Узнав, что Intel в Москве раздает советы, как обустроить электронную коммерцию, причем бесплатно, то есть совершенно даром, мы с Дмитрием Кожуро решили: "Надо ехать". И, сделав ручкой родной минской слякоти, погрузились в поезд. Москва встретила нас отражением утренней помятости в зеркале, мелким снегом и все той же родной слякотью. Как говорил индеец Никто "И как это им удается возить за мной весь город?"... В общем, как будто и не уезжали. Разве что деньги другие. Да еще карточки в метро какие-то не такие. "Использовать до 08.03.00." Баг 2000 года показывает звериный оскал.
Знаменательное событие - доклад вице-президента (старшого) компании Intel Шона Мэлони (Sean Maloney) - происходило в конференц-зале "Владимир" гостиницы Балчуг-Кемпински. Туда-то мы и отправились. Нельзя сказать, что зал был забит битком, но исключительно потому, что он был большим. Нахлобучив на квадратную голову диктофона наушники с сидящим внутри синхронным переводчиком, мы приготовились слушать. И вот, что поведал господин Шон Мэлони.
Опыт Intel в электронном бизнесе (именно так назывался доклад) сомнений не вызывает. Сейчас компания занимает первое место по ежемесячному обороту денег в Интернете, и это при том, что в начале 98 года эта цифра равнялась нулю. Более того, по прогнозам Intel, в 2002 году оборот электронного бизнеса во всем мире превысит триллион долларов. Цифры впечатляют, и не удивительно, что компания, держащая сейчас первое место по производству "железа" для этого самого бизнеса, не хочет упускать лидерства и по его применению. Однако возникает вопрос, что же такое e-business и отличается ли он от электронной коммерции.
Оказалось, да, отличается. Первоначально использование Internet сводилось к рекламе и возможности посмотреть на товар, не выбираясь из-за компьютера. Логичным продолжением стала электронная коммерция (e-commerce) - возможность заказа и оплаты товара через Internet. Собственно, именно в последнее время эта область начала бурно развиватья - появились Internet-магазины, услуги build-to-order (то есть сборка на заказ) и так далее. Очевидно, что связь потребителя с производителем существенно упростилась (если отвлечься от проблем безопасности, конечно). Как сказал Шон Мэлони, "это проще, чем факс". Следующий логический шаг - перевод в в Internet всех деловых отношений, то есть рекламы, маркетинговых исследований, финансового анализа, платежей, поиска и найма сотрудников и взаимодействия с партнерами. Вот эта модель и называется - e-business. Очевидно, что, кроме взаимодействия с внешним миром (то есть с клиентами и партнерами), она подразумевает использование внутрикорпоративных сетей (Intranet) и автоматизированных систем управления для обмена информацией и координации действий. Такой перевод деятельности компаний на новые технологии - есть, несомненно, хорошо. Именно здесь и сейчас это, может быть, и не очень актуально. Но для стран развитого капитализма и телекоммуникаций Энди Гроув (председатель совета директоров Intel) предсказывает полный переход всех компаний на использование модели e-business в течение 5 лет. И вымирание динозавров.
Это были радужные перспективы. А теперь что касается проблем. Шон Мэлони заявил, что "мы должны опередить хакеров". Так что проблема безопасности является одной из основных. Вечная борьба брони и снаряда продолжается. По этому поводу кто-то из журналистов поинтересовался, как господин Шон относится к существованию в России журнала "Хакер" и собирается ли Intel вести какие-либо социальные программы по этому поводу. Спонсировать деньги на сооружение исправительных заведений и прочих домиков для бездомных поросят вице-президент отказался и сообщил, что Intel - технологическая компания и будет развивать технологическую сторону защиты. Еще одна проблема - нынешняя перегруженность телекоммуникационных каналов (а в свете повсеместного e-business и сопутствующих систем защиты данных она сильно возрастет). На этом фронте Intel разрабатывает технологию Internet Exchange Architecture (IXA) - блочная архитектура телекоммуникационного оборудования, использующая перепрограммируемые компоненты и открытый интерфейс.
Вот на этой радостной ноте все и кончилось. И надо было возвращаться. Хотелось, конечно, прихватить что-то с собой на память. Диме Кожуро приглянулась стильная синяя дверь с надписью Intel Inside, стыдно даже сказать, куда он ее хотел поставить. Ну а я положил глаз на не менее стильную мусорку с душевной надписью "Пиво Афанасий". Увы, мечты, мечты... Баг 2000 года в виде надписи на банке пива Magnum 7.2 преследовал нас до самого поезда. А пока остается ждать интернетизации последнего сельпо в родных болотах.
Константин АФАНАСЬЕВ
Горячие темы