при подзвучке акустических инструментов, знания основ акустики и работы с компьютерными технологиями. Там стояла станция на базе Pro Tools. Сейчас я работаю на РС, по моему мнению, это перспективная система, хотя, может, на сегодняшний день не полностью отвечающая моим потребностям.

- Это каким?

- Во-первых, по качеству обработки звука, по быстродействию, по производительности. При переходе на работу с большей разрядностью мощность компьютера должна возрастать в несколько раз, что на сегодняшний день пока является проблемой. А также проблема - работа в реальном времени с большими объемами аудиоинформации.

- Каким ты видишь развитие компьютерных технологий в белорусском звуке?

- Переход от количества к качеству...

- А разве есть количество?

- Я думаю, что есть. Я знаю многих людей, которые занимаются или пытаются заниматься звуком. Я не против этого, но, как в любом деле, здесь есть профессионалы. В нашем деле остаются только профессионалы.

- Сколько, по твоему мнению, надо обучаться звуку, чтобы стать профессионалом?

- Я учусь каждый день. Бывает, что дня мало. А в принципе, совершенство достигается упорным трудом и талантом.

- Считаешь ли ты себя профессионалом сейчас?

- Те люди, которые со мной работают, могут ответить на твой вопрос.

- Современные программные продукты сейчас уже требуют длительного обучения. За сколько времени, как ты думаешь, простой пользователь может качественно освоить серьезный продукт?

- За моей спиной есть знания, которые мне позволяют быстро осваивать новые программы. Все зависит от реального объема знаний, и у каждого человека он разный. В среднем, освоение одной программы среднего уровня занимает около месяца, не учитывая мелких нюансов.

- Считаешь ли ты, что компьютерная аранжировка требует специального обучения, например, в ВУЗах?

- Считаю, что нет. В аранжировщике это должно быть заложено изначально: чувство стиля, чувство звука - самые главные в аранжировке. И то, что дается в ВУЗах, может быть вторично и на практике никогда не использоваться. Поэтому истинный аранжировщик должен родиться таковым.

- Ты хочешь сказать, что простому смертному это не доступно?

- Почему же? Доступно. Единственное, что не доступно простому смертному - это писать музыку, которая будет нужна другим людям. Музыку может писать любой, а хорошую - единицы.

- Последний вопрос. Что бы ты пожелал читателям "КВ"?

- Мы доживаем последние деньки двадцатого века. И я счастлив, что живу на границе веков, когда на глазах в компьютерных технологиях происходит революция. Пусть двадцать первый век для каждого из нас станет началом нового пути, стартовой точкой к цели, который каждый из нас выбрал для себя. Больше хорошей музыки, чистого звука... Всего Вам.

Беседовал Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

50 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!