[email protected]. Горячая линия мультимедиа

Добрый день. Сегодня рассмотрим спектр ваших вопросов, связанных непосредственно с программным обеспечением, работе с ним, и другие тонкости и полезности... Пользуясь случаем, приглашаю вас на концерт группы "UR'IA" 25 декабря в театре им. Янки Купалы с участием друзей и гостей, группы "Песняры" (под упр. Владимира Мулявина) и "Палац". Кто еще не в курсе, "UR'IA" - новый проект Юрия Выдронка ("Палац", "Криви"). Будет "живой" гитарный звук и интересное шоу. Предвкушая будущие вопросы, скажу, что имею непосредственное отношение к данной группе, поэтому и приглашаю. Вернемся к нашим вопросам. В данную подборку вошло много вопросов, кои были не единичными, поэтому подписей под ними, собственно, ставить не буду.


Уважаемый Кристофер!

У моего компьютера не хватает ресурсов для работы с новой версией Cubase. Хотелось бы поддерживать современный уровень программного обеспечения и поэтому у меня вопрос: каким софтом на 200 ММХ можно заменить последнюю версию Cubase?

Я бы посоветовал продукты Sonic Foundry: ACID, Soft Encode, Vegas Pro; Syntrillium Software Cool Edit Pro; SAW. Список на самом деле велик. Здесь можно сказать и о Making Waves от Perspective Solutions. Но реально оценивая сложившуюся ситуацию, советую обратить наиболее пристальное внимание на продукцию Sonic Foundry - очень много перспективных разработок и алгоритмов, а также качественная их реализация. Во многом Cubase им уже уступает, я говорю о real-time-стретче и качественном real-time-питче с сохранением bpm, 3D-позиционировании звука в стереопространстве, современных параметрах выходной компрессии сведенной композиции и т.д.


Вот все говорят в основном о трех аудиоредакторах: Forge, WaveLab и иногда о GoldWave. А есть ли еще что-нибудь в этом роде или на рынке монополия?

На рынке, скорее, не монополия, а переполнение. Все редакторы, которые Вы перечислили, имеют очень глубоко продуманный интерфейс, позволяющий пользователю быстро и удобно производить нужные ему действия. Причем алгоритмы обработок и их программное решение во всех продуктах различны и не взаимозаменяемы. Например, в GoldWave можно пользоваться уставками динамического диапазона для производства новых качественных звуковых эффектов. В последней версии появилась одна из первых качественных программных реализаций эффекта Допплера. И так далее.

Сейчас можно встретить множество звуковых редакторов, но они используют стандартные алгоритмы, интерфейсные элементы. А нового, собственно, очень мало.

Я могу назвать Вам один продукт, по праву достойный нашего внимания. Это - Tsunami Pro от Freeman Sound Labs. В данном редакторе наибольший интерес представляют новые алгоритмы обработки звука, основанные на научных изысканиях. Хотя они не совсем новые, но "краска" реализации своя. Есть поддержка DirectX plug-in, но реализация сей оставляет желать лучшего, да и интерфейс староват. Мне лично понравились шумодав, питч и некоторые отдельные эффекты. Данный продукт мог бы считаться революционным, если бы не последние достижения Sonic Foundry.

Сейчас есть уже много новых интересных разработок, имеющих свое начало, в основном, в университетах. По крайней мере, я уже встретил новые качественные алгоритмы энхансирования, эксайтирования, эмуляции всевозможных устройств и частотного аналайзинга сигнала. Это и будет определяющими позициями в дальнейшем развитии программ обработки звука. Сейчас сие в основном имеет вид отдельных маленьких программных модулей, часть из которых достойны того, чтобы вырасти в звуковой редактор. Хотя разработчикам проще выполнить это в виде plug-in - меньше программной части. Реальные перспективы сегодня имеет IK Multimedia, занимавшаяся раньше дэнсмейкерами, качественно развивающимися сейчас в сторону "сэмплерной схемы" мультитрека, и выпустившая программу T-RackS. Если всему этому будет хорошее продолжение, то IK Multimedia выпустит ряд продуктов на уровне Steinberg и Sonic Foundry и станет в один ряд с ними.


Развивается ли как-нибудь софт в профессиональную сторону для маломощных РС? Например, новые версии трекеров и т.п.

Среди профессионального софта я такого явления не встречал, так как область мультимедиа довольно ресурсоемкая. Трекеры (в смысле, люди), как они себя называют, организовали довольно мощную структуру взаимообмена информацией. Поэтому прогресс программ в данной области наблюдается. Появилась реализация всевозможных эффектов. Хотя со стороны все это напоминает кружок энтузиастов, сие несомненно принесет плоды и реорганизуется в некое более мощное течение. Главное, что я понял из общения с представителями данной области - это творчество и раритет. Все это в полной мере уже есть. Если бы было творчество без раритета, то и течения бы не наблюдалось, наверное.

Что касается малоресурсоемкого профессионального софта, следует отметить, что появляются новые разработки для ОС Linux. Данная ОС гораздо менее потребительски относится к ресурсам компьютера, за что ее, собственно, и любят. У меня есть информация о звуковых редакторах под Linux, значит, дальнейшее развитие не замедлит себя проявить. Вопрос только: когда? Когда... Ну когда я поставлю бутылку водки Дмитрию Бородаенко? (Пить не буду, буду только сидеть рядом и смотреть восхищенными мягкими персидскими глазами:)).


Как Вы оцениваете плагин Panhandler? Что еще в таком роде можно найти из программного обеспечения?

Panhandler - плагин, позволяющий позиционировать положение источника звука в горизонтальной плоскости. Главным его достоинством является возможность позиционирования стереоисточников звука. Локализация не четкая и нет возможности расчета перемещения источника звука. То есть, простыми словами, нельзя задать параметры движения по горизонтальной плоскости. Я бы назвал эту программу одной из лучших на сегодняшний день. Хотя есть 3d Audio, Waves StereoImager, Aureal A3D. Достоинств у каждой много. Недостаток у всех один: нет четкой локализации. На самом деле расчеты таковой являются очень сложными на уровне частотно-фазового спектра. А технологии у нас как развиваются?.. По технологии МР3, который всегда не отличался от CD по качеству, только kbps постоянно почему-то увеличивается:) А если серьезно, то 3D, созданное таким образом, отражается в плохую сторону при сведении композиции. Оно может присутствовать как элемент, но в общей пачке слушается неординарно. Мне больше понравились эффекты панорамного позиционирования, реализованные в программе Tsunami Pro.


Хочу реставрировать свои старые записи. К сожалению, они у меня сохранились только на кассетах. Какими программами лучше всего воспользоваться?

На самом деле систем реставрации старых записей на РС очень мало. Как хорошую, отмечу польскую разработку Dart Pro 32 1998 года выпуска. Программа включает в себя четыре алгоритма реставрации, таких, как DeClick, DeNoise, ReTouch, DeHiss. Сразу говорю, что это не то, что может ассоциироваться в обычном представлении после плагинов под SoundForge. Данную систему можно расценивать как реставрационную. Программа обладает возможностями анализа и функциями предпросмотра. Многие скажут: "Не real-time!". Но в таких делах real-time и не нужен. Я работал с этой программой и отмечу очень удобный ее интерфейс. Записи с винильных пластинок у меня "чистились" немного лучше, чем "пленка", хотя это во многом и зависит от аппарата, с которого сэмплировалась запись. Поэтому во избежание сильных потерь продумайте воспроизводящий тракт аудиокассеты (магнитофон).


Люблю стиль ambient. Есть ли программы, стилизованные под данную музыку с возможностью ее производства?

Володя Сергеев

Главным образом, это ультрамодная на сегодняшний день эмуляция синтезатора Reaktor 2.0. Навернуть что-либо в стиле игрушки StarCraft там вполне возможно. Есть возможность алгоритмизирования звуков и фильтров и получения новых космических, да и не только космических, тембров. Удачи!

Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!